КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине “Политология”
тема: “Политические системы Великобритании”
Студентки 4 курса группы 919
Слесаревской Маргариты Николаевны
Научный руководитель
профессор, доктор философских наук
Кугай
Санкт-Петербург, 2010 г.
Оглавление
Введение. 3
Теоретические аспекты партийных систем. 3
1. Основные этапы генезиса британской партийной системы. 7
2.Формирование политических партий и функционирование первой партийной системы. 8
3. Вторая партийная система: борьба Либеральной и Консервативной партий (1867–1923). 14
4. Третья партийная система: лейбористы против. 25
консерваторов. 25
5. Заключение. 42
Список литературы. 44
Введение.
Теоретические аспекты партийных систем.
Партийная система является составной частью системы политической, она вписана в нее своей «головной частью», которую составляют парламентские фракции партий, получивших доверие избирателей и парламентские мандаты. Партийная система испытывает сильное воздействие институтов политической системы и сама оказывает на них определенное влияние. Это воздействие и влияние зависит от типа партийной системы. Еще Абботт Лоуэлл в начале XX в. заметил, что, во-первых, партийные системы являются функциями обществ, их производящих, что бипартизм или мультипартизм формируется в стране на основе определенных традиций, черт национального характера, исторического пути, пройденного страной; во-вторых, бипартизм гораздо лучше сочетается с парламентской системой правления, чем мультипартизм, а однопартийные кабинеты работают гораздо эффективнее многопартийных (коалиционных). «Разделение на две партии есть не только нормальный результат парламентской системы, но также главное условие ее успеха». [1]
Вплоть до нашего времени гипотеза Лоуэлла о связи между типом партийной системы и эффективностью деятельности правительства (и всей политической системы) и его аксиома о том, что однопартийные кабинеты более устойчивы, влиятельны и работоспособны, чем коалиционные, не только не подвергались сомнению, но и были развиты в концепции мажоритарной и консенсусной моделей демократии, базирующихся соответственно на бипартийной и мультипартийной системах. При этом двухпартийная система обладает прямым и косвенным преимуществом перед многопартийной Прямое преимущество заключается: во-первых, в определенности выбора избирателя, который (выбор) означает определенный, без дальнейшего согласования с другими политическими силами политический курс; во-вторых, в умеряющем воздействии бипартизма на общество, поскольку политические позиции двух соперничающих партий находятся в центральной части политического спектра и исключают радикализм. Косвенное преимущество заключается в возможности формирования стабильного и эффективного однопартийного правительства[2], которое реализует «идеал ответственного правления». Существенным недостатком бипартизма являются ограниченность выбора избирателей и схожесть позиций двух ведущих партий. Отсюда вытекают преимущества мультипартизма, которые заключаются: во-первых, в возможности каждой социальной группе и даже каждому избирателю найти «свою» партию; во-вторых, в объединяющем большинство членов общества политическом курсе, реализуемым коалиционным правительством, состоящим из представителей нескольких партий; в-третьих, в возможности постепенного установления общественного консенсуса.
Эти выводы, сделанные по результатам исследования парламентских систем, были проверены на президентской модели правления. Американский политолог С. Мэйнуоринг одним из первых пришел к выводу о том, что «высокий уровень партийной фрагментации значительно повышает вероятность конфликта между исполнительной и законодательной ветвями власти в странах с президентскими формами правления… Напротив, биполярный формат партийной системы способствует ее большей стабильности и снижению конфликтности»[3].
Завершил разработку концепции мажоритарной и консенсуальной демократии американец Аренд Лиджфарт, который выделил девять признаков сосредоточения власти в руках большинства (мажоритаризма), а именно:
1) контроль кабинета одной политической партией;
2) господство кабинета и контролирующей его партии в законодательном органе;
3) однопалатный (а не бикамеральный) законодательный орган, обеспечивающий наличие только одного парламентского большинства;
4) унитарная и централизованная правительственная система, обеспечивающая контроль парламентского большинства (победившей на выборах партии) на всей территории страны;
5) отсутствие конституционных ограничений кабинета и парламентского большинства, что означает отсутствие писаной конституции или возможность изменения писаной конституции простым парламентским большинством;
6) невозможность ограничения власти парламентского большинства путем судебного надзора, хотя при наличии возможности изменения писаной конституции простым парламентским большинством воздействие судебного надзора будет минимальным;
7) бипартийная (а не мультипартийная) система;
8) мажоритарная избирательная система в один тур;
9) при наличии предыдущих признаков в партийной системе и обществе в целом остается только одно главное расхождение — обычно по социально-экономическим проблемам или только деление на правых и левых[4].
Как видим, почти все признаки мажоритаризма так или иначе касаются (а то и кладут в основу) партийной системы. Иначе говоря, именно от типа партийной системы во многом зависит, как функционирует вся политическая система общества.
Если мажоритарная партийно-политическая система способствует концентрации власти (хотя бы на определенное время) в руках одной партии и росту эффективности правления, но при этом передает общество под управление только одной или только другой политической силы, то консенсуальная партийно-политическая система ведет к поиску точек соприкосновения разных политических сил, и в конечном счете бесконфликтность правления достигается через согласие между многими партиями в правительстве и парламенте, что содействует политической консолидации общества. Это положение, собственно, и легло в основу методологии анализа бипартийной системы Великобритании.