Ходасевич В.Ф. Статья «О поэзии Бунина». М. Мультимедийная энциклопедия, 2000 г

- 7 -

точки зрения. Следует отметить, что «одним из недостатков критических работ Воровского является зачастую вульгарно- социологический подход, поэтому не со всеми оценками критика можно согласиться сегодня». (1)

        «Слава Бунина росла очень медленно. Лет пятнадцать, а, пожалуй, и двадцать Бунин оставался в тени, уединённый поэт с негромким голосом и слишком уж узкой лирической темой. Знатоки чтили и хвалили его, восхищались его мастерством, но никогда он не был центральной фигурой нашей литературно- общественной жизни.

       Но вот два или три года назад возник новый, неожиданный Бунин, нисколько не похожий на прежнего…

       Его «Антоновские яблоки» (1900), «Новый год» (1902) и другие ранние новеллы не были популярны в читательской массе. «Милы, поэтичны – и только»- таково  было общее мнение. Фактура у них была необыкновенно добротная, в них встречались страницы, написанные рукою большого художника, но им, этим полурассказам, полустихотворением в прозе, зыбким, забываемым, смутным, не хватало железа и камня. В их очаровательном, женственном стиле была какая- то расслабленность, томность. Много вкуса, мало темперамента…» (2)    

      Такую оценку, очевидно, нельзя признать объективной, т.к. учитывая накал споров о роли, месте, функциях искусства и литературы в обществе в начале XX века, следует признать, что Воровский В.В. рассматривает раннее творчество Бунина с позиций общественно- гражданской полезности. Доказательством может служить то, что произведения Бунина в наше время были возвращены широкому читателю и сейчас пользуются любовью и популярностью,  именно благодаря их художественной самоценности.   

Тончайшее восприятие природы». Бунин – пейзажист. Пейзаж в рассказе «Антоновские яблоки».

            «Антоновские яблоки» - необычное произведение. Многие критики отмечали, что «пейзаж в этом рассказе можно считать главным действующим лицом, как вишнёвый сад в пьесе Чехова». Поэтому считаем целесообразным перед тем, как перейти к анализу критиками собственно «Антоновских яблок», рассмотреть высказывания о том, каковы особенности бунинского пейзажа.

              К.И. Чуковский в статье «Ранний Бунин» отмечает:

    «Бунин постигает природу почти исключительно зрением. Как и Фет, он- «соглядатай природы».

  

             Его степной, деревенский глаз так хваток, остёр и зорок, что мы все перед ним – как слепые. Знали ли мы до него, что белые лошади под луною зелёные, а дым- сиреневый, а чернозём- синий, а жнивья – лимонные? Там, где мы видим только синюю или красную краску, он видит десятки полутонов и оттенков: розово- золотой, розово-палевый, серо-жемчужный, сиренево-стальной, серебристо- сизый, радужно-ржавый, серо-зелёный и проч. Он не столько певец, сколько колорист- живописец.

  

Об авторах статей. В кн.: Хрестоматия критических материалов: Русскаялитература рубежа XIX – XX веков/ Сост. Алиева Л.Ю., Торкунова Т.В. – М.: Рольф Айприс – пресс, 1999 г., стр. 481.

2.   Там же, Воровский В.В. Литературные наброски. Стр. 371.

- 8 -

        Любование, радование зримым – главная услада его творчества. «Как всё прекрасно! – говорит у Бунина один из любимых его персонажей, глядя на горящую свечу. – Даже этот голубой стеарин!»

…Дороже всех красок для Бунина – синяя: в деревне так чиста и безгранична лазурь. У него даже молоко – голубое, даже вороны – синие. И сколько разнообразных оттенков: «мраморно-синеватый», «знойно- голубой» и т. д.

 В своём любовании красками Бунин дошёл до того, что многие глаголы у него выражают не действия вещей, а их колеры. Ни у одного поэта нет такого изобилия глаголов, содержащих понятие цвета: чернеть, алеть, розоветь, сереть, зеленеть.

«В морозной мгле краснеют окна», «Розовеет пепел небосклона», «В тумане чернеется шлях», «Озимь мягко зеленеет», «И небо меж снастей синеет в вышине»,- это у него постоянно.

Можно думать, что всеми этими деревенскими красками и деревенскими образами – лужами, перелесками, овсами – Бунин лирически изображает свою душевную жизнь…

 Едва ли, читая все эти пейзажные стихотворения, кто-нибудь мог догадаться, что в них клокочут те бурные страсти, какие открылись нам лишь в его позднейших стихах и новеллах ». (1)

Следует отметить, что Чуковский К.И. определяет бунинский пейзаж как безграничное разнообразие красок, оттенков, нюансов и подчёркивает, что через эти деревенские (следует понимать первозданные, чистые, исконно и истинно народные) краски и образы художник «…лирически изображает свою душевную жизнь…». А значит, этот вывод перекликается с мнением Ходасевича В. «Бунин смиреннее и целомудренней: он хочет быть созерцателем». Смиреннее и целомудренней символистов, т.е чего-то надуманного, искусственного, оторванного от народных корней.

 «Бунин строит свои рассказы не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций. Его сравнения основаны на зрительных, звуковых и вкусовых ассоциациях: "как лисий мех леса", "шелки песков", "огненно-красная змея молния". В рассказе «Антоновские яблоки», «Сосны» особенно, на мой взгляд, проявляется одна из самых замечательных особенностей творчества Бунина - избыточность ярких, выразительных, но как бы лишних и ненужных деталей. Эта зачарованность детальностью объясняется стремлением автора запечатлеть неповторимое многообразие мира ».(2)

¢ Приведённое высказывание одного из московских преподавателей истории литературы строится на утверждении того, что художественная деталь у Бунина в отображении пейзажа основана на зрительных, звуковых, и вкусовых ассоциациях» И Песков М.В. говорит о «зачарованности детальностью» как характерной особенности для бунинского пейзажа. Данное мнение в целом дополняет высказывание К. Чуковского. Кроме того, эпичность в его прозаических произведениях, по мнению автора, снижена: «Бунин строит свои рассказы не на хронологической последовательности, а на технике ассоциаций», а это, в свою очередь, подтверждает мысль о том, что, учитывая цель данного реферата, «Антоновские яблоки» необходимо рассматривать как стихотворение в прозе.

¢

     Особую ценность представляет, на наш взгляд, высказывание о роли и месте пейзажа в рассказе «Антоновские яблоки» литературоведа Афанасьева В. Здесь можно отметить, что критик, также как предыдущие авторы, подчёркивает «тончайшее восприятие природы и умение передать его в четких и зримых образах». Что, безусловно, единит данное мнение с приведёнными ранее: со словами К. Чуковского, Вл. Ходасевича, М. Пескова.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: