Егорова Н.В. «История русской литературы XX века» в 2-х томах М.: Высшая школа. 2000. Т

I, стр. 48.

- 13 -

А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого че­ловека сложилась трагически, как и у многих мелкопо­местных, обедневших до нищенства.

Томительно текут серые, однообразные будни «бес­связной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнез­да». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действитель­ность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель ви­дит то, что до него никто не замечал: сходство как об­раза жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей па­мяти, — очень недавно, — имел много общего со скла­дом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию».(1)      

Здесь,  перед тем, как построить вывод по сравнению приведённых отрывков, следует обратить особое внимание на заключительную часть цитаты из работы

Л. Кунина. В ней, на наш взгляд, содержится скрытое противоречие, состоящее в следующем. Упоминая об «однообразных буднях «бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда», Кунин Л. утверждает, что «такое существование несет признаки упадка и вырождения». Каким образом можно решить эту проблему? Обратимся к выводу самого критика:

«Несмотря на элегичность и спокойствие повествова­ния, в строках рассказа чувствуется боль за дух одича­ния и вырождения, за крестьянскую и помещичью Рос­сию, которая переживала период падения, материаль­ного и нравственного.

«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин про­жил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.»(2)

           Подведём итог по той части исследования, в которой мы рассмотрели гипотезу о том, чтоосновной акцент Бунин определяет на раскрытии красоты и гармонии жизни.

¢ Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян.

¢      Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения.

¢ Поначалу рассказ кажется «бессюжетным», набросками воспоминаний. Но есть в нём сюжет, есть герой, есть герой дворянских кровей, который не проклинает, а боготворит нравственно здоровую жизнь русской деревни, хранящий основы национального быта, культ отцовства (Бог- отец, отец семьи, свёкор –батюшка, помещик- отец).

¢    Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.

¢ «Несмотря на элегичность и спокойствие повествова­ния, в строках рассказа чувствуется боль за дух одича­ния и вырождения, за крестьянскую и помещичью Рос­сию, которая переживала период падения, материаль­ного и нравственного.

¢ «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин про­жил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.


1. См. Кунин Л.В., стр. 88.


Там же, стр. 90.

- 14 -

 Итак, гармония, красота разлита для Бунина во всём: в осени, в запахе антоновских яблок, в работящих мещанах, в дыме от костра, но и в самом духе упадка (как это не парадоксально), в картине обнищания. По мнению критиков, безусловно, Бунин скорбел об ушедшем времени, но скорбел светло, потому что любил Россию такой, какая она есть, и всё в ней ему безгранично дорого.

б) Что поэтизирует Бунин в рассказе.

        Не только природа – предмет поэтизации в рассказе «Антоновские яблоки». Это люди, их портреты, характеры, судьбы, чувства. Это и общее чувство единения между людьми и, конечно, ощущение одиночества.

   «… излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…

     В художественном мире Бунина наиболее четко проявляется чувство одиночества,  одиночества вечного, вселенского, как неизбежного и непреодолимого состояния человеческой души. Непознаваемая мировая тайна порождает в душе писателя одновременно "сладкие и горестные чувства". К чувству радости и упоенности жизнью примешивается томящее чувство тоски. Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой. Вот почему любовь и смерть у него всегда идут рука об руку, неожиданно соединяясь с творчеством.(1)  

        Мнение литературоведа Краснопольского В.Г. содержит вывод о философском понимании Буниным «творящей сути жизни». Данное высказывание согласуется с уже приведённым выводом о том, что Бунин, прежде всего, мудрый созерцатель, он не учит, не подвергает критике окружающий его мир, для него главное- сама жизнь. Именно она становится предметом его наблюдений, восхищения, импульсом к творчеству, объектом творчества.

        «Бунин никогда не комментирует свои впечатления и отношение к изображаемому, а старается передать нам в непосредственном виде само ощущение, заразить, загипнотизировать чувством. Понимание стихийности мышления и его неподвластности сознательному волевому усилию обусловливает необычное, нелогичное для традиционного психологизма поведение бунинских героев. Для Бунина конкретная жизненная ситуация не содержит в себе нравственной проблемы, ибо самая главная проблема - жизнь, управляемая вечными и не известными нам законами. Человек же у Бунина - далеко не вершина творения, а жалкое, может быть, наименее совершенное создание ».(2)

      Как видно из приведённых высказываний, критики расходятся во мнении о роли, которую Бунин отводит человеку. Очевидно, необходимо согласится с утверждением Н.В. Егоровой: «…излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…». Поясним почему. В рассказе «Антоновские яблоки», в повестях «Деревня», «Суходол», в цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» мы встречаем образы людей,  отнюдь не жалких, слабых, раздавленных, а наоборот, сильных, красивых, исполненных чувства собственного достоинства. Именно такой русский национальный  характер поэтизирует писатель. Поэтому принять необходимо первую точку зрения.


1. См. Егорова Н.В., Т. I, стр. 58.

2. Краснопольский В.Г. «Поэзия творчества. Чехов и Бунин». Статья в журнале «Вопросы литературы» 1989 г. № 4, стр.16.

- 15 -

      Данный выбор можно подтвердить и словами Роговер. В приведённом ниже отрывке особенно ценно то, что литературовед не просто указывает на предмет поэтизации, но и обращает внимание на изображение Буниным образов людей, предметов- символов, знаков (яблоки), на ярко выраженную при этом авторскую позицию, чувства горечи и светлой тоски по  «уходящей России».

     «Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии(а п о л о г и я- чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита) минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника…» В связи с этим в рассказе ритмически воспроизведена череда смертей: могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семёновича, Анны Герасимовны… Перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого.

    Но наряду с этим верхним слоём бунинского повествования в рассказе явственно ощущается более глубокий пласт. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы. Здесь Бунин как бы принимает эстафету от Льва Толстого, славя человека, живущего среди лесов и лугов, дышащего чистым воздухом полей, усваивающего здоровый уклад жизни. Автор поэтизирует, говоря словами Маяковского, «простое как мычание» - антоновские яблоки, запахи,  формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Это нечто «прекрасное само по себе», и об этом сам Бунин сказал в раннем предисловии к своему рассказу. Яблоки- это завершённые объемы, круглые, как формы самой гармонической жизни (вспомним мотив «круглости» в связи с толстовским образом Каратаева), это дары самой природы. Вот почему наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.

           Этим обстоятельством объясняется, отчего такое важное место в рассказе занимают мажорные по звучанию картины природы: лесной пейзаж в момент охоты, ландшафт открытого поля, панорама степи, зарисовка яблоневого сада, незабываемое описание брильянтового созвездия Стожар. Эти пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!». (1)

¢ Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой.

¢ излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…

¢ наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.

¢ Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: