Русское масонство и русская национальная идея

 

Первые «умозрительные» Ложи Масонов создавались в начале XVIII века Англии (во всяком случае, так корректно думать и выражаться в масонских кругах). К середине века они широко распространились в Англии, Франции и других странах Европы.

Зародившееся вслед за этим в России масонство «подключило» её к источнику древних знаний и традиций. При этом с самого начала русское масонство было неотделимо от православия.

Масонство, для русского человека, это простое применение в жизнь своего открытого мировоззрения, что не мешает поиску истины всеми доступными способами, включая не рациональные ходы. Другими словами, там где французы ищут «центр мышления» (и анализа себя) русский человек ищет «сердце тайны», неописуемой, но достигаемой – не умом, а сердцем: «В Россию можно только верить».

Можно предположить, что масонство оказало значительное влияние на формирование Русской Идеи – того национального идеала, который являлся внутренней доминантой для многих наших великих предшественников.

Русская Идея проста и одновременно непостижима. Она есть уникальное и неповторимое сочетание нравственности, воспитанной на духовных идеалах Православия, и недосягаемой силы Русского Духа, в сложные периоды испытаний проявленной в патриотизме.

Особенность Русского Духа в том, что это Дух не отдельного русского этноса, а Дух русской цивилизации, русской земли. Это сила воплощения Русской Идеи, а не русского этноса.

Недолгий расцвет масонства в XIX веке, связанный с историей и деятельностью Великой Директоральной Ложи Астрея, совпал с рождением гениев русской культуры (а может быть и стимулировал его). Это был период осмысления идеи национального призвания, но не на основе национальной изоляции, а на базе общечеловеческих и православных ценностей.

Новый подъем русского масонства пришелся на начало ХХ века. При поддержке либерального масонства Великого Востока Франции в России снова появляются масонские ложи, и они получают быстрое развитие в Петербурге, Москве и в провинциях.

В 1918-22 году Россию покинули более 2,5 миллионов человек из всех классов и сословий. Главное отличие русской послеоктябрьской эмиграции от эмиграции всех других стран и народов – это сохранение высшего духовного начала, сохранение культуры своей Родины. Оторванная от родной почвы физически, оказавшись в изгнании, эмигрантская интеллигенция душой и сердцем оставалась с Россией. Этих людей нельзя идеализировать, но масоны среди них занимали особое место. Потеряв очень многое, они сохранили свободу внутреннего самоопределения. Невозможным было бы сохранить русскую культуру, пронести свою миссию через тяжелые годы изгнания без масонского братства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: