История зарубежного русского масонства

 

Русские эмигранты, жившие во Франции с дореволюционных времен, не стремились к обособлению от парижских лож, да и численность российских масонов была невелика. Ситуация несколько изменилась в 1917–1918 гг.

1 декабря 1918 г. в Париже образуется Русский масонский комитет, который должен был заняться вопросами распространения масонских идей и стать руководящим центром будущего российского братства вольных каменщиков. Организаторами комитета стали Л.Д. Кандауров, М.К. фон Мекк, С.М. Война-Панченко, а также некоторые другие русские эмигранты в Париже и масоны ещё с дореволюционных времен.

Комитет начал свои работы по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, что свидетельствовало об отходе его членов от установок Великого Востока Франции и о симпатиях к идеям Великой Ложи Франции.

Предпочтение, которое русские масоны стали отдавать Великой Ложе Франции, объясняется, в ряду других причин, непоследовательностью Великого Востока Франции в его отношении к большевизму. Великий Восток Франции, который не мог и не хотел четко обозначить своё понимание русской революции, вопроса о соотношении политики и масонства, проблем национально-государственного устройства бывшей Российской империи, постепенно терял приверженцев в среде русских беженцев. Политическое приспособленчество Великого Востока Франции не вызывало доверия у русских масонов.

В апреле 1920 г., когда число русских масонов в Париже оказалось достаточным для основания независимой структуры национального масонства, были предприняты конкретные действия в этом направлении. Группа русских масонов, преимущественно члены лож, работавших по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу, образовала инициативную группу, получившую название Предварительный Комитет по разработке плана учреждения русских лож в Париже.

На заседаниях обсуждались практические шаги по созданию независимого русского масонства в Париже, и уже 21 декабря 1920 г. был избран исполнительный комитет группы. В состав его вошли Л.Д. Кандауров, Ф.Ф. Макшеев и С.А. Посохов — фактические руководители эмигрантов-вольных каменщиков.

Необходимость сбора средств для основания русского масонства требовала и какого-либо официального учреждения, которое бы не ограничивало сферу своей деятельности исключительно масонством, но одновременно являлось бы «прикрытием» для Предварительного Комитета. Такой орган был создан в январе 1921 г. в Париже и получил название русский благотворительный комитет Добрый Самаритянин (Le Bon Samaritain); его внутренний регламент был скопирован с масонских регламентов отдельных лож.

Благодаря денежному взносу А.И. Путилова удалось перевести вопрос о русском капитуле в практическую область. 21 октября 1921 г. Верховный Совет Франции утвердил конституцию новой розенкрейцерской мастерской, а 15 ноября того же года русский капитул Астрея был торжественно инсталлирован. Ему был присвоен № 495 в списке французских лож высших степеней. Первым председателем капитула Астрея стал Л.Д. Кандауров. Свои заседания капитул проводил в помещении Великой Ложи Франции на улице Пюто.

С открытием капитула Астрея Инициативная группа не прекратила своих работ. В срочном порядке Л.Д. Кандауров подготовил сообщение о причинах перехода русских масонов во Франции в мае 1919 г. из Великого Востока в союз Великой Ложи Франции и стал заявлять о немедленном открытии также и символической ложи Древнего и Принятого Шотландского Устава.

14 января 1922 г. была инсталлирована и первая русская «синяя» ложа в Париже (№ 500). В знак преемственности первой русской масонской ложе во Франции было присвоено древнее историческое имя «Астрея». Поэтому именно Д.Л. Астрея явилась наследником и хранителем работы поколений масонов русского происхождения.

Особенностью инсталляции ложи было присутствие делегации Верховного Совета Франции — случай исключительный для «синих» лож, что подчеркивало связь с одноимённым русским капитулом.

С первых же дней существования в основу своих работ Астрея положила рассмотрение «общих и социальных вопросов», т. е. проблем русской эмиграции, возрождения России, начал символики, связи с русским братством.

За Астреей последовало открытие и других русских лож: Северное Сияние и Гермес. Главная цель была достигнута, русское масонство было возрождено и развивалось. 13 апреля 1922 г. был формально основан и Временный комитет российского масонства, который впоследствии нашел себе логическое развитие в Совете Объединения русских лож Шотландского Устава.

В.Д. Аитов вспоминал о составе русского масонства первых лет: «Купцы, интеллигенты, чиновники, военные, столбовые дворяне, евреи, инородцы, социалисты, монархисты, православные, мусульмане, безбожники. Люди, которые в других условиях никогда не встретились бы друг с другом, не оценили и не полюбили бы друг друга. Их объединила одинаковая любовь к родине и желание ей служить. Наша духовная и идеологическая спайка была так велика, что русское масонство является единственной русской организацией, которая сохранила в эмиграции своё единство».

Осознанный выбор русскими масонами работ по Древнему и Принятому Шотландскому Уставу произошел не сразу, а после 1922 г., когда Верховному Совету Франции было поручено создание структуры русских высших масонских степеней. Первоначальная программа Л. Д. Кандаурова и его друзей имела в качестве характерной особенности стремление обеспечить действенное участие масонства в восстановлении России. Ситуация изменилась в 1923 г., когда были образованы мастерские, работавшие на русском языке. Вопросы морального совершенствования в это время вытесняют «русскую проблему». Эти изменения определили и новую тематику докладов русских масонов.

Д.Л. Астрея № 500, безусловно, являлась одной из самых больших лож из находившихся под юрисдикцией ВЛФ. Матрикул ложи Астрея насчитывает 344 фамилии братьев.

Во время Второй мировой войны ложа была закрыта, реконструировалась 25 марта 1945 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: