Поэзия прозы в рассказе И.А. Бунина «Антоновские яблоки»

Литературоведческое определение понятий «проза»,

«пейзаж», «импрессионизм», «стихотворение в прозе»

¢ Термин «проза» употребляется в двух значениях: во-первых, как обыденная речь, противостоящая всем видам художественного слова; во-вторых, как прозаическая художественная речь, противостоящая поэтической. В первом случае проза означает речь, упорядоченную лишь по нормам языка. Во втором – подразумевается речь художественно организованная, но по иным законам, чем стихи. В этом случае поэзия и проза выступают как две соотносительные сферы речи, организующие друг друга.

           Художественная проза имитирует черты бытовой прозы, перенимая от неё индивидуальную неправильность и характерность повествования, разговорность, ориентацию на устные формы. В период сближения этих двух областей художественной речи художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность и т.д.

                                      Соотношение поэзии и прозы отражает значительное разно

                      образие концепций отношения искусства и жизни.(1)


1. Энциклопедический словарь юного литературоведа / Сост. В.И. Новиков. – М.: Педагогика, 

1988, стр. 222.

- 4 –

 Здесь отметим, что теория литературы не противопоставляет понятия «поэзия» и «проза», а определяет как две «соотносительные сферы речи». Также немаловажно отметить для рассматриваемого вопроса поэтичность бунинского языка в рассказе «Антоновские яблоки», т.к возможен период сближения, т.е. «художественная проза может воспринимать черты поэзии: звуковую организацию, повышенную ритмичность и т.д.», что и наблюдается в оценке критиков по поводу названного произведения.

¢ Импрессионизм –(от франц. Impression - впечатление), направление в искусстве последней трети XIX – начале XX вв, представители которого стремились наиболее естественно и непредвзято запечатлеть мир в его подвижности и измечивости, передать свои мимолётные впечатления. (1)

¢ Стихотворение в прозе – лирическое произведение в прозаической форме; небольшой объём, повышенная эмоциональность, обычно бессюжетная композиция, установка на выражение субъективного переживания сближают стихотворение в прозе с лирической поэзией, но метрических признаков стиха в нём нет. (2)

¢ Пейзаж – изображение природы в литературном произведении. Чаще всего пейзаж необходим для того, чтобы обозначить место и обстановку действия (лес, поле, дорога, горы, река, море, сад, прк, деревня, помещичья усадьба и т.д.) Природа является часть предметного мира, изображённого в произведении. Эта функция пейзажных зарисовок – наиболее древняя. Она возникла ещё в устном народном творчестве и широко используется в произведениях русской классической литературы XIX в. и в литературе XX в. (3)



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: