I, стр. 48.
- 13 -
А какой прекрасной кажется охота в прозрачные и холодные дни начала октября! Очень выразителен и эффектен портрет Арсения Семеновича, в усадьбе которого часто бывал герой рассказа. Судьба этого человека сложилась трагически, как и у многих мелкопоместных, обедневших до нищенства.
Томительно текут серые, однообразные будни «бессвязной и бессмысленной жизни», которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда». Но, несмотря на то, что такое существование несет признаки упадка и вырождения, Бунин находит в нем своеобразную поэзию. «Хороша и мелкопоместная жизнь!» — говорит он. Исследуя русскую действительность, крестьянскую и помещичью жизнь, писатель видит то, что до него никто не замечал: сходство как образа жизни, так и характеров мужика и барина: «Склад средней дворянской жизни еще и на моей памяти, — очень недавно, — имел много общего со складом богатой мужицкой жизни по своей деловитости и сельскому старосветскому благополучию».(1)
|
|
Здесь, перед тем, как построить вывод по сравнению приведённых отрывков, следует обратить особое внимание на заключительную часть цитаты из работы
Л. Кунина. В ней, на наш взгляд, содержится скрытое противоречие, состоящее в следующем. Упоминая об «однообразных буднях «бессвязной и бессмысленной жизни, которые суждено влачить обитателю разоряющегося «дворянского гнезда», Кунин Л. утверждает, что «такое существование несет признаки упадка и вырождения». Каким образом можно решить эту проблему? Обратимся к выводу самого критика:
«Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.
«Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.»(2)
Подведём итог по той части исследования, в которой мы рассмотрели гипотезу о том, чтоосновной акцент Бунин определяет на раскрытии красоты и гармонии жизни.
¢ Автор останавливается на привлекательных сторонах прежнего помещичьего быта, его приволье, довольстве, обилии, сращённости человека с природой, её естественности, спаянности быта дворян и крестьян.
¢ Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения.
|
|
¢ Поначалу рассказ кажется «бессюжетным», набросками воспоминаний. Но есть в нём сюжет, есть герой, есть герой дворянских кровей, который не проклинает, а боготворит нравственно здоровую жизнь русской деревни, хранящий основы национального быта, культ отцовства (Бог- отец, отец семьи, свёкор –батюшка, помещик- отец).
¢ Поэтическое видение мира не вступает в рассказе Бунина в противоречие с жизненной реальностью.
¢ «Несмотря на элегичность и спокойствие повествования, в строках рассказа чувствуется боль за дух одичания и вырождения, за крестьянскую и помещичью Россию, которая переживала период падения, материального и нравственного.
¢ «Антоновские яблоки» — это выражение глубокой и поэтической любви к своей стране. И. А. Бунин прожил сложную жизнь: он много видел, знал, трудился, любил и ненавидел, иногда ошибался, но на всю жизнь его величайшей и неизменной любовью была родина — Россия.
1. См. Кунин Л.В., стр. 88.
Там же, стр. 90.
- 14 -
Итак, гармония, красота разлита для Бунина во всём: в осени, в запахе антоновских яблок, в работящих мещанах, в дыме от костра, но и в самом духе упадка (как это не парадоксально), в картине обнищания. По мнению критиков, безусловно, Бунин скорбел об ушедшем времени, но скорбел светло, потому что любил Россию такой, какая она есть, и всё в ней ему безгранично дорого.
б) Что поэтизирует Бунин в рассказе.
Не только природа – предмет поэтизации в рассказе «Антоновские яблоки». Это люди, их портреты, характеры, судьбы, чувства. Это и общее чувство единения между людьми и, конечно, ощущение одиночества.
«… излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…
В художественном мире Бунина наиболее четко проявляется чувство одиночества, одиночества вечного, вселенского, как неизбежного и непреодолимого состояния человеческой души. Непознаваемая мировая тайна порождает в душе писателя одновременно "сладкие и горестные чувства". К чувству радости и упоенности жизнью примешивается томящее чувство тоски. Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой. Вот почему любовь и смерть у него всегда идут рука об руку, неожиданно соединяясь с творчеством.(1)
Мнение литературоведа Краснопольского В.Г. содержит вывод о философском понимании Буниным «творящей сути жизни». Данное высказывание согласуется с уже приведённым выводом о том, что Бунин, прежде всего, мудрый созерцатель, он не учит, не подвергает критике окружающий его мир, для него главное- сама жизнь. Именно она становится предметом его наблюдений, восхищения, импульсом к творчеству, объектом творчества.
«Бунин никогда не комментирует свои впечатления и отношение к изображаемому, а старается передать нам в непосредственном виде само ощущение, заразить, загипнотизировать чувством. Понимание стихийности мышления и его неподвластности сознательному волевому усилию обусловливает необычное, нелогичное для традиционного психологизма поведение бунинских героев. Для Бунина конкретная жизненная ситуация не содержит в себе нравственной проблемы, ибо самая главная проблема - жизнь, управляемая вечными и не известными нам законами. Человек же у Бунина - далеко не вершина творения, а жалкое, может быть, наименее совершенное создание ».(2)
Как видно из приведённых высказываний, критики расходятся во мнении о роли, которую Бунин отводит человеку. Очевидно, необходимо согласится с утверждением Н.В. Егоровой: «…излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…». Поясним почему. В рассказе «Антоновские яблоки», в повестях «Деревня», «Суходол», в цикле рассказов о любви «Тёмные аллеи» мы встречаем образы людей, отнюдь не жалких, слабых, раздавленных, а наоборот, сильных, красивых, исполненных чувства собственного достоинства. Именно такой русский национальный характер поэтизирует писатель. Поэтому принять необходимо первую точку зрения.
|
|
1. См. Егорова Н.В., Т. I, стр. 58.
2. Краснопольский В.Г. «Поэзия творчества. Чехов и Бунин». Статья в журнале «Вопросы литературы» 1989 г. № 4, стр.16.
- 15 -
Данный выбор можно подтвердить и словами Роговер. В приведённом ниже отрывке особенно ценно то, что литературовед не просто указывает на предмет поэтизации, но и обращает внимание на изображение Буниным образов людей, предметов- символов, знаков (яблоки), на ярко выраженную при этом авторскую позицию, чувства горечи и светлой тоски по «уходящей России».
«Эта патриархальная жизнь предстаёт в идиллическом свете, в очевидной эстетизации и поэтизации её. Поэтому автор делает основной акцент на раскрытии красоты, гармонии жизни, её мирного течения. Можно говорить о своеобразной апологии(а п о л о г и я- чрезмерное восхваление кого-нибудь или чего-нибудь, защита) минувшего, сопоставленного с прозаическим настоящим, где выветривается запах антоновских яблок, где «нет троек, нет верховых «киргизов», нет гончих и борзых собак, нет дворни и нет самого обладателя всего этого – помещика-охотника…» В связи с этим в рассказе ритмически воспроизведена череда смертей: могучих стариков, красивых женщин, шурина Арсения Семёновича, Анны Герасимовны… Перемены в действительности – картина заброшенного кладбища и уход из жизни выселковских обитателей – естественно рождают тот элегический мотив, ту грусть прощания, которыми окрашено это произведение, напоминающее эпитафию ушедшей жизни, родственную тургеневским страницам о запустении дворянских гнёзд, о печальных могилах людей и былого.
|
|
Но наряду с этим верхним слоём бунинского повествования в рассказе явственно ощущается более глубокий пласт. Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы. Здесь Бунин как бы принимает эстафету от Льва Толстого, славя человека, живущего среди лесов и лугов, дышащего чистым воздухом полей, усваивающего здоровый уклад жизни. Автор поэтизирует, говоря словами Маяковского, «простое как мычание» - антоновские яблоки, запахи, формы которых постоянно вызывают ассоциации с ароматом самой жизни. Это нечто «прекрасное само по себе», и об этом сам Бунин сказал в раннем предисловии к своему рассказу. Яблоки- это завершённые объемы, круглые, как формы самой гармонической жизни (вспомним мотив «круглости» в связи с толстовским образом Каратаева), это дары самой природы. Вот почему наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.
Этим обстоятельством объясняется, отчего такое важное место в рассказе занимают мажорные по звучанию картины природы: лесной пейзаж в момент охоты, ландшафт открытого поля, панорама степи, зарисовка яблоневого сада, незабываемое описание брильянтового созвездия Стожар. Эти пейзажи даны в динамике, в тонко переданной смене красок и авторских настроений, и читатель не может не разделить восторженное бунинское восклицание: «…как хорошо жить на свете!». (1)
¢ Радость жизни для Бунина - не блаженное и безмятежное состояние, а чувство трагичное, окрашенное тоской и тревогой.
¢ излюбленные герои И. Бунина - люди не разума и логики, но те, кто носит в себе первобытную мудрость инстинктов, не рефлектирующие, а цельные и пластичные личности…
¢ наряду с печалью в рассказе присутствует и другой мотив, вступающий в сложный контрапункт с первым, - мотив радости, светлого приятия и утверждения жизни.
¢ Писатель поэтизирует не только прошлую жизнь людей своего сословия, но и деревенскую, естественную, опрощенную жизнь вообще. Она прекрасна своим целесообразным ритмом, своей простотой, соответствием когда- то укоренившимся основам бытия, своей сращённостью с жизнью природы