Из выступлений на 40-летие и на 50-летие Д. Л. Астрея

Петр Бобринский

Естественно, мне хочется прежде всего вспомнить знаменательный в истории нашего русского масонства день 14 января 1922 года, когда была инсталлирована Достопочтенная Ложа «Астрея».

Большинство были эмигрантами, совсем недавно прибывшими во Францию, молодыми мастерами, в сущности масонства не знавшими. Все жили верой в близкое падение большевиков, в установление в России демократического строя и видели в масонской организации средство для укрепления этого будущего строя в разбушевавшейся стихии русского мира.

Введение масонства в России и подготовка масонских кадров долго ещё оставались для многих главной целью наших работ. Это надо помнить, когда мы говорим о первых годах существования русского масонства. Когда я вспоминаю о том настроении, что царило в русском масонстве в первые годы его существования в Париже, мне кажется, что в этот светлый период нам, на самом деле, удалось осуществить нечто неповторимое, редчайшее явление на посвятительном пути: вновь обретённую возможность увидеть мир новыми глазами.

«Астрея» честно выполнила лежавшую на ней историческую миссию. Среди невероятного хаоса, охватившего нашу эмиграцию и множества течений, существовавших в мировом масонстве, она встала на единственный путь, соответствующий трагизму переживаемой нами эпохи. Я имею в виду посвятительный путь.

И если мы твёрдо будем его держаться, нам не следует страшиться будущего, а с полным спокойствием, в меру наших сил, продолжать нашу работу во славу Великого Строителя Вселенной.

 

Дмитрий Старинкевич

Астрея – это первая русская Ложа, основанная после долгого сна франкмасонства в России, преемница Великой Ложи Астрея, чей расцвет, в течение более чем 150 лет, был одним из самых знаменательных. К сожалению, Великая Ложа Астрея просуществовала недолго – только семь лет, до запрета масонства в 1822 г.

Я напомню вам о том, что 14 января 1922 года, в русский Новый год (по старому стилю), через сто лет после погружения в сон Великой Ложи Астрея, Брату Кандаурову удалось создать первую русскую Ложу за границей. Ложа Астрея была, таким образом, основана ровно 50 лет назад, под патронатом Великой Ложи Франции, и инсталлирована Великим Мастером Великой Ложи Франции, Братом Морисом Монье. Никого из основателей той поры больше нет, увы, на этом свете:

Я хотел бы упомянуть здесь о Брате, который принял активное участие в создании нашей Мастерской и который употребил всю свою энергию, чтобы помочь нашим отцам в осуществлении их проекта, — это Великий Секретарь Великой Ложи Франции Брат Ш. Риандей, ныне Господин Великий Командор, которому я, от нашего общего имени, приношу сегодня с самыми теплыми чувствами нашу благодарность.

В период между двух войн произошли два важных события в русском масонстве: создание центра русского масонства на улице Иветт и создание Объединения Русских Лож под юрисдикцией Великой Ложи Франции.

В годы второй войны все Ложи погрузились в сон, кроме Ложи Астрея, руководимой в ту пору Братом Тикстоном, который отказался закрыть Ложу и собирал Братьев в своём доме. Всё время, пока длилась война, русские Братья продолжали собираться и у Брата Лианозова.

В 1965 году мы вошли в Великую Национальную Ложу Франции, которая стала для нас настоящей семьёй, которая приняла нас как родных, и мы полюбили её.

Наши методы изменились за 50 лет, но наша конечная цель остаётся прежней. Сегодня франкмасонство всё еще запрещено на земле наших предков. Но невозможно, чтобы не настал, наконец, тот день, когда Ложи смогут появиться в России. Может быть, никто из нас, здесь присутствующих, этого не увидит. Достичь этой цели предстоит нашим молодым Братьям, даже если они всё еще не в совершенстве владеют русским языком.

Я убеждён, что масонство найдет исключительно благоприятную почву в России в тот день, когда в неё вернётся свобода. И в этот день мы скажем своё слово.

Я завершаю свое короткое выступление извечным масонским паролем: надеяться, надеяться, надеяться.

 

Сергей Тикстон

Основным стимулом, вдохновлявшим наших предшественников, было их стремление перенести как можно скорее полученный ими свет в Россию.

На торжественном праздновании пятнадцатилетнего юбилея Ложи «Астрея» наш покойный брат Татаринов начал свою речь словами: «Я знаю и верю, что настанет час, когда Досточтимый мастер старейшей русской Ложи ударит молотком и откроет Собрание именем и под сенью Великой Ложи России».

Масонство не есть абстрактность, в нём работают живые люди, воспринявшие традиции и особенности той страны в которой они родились, и полученное ими воспитание формирует их духовный облик. Русские вольные каменщики не потеряли времени и за своё сорокалетнее существование сумели создать своё особое масонство, обладающее своим методом и своей посвятительной тональностью. Иначе и быть не могло.

 

 

Музыка некролога

В книге приведены выступления в память братьев Ложи «Астрея» в Париже – М.Осоргина, П.Бобринского, В.Вырубова, В.Аитова и других, а также в память основателей и первых мастеров Д.Л. Астрея №3 в Санкт-Петербурге.

Некрологи играют важную культурологическую роль в сохранении памяти о людях, об их деяниях, о вкладе в цивилизацию. Память — то, на чём держится сама культура. Некролог, как посмертный эпистолярный слепок ушедшего, — это магическая веха, связывающая живых и мертвых.

Особое отношение к смерти, формируемое принятыми ландмарками, легендой о Хираме, символами, аллегориями и традицией, придает масонскому некрологу жанровое, стилевое и духовное своеобразие. Для масонов встряска чужой смерти — это ещё и позыв к осмыслению собственной жизни и призыв к познанию...

Русское парижское масонство обогатило жанр некролога, вследствие трагической цепи ухода в середине двадцатого века многих братьев, представителей первой и второй волны русской эмиграции, обладавших воистину русским масонским духом, напитанным нашей культурой и историей. Трогательно читать эти последние признания братьев в любви и преданности друг другу.

Избранные статьи

 

В книге приведены статьи «Рассмотрение причин побудительных и побуждающих ко вступлению в свободное каменщичество» и «Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов» из самого знаменитого русского масонского журнала последней четверти XVIII в. – «Магазин свободно-каменщицкий». Журнал издавался в типографии И.В. Лопухина. На титульном листе содержание журнала определяется как «Речи, говоренные в собраниях, песни, письма, разговоры и другие разные краткие писания стихами и прозою».

Из произведений середины и конца XIX в. приведены статьи гр. М.Ю. Виельгорского и гр. Ф.П. Толстого. Из произведений ХХ в. – отрывок из книги А.И. Клизовского «Правда о масонстве»; большая проблемная статья С.П. Тикстона «Будущий человек и будущее человечество». Этике масонства, описанию целей, задач и символики масонского учения посвящены интереснейшие доклады французских братьев 1930-х гг. – «Вольный каменщик за стенами храма» и «Речь к новопосвященным».

Из работ последнего десятилетия: вдохновенная речь Великого Командора Клода Колина (19 декабря 2010 г. в Париже) «Древний и принятый шотландский устав – наследник традиции»; глава «Франция–Россия, триста лет масонского братства» из книги Жана Брейара. Очень интересное историческое исследование «Кавказская тайна вольных каменщиков» посвящено описанию встреч братьев союза В.'.Д.'.Л.'. «Астрея» и других лож на Северном Кавказе после запрещения российского масонства в 1822 году. Несколько богато иллюстрированных статей с цветными вкладками рассказывают о масонских экспонатах музеев, о масонских знаках и символах в архитектуре современного Санкт-Петербурга.

 

Зодческие работы

В этом разделе представлены некоторые из так называемых зодческих работ братьев.

В первый раз зодческие работы оглашаются на собраниях ложи во время ритуальных работ. В случае, если текст работы не содержит масонской тайны, он может быть впоследствии опубликован. Зодческие работы всегда носят несколько субъективный и, как правило, абстрактно-философский характер. Это результат внутреннего духовного труда. Темы творческих работ часто определяются на основе «мирских» интересов и увлечений братьев. Большинство приведённых в этом разделе работ написано мастерами. Среди них несколько работ М. Осоргина; работы таких известных масонов, как А. Лабзин, М. Баратаев, П. Бобринский, Н. Муравьев, М. Корнфельд, М. Гардер, а также работы ныне действующих братьев из Д.Л. «Астрея» ВЛФ и некоторых Лож ОВЛР. Темы работ самые разнообразные – философия, психология, история, мистика, нумерология, филателия, музыка, архитектура…

 

Масонское творчество

Для этого раздела отобрано небольшое количество произведений поэтов прошлых веков, а также стихи и рассказы современных российских масонов, чьи имена на сегодняшний день скрыты за инициалами или «никами», принятыми в Интернет-форумах.

Масонство всегда было притягательно для «творцов культуры». Вольные каменщики числят своими братьями Монтескьё, Вольтера, Франклина, Лессинга, Моцарта, Гёте, Бёрнса, Бетховена, Паганини, Уайльда, Марка Твена, Киплинга, Тагора, Сибелиуса. Не менее впечатляющим выглядит и «русский список», где блистают имена Сумарокова, Новикова, Баженова, Воронихина, Левицкого, Боровиковского, Карамзина, Жуковского, Пушкина, Витберга, А. Григорьева, Волошина, Алданова, Осоргина, Адамовича, Газданова, Гвоздановича, Маковского.

Последние пять имеют непосредственное отношение к русскому парижскому масонству и к масонской ложе Астрея как материнской ложе для всех русскоязычных масонских лож во Франции в XX веке.

 

Заключение

Ключ к тайнам книги

Тайн в книге много. Но это не сборник масонских кроссвордов. Авторы не пытались запутать читателя или продемонстрировать свою учёность.

Издатель и редакционный совет не комментируют приведенные в книге материалы, но свое отношение к ним и к авторским позициям имеют. Это отношение станет очевидным для всех, кто посчитает для себя полезным найти и прочесть эти скрытые примечания. Братья масоны без труда распознают эти примечания и их смыслы.

Почему было просто не написать отдельную статью, в которой изложить все «тайны»?

Ни один настоящий масон этого сделать не может. К тому же книга написана масонами (в основном), о масонах и для масонов. «Обычный» читатель «масонские секреты» может и не заметить. Значит, еще не время! Главная тайна в том, что ключи к ним всегда находятся в сознании самого человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: