А) Основной акцент на раскрытии красоты и

гармонии жизни

                 Остановимся на оценке критиков освещения темы и особенностей сюжетного исполнения, а также характеристике того,  в чём Бунин видит красоту и гармонию жизни.

«Задуманный ещё в 1891 году, но написанный и напечатанный в 1900 году в журнале «Жизнь», рассказ построен на повествовании от первого лица, как воспоминание о поре детства и юности в родном уезде. Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян. Таковы описания прочных изб, садов, домашнего уюта, сцен охоты, разгульных пирушек, крестьянского труда, трепетного приобщения к редкостным книгам, любование старинной мебелью, неистощимыми обедами, соседским гостеприимством, женщинами былых времён.

Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии(а п о л о г и я- чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита) минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника…» В связи с этим в рассказе ритмически воспроизведена череда смертей: могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семёновича, Анны Герасимовны… Перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни


Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов,

Е.Л. Ерохина, А.Б. Есин и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.

- 12 -

выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей

жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого». (1)

          Общеизвестно, что Бунин вслед за Тургеневым и Чеховым считается «воспевателем» угасающих дворянских усадеб. Возможно, поэтому творчество писателя воспринималось как упадническое, «ностальгизирующее» и было отвергнуто литературой первых послереволюционных десятилетий.

  Приведём выдержки из критических работ, которые, дополняя друг друга, доказывают мысль о том, что мироощущение, художественный талант Бунина выходит за рамки сословности, писатель становится не просто певцом дворянских усадеб, «отходящих в прошлое». Он мудрый созерцатель и певец всего лучшего, что было в русской «упорядоченной жизни», складывающейся на протяжении многих веков русской истории. Сопоставим мнения по этому вопросу литературоведов Ерохина Е.Л., Егоровой Н.В., Л.В. Кунина.

Ерохин Е.Л.: «Поначалу он кажется «бессюжетным», набросками воспоминаний. Но есть в нём сюжет, есть герой, есть герой дворянских кровей, который не проклинает, а боготворит нравственно здоровую жизнь русской деревни, хранящий основы национального быта, культ отцовства (Бог- отец, отец семьи, свёкор –батюшка, помещик- отец). Лирический герой Бунина воспринимает деревенскую жизнь как особый уклад совместного хозяйствования мужика и барина, которых объединяет общее понимание целесообразности жизни в соответствии с круговоротом жизни в соответствии с круговоротом солнца ».(2)

Егорова Н.В.: «Рассказ разворачивается как череда воспоминаний, как ретроспектива. Повествование ведётся от первого лица: «Вспоминается мне ранняя погожая осень»; «Вспоминается мне урожайный год»; «помню»; «как сейчас вижу»; «Вот я вижу себя снова в деревне…». Глаголы употребляются чаще всего в настоящем времени, что приближает читателя к происходящему в воспоминаниях. Иногда глаголы стоят во втором лице единственного числа – таким образом,  читатель вовлекается в действие: «…распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом, сквозь который ярко блестит кое-где утреннее солнце, и не утерпишь – велишь поскорее засёдлывать лошадь, а сам побежишь умываться на пруд»;, «Войдёшь в дом и прежде всего услышишь запах яблок…». (3)

  Кунин Л.В.     Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью. В нем мы встречаемся со многими людьми, портреты которых написаны с резкой, порой ошеломляющей си­лой. Вот проходят перед нашим взором крестьяне — «бойкие девки-однодворки», «барские» в своих краси­вых и грубых, дикарских костюмах», «мальчишки в бе­лых замашных рубашках», старики — «...высокие, большие и белые как лунь», разорившиеся помещики. «Мелкопоместным» и их жизни писатель уделяет осо­бое внимание. Это Россия, уходящая в прошлое. Время этих людей проходит. Бунин с нежной ностальгией вспоминает тетушку Анну Герасимовну и ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета воскрешает в его памяти старый дом и сад, «последних могикан дворового сосло­вия» — бывших крепостных. Дом славился гостепри­имством. «И уютно чувствовал себя гость в этом гнезде, под бирюзовым осенним небом!»

Роговер Е.С, Русская литература XX века. В помощь выпускнику школы и абитуриенту. М.: «ПАРИТЕТ», 2000 г.,  стр. 13-16.

2. Литература: Большой справочник для школьников и поступающих в вузы/ Э Л. Безносов, Е.Л  

Ерохина, А.Б.Есин и др. – М. Дрофа, 1998, стр.80.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: