ПО РАЗДЕЛУ «ТЕРАПИЯ»:
Студент должен уметь:
1. Самостоятельно обследовать больного:
~ собрать анамнез болезни;
~ провести внешний осмотр больного;
~ выполнить сравнительную и топографическую перкуссию легких, определить голосовое дрожание;
~ провести аускультацию легких, определить бронхофонию;
~ пальпировать верхушечный и сердечный толчок и характеризовать его;
~ определить границы относительной и абсолютной тупости сердца;
~ уметь выявить основные аускультативные признаки приобретенных и врожденных пороков сердца;
~ определить дефицит пульса при мерцании и трепетании предсердий;
~ провести аускультацию аорты и периферических артерий (сонных, бедренных, почечных);
~ пальпировать пульс на периферических артериях (подколенной, тыльной артерии стопы, лучевой артерии);
~ измерить артериальное давление по методу Короткова;
~ измерить артериальное давление на нижних конечностях;
~ наложить жгуты на конечности;
~ провести осмотр и пальпацию живота;
~ провести пальпацию и перкуссию печени и селезенки;
|
|
~ определить нарушение дыхания;
~ провести определение объема активных и пассивных движений в суставах и оценить результаты артрограммы;
~ провести пальпацию щитовидной железы и почек;
~ провести соматометрию (измерение роста, объема грудной клетки, веса).
2. Осуществлять диагностические мероприятия:
~ проводить анализ жалоб, анамнеза, данные объективного обследования больного;
~ составлять и обосновывать план лабораторного и инструментального обследования;
~ интерпретировать результаты лабораторных исследований крови, мочи, мокроты, рН-метрии, биохимических исследований, иммунограмм и др;
~ оценивать результаты инструментального исследования, ЭКГ, ЭхоКГ, ультразвукового, радиоизотопного сканирования, рентгенологических исследований;
~ обосновывать предварительный диагноз;
~ проводить дифференциальный диагноз;
~ формулировать клинический диагноз;
~ обосновывать этиологическое, патогенетическое, симптоматическое лечение;
~ определять первичную и вторичную профилактику.
3. Написать клиническую историю болезни.
4. Уметь диагностировать и оказать неотложную терапевтическую помощь при следующих состояниях:
~ острой дыхательной недостаточности;
~ гипоксии;
~ тромбоэмболии легочной артерии;
~ приступе удушья при бронхиальной астме;
~ пневмотораксе;
~ ангинозном статусе при инфаркте миокарда;
~ кардиогенном, анафилактическом, инфекционно-токсическом, травматическом, геморрагическом шоке;
~ сердечной астме;
~ острой сердечно-сосудистой недостаточности;
~ нарушении ритма сердца;
|
|
~ нарушении проводимости сердца, синдроме Морганьи-Эдемса-Стокса;
~ гипертоническом кризе;
~ остром нарушении мозгового кровообращения;
~ сотрясении мозга, отеке мозга;
~ острых аллергических состояниях;
~ острой печеночной недостаточности;
~ острой почечной недостаточности;
~ острой задержке мочи;
~ почечной и печеночной коликах;
~ диабетической коме;
~ острой надпочечниковой недостаточности;
~ желудочно-кишечном и легочном кровотечениях;
~ остром животе;
~ внезапной смерти;
~ гипертермическом синдроме;
~ судорожном синдроме;
~ синдроме дегидратации;
~ алкогольном делирии;
~ отеке гортани;
~ тепловом и солнечном ударе;
~ утоплении;
~ отравлениях в быту;
~ укусе насекомых и животных.
5. Выполнять лечебные манипуляции (под контролем врача):
~ непрямой массаж сердца, искусственное дыхание;
~ остановка наружного и внутреннего кровотечения;
~ наложение повязки на рану;
~ подкожные, внутримышечные, внутривенные вливания;
~ определение группы и резусной принадлежности;
~ переливание крови и кровезаменителей;
~ катетеризация мочевого пузыря;
~ промывание желудка, кишечника;
~ снятие и расшифровка электрокардиограмм;
~ фиксация языка.
ПО РАЗДЕЛУ «ХИРУРГИЯ»:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
~ клинику, классификацию, основные симптомы, стандарты дополнительных инструментальных методов исследования, первую врачебную помощь, тактику и лечение основных хирургических заболеваний;
~ клинико-лабораторные синдромы основных хирургических заболеваний;
~ лечебно-диагностическую тактику (алгоритм обследования и лечения) всех экстренных хирургических заболеваний;
~ основные принципы предоперационной подготовки и ведения послеоперационного периода у больных;
~ основные принципы и этапы наиболее распространенных в хирургической практике операций.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
~ собирать анамнез, проводить объективное обследование пациента, назначать план обследования и лечения;
~ проводить дифференциальную диагностику хирургических заболеваний;
~ вести основную медицинскую документацию (оформление историй болезни, выписных, переводных и посмертных эпикризов, больничных листов, документации на онкологических больных);
~ формулировать показания и противопоказания к проведению хирургических манипуляций и операций;
~ определять наличие жидкости в плевральной и брюшной полостях;
~ осуществлять интерпретацию рентгенограммы органов грудной клетки, обзорную рентгенограмму органов брюшной полости, рентгенограммы органов брюшной полости с использованием контрастных веществ;
~ оценивать общий анализ крови, мочи, биохимические исследования крови (сахар, билирубин, остаточный азот, мочевина), кала (стеркобилин);
~ проводить пальцевое исследование прямой кишки, осмотр прямой кишки с помощью ректального зеркала;
~ проводить осмотр и функциональные пробы при заболеваниях периферических сосудов, осуществлять интерпретацию артерио- и флебограммы, лимфограммы;
~ использовать комплекс мероприятий по предоперационной подготовке больного, правильно вести послеоперационной период;
~ проводить внутривенное введение лекарственных препаратов;
~ измерять артериальное давление;
~ промывать желудок, проводить постоянную аспирацию желудочного содержимого;
~ выполняет катетеризацию мочевого пузыря мягкими катетерами и знакомиться с техникой постановки металлического катетера;
~ выполнять сифонную клизму;
~ выполнять местную анестезию (регионарную, инфильтрационную, проводниковую);
~ наложить окклюзионную повязку при открытом пневмотораксе;
~ выполнять плевральную пункцию, наладить дренаж плевральной полости для постоянной ее аспирации (под контролем врача);
~ выполнять (под контролем врача) лапароцентез;
|
|
~ наложить и снять кожные швы;
~ вскрывать и дренировать абсцесс и флегмону мягких тканей;
~ выполнять перевязку чистых и гнойных ран, первичную хирургическую обработку ран;
~ выполнять новокаиновые блокады: вагосимпатическую, паранефральную, футлярную, паравертебральную, межреберную;
~ выполнять наложение гипсовых повязок, скелетного вытяжения при переломах;
~ определять группу крови и проводить пробы на совместимость;
~ выполнять временную остановку артериального и венозного кровотечения;
~ применять методы оживления организма (восстановление проходимости дыхательных путей, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца);
~ оказать первую помощь при термических ожогах;
~ оказать первую помощь при отморожениях;
~ оказать первую помощь при электротравме;
~ оказать первую помощь при химических ожогах пищевода и желудка;
~ оказать первую помощь при укусах змей;
~ подготовить доклад к утренней конференции;
ПО РАЗДЕЛУ «АКУШЕРСТВО И ГИНЕКОЛОГИЯ»:
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ:
~ группы высокого риска по основным зкстрагенитальным заболеваниям и акушерской патологии;
~ ведение беременности;
~ показания к выбору метода и срок родоразрешения;
~ диагностические возможности трансабдоминального и вагинального ультразвукового исследования и допплерометрии в акушерстве;
~ первый туалет новорожденного.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ:
Принять участие в:
~ составлении плана обследования и ведения беременных, рожениц и родильниц, заполнении истории родов;
~ снятии КТГ;
~ ведении физиологических родов и оказание акушерского пособия при головном предлежании у повторнородящих женщин;
~ осмотре мягких родовых путей после родов;
~ оценке новорожденного по шкале Апгар;
~ ведении нормального послеродового периода;
~ профилактике кровотечений в третьем и раннем послеродовом периодах;
~ плановых акушерских и гинекологических операциях;
~ переливании компонентов крови и кровезаменителей.
Выполнить самостоятельно:
~ сбор анамнеза;
~ наружное акушерское обследование;
|
|
~ измерение размеров большого таза;
~ определение предполагаемой массы плода, срока беременности и даты родов;
~ определение положения и преддежания плода;
~ аускультация плода;
~ определение срока беременности и родов;
~ оценка степени зрелости шейки матки и готовности организма к родам;
~ оценка внутриутробного состояния плода: выслушивание сердцебиения плода и его оценка, расшифровка КТГ по Фишеру;
~ определение группы крови и резус-принадлежности;
~ смотр последа: определение целостности последа, оценка кровопотери в родах;
~ интерпретация данных лабораторных методов исследования:
- клинический и биохимический анализ крови
- общий анализ мочи, анализ по Зимницкому, по Нечипоренко, посев мочи.
~ осмотр шейки матки в зеркалах;
~ выполнение бимануального влагалищного исследования;
~ кульдоцентез;
~ зондирование матки;
~ взятие мазков на флору, цитологию.