В) Духовные темы -пример экзегезы Оригена

Ориген один из великих творцов мистического языка. Некоторые из своих тем он унаследовал от предшествующей традиции, но придал им созвучие до сих пор неизвестное. Однако по большей части эти темы его собственное изобретение. Все они имеют своим источником выражения Писания, но иногда платонические и даже эллинистические образы играли свою роль. Последующая традиция их полностью восприняла.

1) Мистический брак. Ветхий Завет развивал после Осии образ брачного единения Яхве с Израилем, чтобы выразить союз между Богом и его народом. Новый завет переосмыслил его как единение Христа с Церковью. Но Писание, как и предыдущая апологетическая литература, дают обычно невесте коллективный смысл, индивидуальный же смысл Невесты внушён Оригену св. Павлом (1 Кор. 6, 17, 7, 34) и тремя отрывками из Тертуллиана, обращающегося к вдовам (Ad uxorem 1, 4, 4) и к девственницам (De resurrectione 61,6, De virginibus velandis 16, 4). Ориген, кажется, почти не знавший Тертуллиана, очень часто пользуется в своём Комментарии на Песнь Песней (как и в целом в своих трудах) двумя образами невесты по Тертуллиану: Церковь и Душа Человеческая. Впрочем, эти два образа очень тесно между собой связаны, потому что Церковь - Невеста Христа, но и души человеческие могут быть связаны узами брака. Чем более душа человеческая становится невестой, тем в большей мере невестой является Церковь. Эта тема имеет и свою обратную сторону, грех - прелюбодеяние (супружеская измена) души по отношении к своему истинному Жениху - Христу. Таким образом, грех предоставляет её любовнику - сатане. Ориген использует эту мысль также в смысле коллективном, чтобы выразить драму Церкви, которая оставила своего жениха Христа и составила заговор, чтобы предать Его на смерть с помощью дьявола.

Единение Христа и Церкви начинается, по излюбленной теории Оригена, ещё в состоянии предсуществования. Его человеческая душа соединена со Словом со времени творения. Это единение делает её образом Божиим. Христос - Жених Церкви, составленной из душ. Падение разделяет Жениха и Невесту. В Ветхом Завете Слово являлось действующей силой всех богоявлений. Оно обращалось к пророкам, появляясь в образе ангела или человека посредством человеческой души Христа, которая, не будучи грешной, сохранила первоначальную неразличимость между ангелами и людьми. В Воплощении она оставляет образ Божий, чтобы принять образ раба, воплотившись в чреве Марии для спасения своей падшей невесты. Свадьба будет совершена в момент воскресения, когда, по притче, Отец отпразднует единый брак своего Сына с обожествлённым человечеством.

2) Ранение любовью. Ориген, кажется, первый, кто сблизил Исаию 49, 2 (который вкладывает в уста Служителя, т. е. Христа, согласно духовной экзегезе, следующие слова “Он положил меня как избранную стрелу, он положил меня в своём колчане”) и Песни Песней 2, 5 по Септуагинте (невеста побуждается сказать) “я ранена любовью”. Эллинистическое представление о младенце Эросе с его луком и стрелами, перенесённое на небесного Эроса в Пире Платона, вероятно, играло роль при образовании темы. Для Оригена Невеста - всегда индивидуальная душа, никогда Церковь. Лучник - или Отец, или Сын, стрела, очевидно, Сын, который становится, следовательно, раной, которую стрела наносит душе, отождествлённой со Христом, ставшим имманентным каждому.

3) Рождение и рост Христа в душе. Душа не только невеста Слова, она также его мать. Она зачинает Слово и рождает Его. Эта тема находится уже у Павла (Гал. 4, 19), в писании “К Диогнету” (11, 4, 12, 7) и в многочисленных текстах Ипполита, который близок к признанию того, что жилище Христа и Троицы в душе. Часто встречается у Павла (Гал. 2, 20, 2 Кор. 13, 3) и Иоанна (14, 23, Апок. 20).

По Платону, Филону и Клименту, единение души с Богом порождает добрые дела и добродетели. У Оригена эта тема рассматривается очень часто. Он исходит в своей экзегезе Нового Завета из того, что всё сказанное о Христе приложимо к каждому человеку. Мария - образ христианина, который как и она рождает Христа. Это порождение - дело Отца и проявляется в добродетелях, отождествляющихся со Христом. Он, на самом деле, и является всеми добродетелями и каждой добродетелью в отдельности. Если Христос не рождается во мне, как он рождён в Вифлееме, я исключён из спасения. Именно этот Христос, который рождается в каждом, губится грехом; у вялого Он прозябает как малокровный младенец. Он растет только в том, кто оставляет ему в себе место. Имеются случаи, когда место так велико, что Слово и Троица блуждают по душе. Эта тема допускает вариации - уподоблением Христу христианин становится Сыном Марии; Отец рождает Его в каждом из его благих действий, так же как Он постоянно рождает Сына.

4) Восхождение на гору. Эта тема - экзегеза Преображения присуща особенно его последним работам в Александрии. Чтобы увидеть Иисуса под Его божественной Формой через Его человеческую, нужно с одной стороны, чтобы Он также хотел себя открыть, потому что божественная личность познаётся только если сама открывается, с другой стороны, чтобы человек готовился принять это откровение аскетической жизнью, представляющей собой усилие, чтобы вскарабкаться на гору. Тем, кто остаётся на равнине, духовно больным, Иисус является “без формы, без красоты” (Исайя 53, 2) как простой человек, даже если верой они уверовали в Него как в Бога. Он врач, который о них заботится. Но на горе Его божественная слава просвечивает через Его человечество или через другие тела Слова, буквы Писания, как светит огонь через стекло наших ламп. Преображение - обычно образ блаженного видения, но оно из наиболее высоких видений Бога в Его Сыне, которые возможны здесь. Слово является здесь как “Мудрость, о которой мы говорим среди совершенных” (1 Кор. 2, 6). Если человечество Христа и его Тело смягчают сияние Его божественности, чтобы мы могли её выдержать, они не скрывают его или смягчают только в той мере, в какой душа за недостатком подготовки неспособна ухватить тождественное. Мнение, что Христос облекается в разные формы согласно тому, кому он показывается, не является у Оригена остатком докетизма, но передаёт духовный опыт: божественный облик Иисуса воспринимаем только теми, которым Он хочет открыть её, и кто готов принять это откровение.

5) Свет. Эта тема имеет библейские и платоновские истоки, свет - символ наиболее естественный для выражения того, кто позволяет познавать. Каждая из трёх личностей занимает своё место в даре света. Отец есть свет (“мы увидим свет во тьме”), что означает - мы увидим Тебя, - Ты Отец в Своём Сыне. Если Отец - начало света, Сын Ему посредник и служитель. Ему подходит целая серия наименований (έπινοίαι) света: Свет мира, истинный свет, свет людей, свет народов, солнце правды, восток, утро противостоящее вечеру, день, отличный от ночи, обозначают время, когда он просветит душу. Св. Дух просвещает Церковь - луну. Святые, поскольку они звезды, принимают свой свет от Христа, Солнца Правды.

Дьявол является тьмой, даже если он преобразится в ангела света, если он притворяется солнцем со своей луной, церковью зла. Тьма - отказ от света. Наряду с тьмой, достойной порицания, Ориген упоминает нередко тьму (мрак), достойную хвалы. Место, где скрывается Бог - это выражение тайны Его божества.

6) Жизнь. Жизнь - наименование Христа, одно из частых выражений освящающей благодати. Параллельно различению трёх видов смерти: смерть безотносительная или физическая, смерть от греха, характеризуемая негативно, и смерть греха, характеризуемая позитивно. Ориген различает жизнь безразличную или физическую, которая у нас общая с животными, жизнь плохую, ведомую во грехе, и жизнь хорошую, предполагающую смерть греху.

7) Питание. Единственная пища умного творения - Слово Божие, которое сообщает ему божественную природу в акте одновременно вечном и постоянном (продолжающемся) своего рождения, в котором он постоянно питаем Отцом. Но Слово адаптируется к способностям тех, которые должны принять его, и принимает для этого различные формы: трава для души ещё животной, которую Он пасёт на зеленых пастбищах (Пс.22 по Вульгате), молоко для детства (1 Кор. 3, 2, Евр. 5, 13, 1 Петра 2, 2), овощи для больного (Рим. 14, 1-2, по экзегезе). Оно становится для души сильным и зрелым посредством твердой пищи, тела Агнца (Исход 12) и хлеба, сошедшего с небес (Иоанна 6, 32-58). Тема кормлений реалистичным образом выражает также благодать. Как пища человека становится Его субстанцией, божественная пища, которая есть личность Слова, преображается в нас, и мы преображаемся в Него. Оно совершает постепенное обожествление, которое представляет собой цель духовного восхождения, сообщая жизнь самого Слова и тайн, которые Оно содержит. Евхаристия скрыто присутствует под этой темой, которая в свою очередь углубляет её духовное значение.

8) Вино, радующее душу. Речь идет об истинном вине - Христе и эта тема настаивает на эмоциональных результатах познания таинства. Она исходит из “трезвого опьянения” Филона, но Ориген недвусмысленно отрицал в своей полемике с Монтанистами всю видимость “священного безумия, бессознательного экстаза”, тогда как Филон, кажется, иногда здесь уступает.

Есть, конечно, “выхождение, исход” из человеческого, но не существует выхождения из душевного (из ΘΡΞ'а): выйти из души было бы действием злого вина лживых учений, происшедших из виноградника Содома и побегов Гоморры. Вино таинств выражает радость, невыразимые наслаждения, блаженство, спокойствие, мир, сладость: оно зажигает сердце, как слово воскресшего Иисуса порождало наслаждение по дороге в Эммаус; наконец, оно сообщает “энтузиазм”, т.е. чувство, испытанное от божественного присутствия во внутреннем мире души, как бы след “энтузиазма”, который раскрывает для читателя светлых книг божественное вдохновение.

9) Пять духовных чувств. Ориген, кажется, инициатор этой известной темы: он вытащил её из библейского антропоморфизма, используя органы чувственного познания для обозначения органов духовного познания. Но философских, в частности, платоновских источников для этой темы достаточно. Тема пяти духовных чувств для него особый и привилегированный предмет, она состоит из объяснений библейского антропоморфизма и закона омонимии, который эти чувства определяет, используя определённый образ телесных выражений для обозначения духовных операций. Если духовные зрение, слух или осязание обозначают часто контакт души с тайной, то сами эмоциональные чувства, обоняние и вкус, прибавляют к этому идею наслаждения познанием.

Аналогия с телесными чувствами подчеркивает несколько аспектов. Во-первых, по причине того, что только подобное познается подобным, имеется некое интимное родство между органом некоего чувства и объектами, которые этот орган воспринимает, между глазом и светом, между ухом и звуком и т.д., и, следовательно, между всеми глазами и всеми ушами, способными воспринимать одни и те же объекты: Ориген придерживается этого взгляда в конце своего трактата О Началах (4, 4, 9-10), доказывая бессмертие и бестелесность человеческой души, способной постичь божественные реальности, которые явно бессмертны и бестелесны. Во- вторых, чувственное познание предстаёт перед нами как познание прямое, интуитивное и непосредственное. Таким же образом тема пяти духовных чувств выражает интуитивное и непосредственное познание божественных тайн духовным образом по причине её соприродности им.

10) Распознавание духов. Выражение, идущее от Павла (1 Кор. 12, 10). Учение о распознавании духов находится уже в Пастыре Ермы. У Оригена оно разбросано, но особенно подчеркивается в главах О Началах, в которых говорится о борьбе демонов с людьми (2, 1, 2-4). Фундаментальное правило Оригена, позволяющее судить, под чьим действием находится в данный момент душа, под действием ли Божиим или под действием демоническим - прямое следствие его полемики против учения монтанистов о бессознательном экстазе при профетическом вдохновении: Бог, Его Дух, Его ангелы уважают сознание и свободу того, кого Бог сотворил сознательным и свободным. Они действительно побуждают душу своими вдохновениями, но, в конечном счёте, уважают её решение. Напротив дьявол желает обладать душей, омрачая её и порабощая её волю. В этом можно удостовериться при созерцании одержимых и страстных, когда эти последние впускают его в себя, не противоборствуя с самого начала дурным наклонностям. Распознавание духов - харизма, данная Святым Духом. Слово χαρίσμα у Оригена выражает понятие близкое тому, что схоластическая теология назовёт “воздействующей благодатью”, а Св. Дух есть “материал” или природа харизмы.

Близко к распознаванию духов распознавание учений, которое позволяет христианскому народу отличать церковное (которое принадлежит вселенской великой церкви) от еретического, ложного пророка от настоящего. Ориген часто употребляет в этом случае не записанное (принадлежащее к устному преданию) изречение Христа: “Станьте опытными менялами”, способными различать фальшивую духовную монету от настоящей. Различение духов, которое позволяет изгнать Сатану под его маской ангела Света, и распознавание учений, которое умеет отличать красоту Церкви от мерзости ересей, требуют как и все дары Святого Духа великого старания и добродетельной жизни.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
Ориген и генезис христианской культуры в лоне античности

Сама эпоха, в которую жил Ориген располагала к широким обобщениям. То был век Северов, век религиозного подъёма и синкретизма. Восточные религии, начавшие втекать в Римскую Империю ещё во втором веке, к третьему сжились друг с другом и готовились слиться в одно целое. При дворце Александра Севера был предпринят грандиозный план соединения всех религий в одно целое под главенством культа Солнца (Логоса) и этот план к началу четвёртого века вполне осуществился в мировоззрении языческого общества. Христианство, казалось, готово было стать одной из составных частей этого культа. У Александра Севера в Лариуме стояли статуи Орфея и Аполлона Тианского, а рядом с ними Авраама и Христа. На стенах своего дворца он приказал прибить евангельское изречение: “Во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы”, - и руководствовался им в некоторых официальных суждениях. Его мать Юлия Маммея, имевшая сильное влияние на своего сына, серьёзно интересовалась Христианством. Ипполит посвятил ей своё сочинение о воскресении мертвых, а Ориген с почетной стражей был призван к ней, когда она находилась в Антиохии и пробыл у неё некоторое время, излагая ей христианское учение. Сама философия стала религиозной и в лице Плотина целью своей ставила спасение души. Христианская Церковь начала чувствовать себя увереннее. Продолжительный период мира, обеспеченный законодательством Антонинов, сблизил языческое и христианское население, а епископский строй, охвативший всю Церковь, придал ей вид тесно сплочённого организма и утверждал надежду на скорую победу над язычеством. Благодаря трудам апологетов и их преемников, богословская наука обладала уже всей эллинской философской мыслью; идеи сроднились между собой, перестали разделяться непроходимой гранью, и если в лице Плотина эллинская философия стала обращаться в религию, то ничто не препятствовало и Оригену сделать попытку превратить религию в философию, оставляя неприкосновенным её христианское содержание.

1. Диспут между христианством и классической философской мыслью начался почти тогда же, когда начался конфликт между христианством и иудаизмом. Однако если отношение иудеев к христианству в первые века нашей эры было резко отрицательным, то отношение эллинов скорее безразличным. Для многих представителей античной культуры христианство сначала было частью иудейского мира, его сектой с типичной для секты замкнутостью. Такое отношение было обусловлено также и непонятностью христианских постулатов человеку античного воспитания. Однако со временем споры между двумя лагерями нарастали. Философы пишут свои сочинения против христианства, которое полемически отвечает. Невозможно было должным образом ответить на претензии эллинов, не ознакомившись с их взглядами, не попытавшись ответить на их же языке. В конце концов христианство принимается людьми глубоко образованными в области античной культуры, которые уже не представляют себе христианского мировоззрения без опоры на те или иные положения античного мировоззрения. Христианство включается в сферу философского дискурса классического мира.

2. Ни одна культура не может развиваться вне связи с другой культурой, через которую она получает выход к общечеловеческих ценностям. Христианская не исключение в этом отношении. На протяжении всего периода своего становления она опиралась на достижения античной мысли. Ее мировоззренческие установки стали метафизическими основаниями христианской культуры.

Мудрость рассматривалась в античности как способ бытия, как состояние человека, существующего совершенно иначе, чем остальные люди, и являющего собой своего рода сверх человека. Если философия есть активность, смысл которой - упражнение в мудрости, то упражнение это по необходимости заключается не только в том, чтобы говорить или рассуждать определенным образом, действовать, смотреть на мир. Следовательно, если философия не только дискурс, но и жизненный выбор, экзистенциальное предпочтение и деятельное упражнение, то именно потому, что она есть стремление к мудрости. Аналогично греческой философии, христианская философия предстанет одновременно и как дискурс, и как образ жизни. В эпоху возникновения христианства философский дискурс принял во всех школах преимущественно форму толкования текстов их основателей. Естественно, что дискурс христианской философии будет экзегетическим, и в школах экзегезы Ветхого и Нового Заветов установится тот же тип преподавания, что и в тогдашних философских школах. Разумеется, что экзегеза христианства была обращена именно на Писание.

Почерпнув из иудаизма идею трансцендентного Бога, христианство все переосмыслило на основе этой идеи. Инструментом же этого переосмысления зачастую становились понятия античного умозрения. Идея трансцендентного обусловливает христианство как культуру, построенную на религиозных началах, поскольку без нее мир теряет свою устремленность к конечной цели. Теологические основания христианской культуры то, что определяет ее особенные, отличительные черты.

3. Взаимодействие разных мировоззренческих установок остается бесплодным обменом мыслями до тех пор, пока кто-то, конкретный человек, осознавший тупиковость одной из них, не попытается дать новые, полноценные ответы на вопросы, неразрешимые в рамках старого мировоззрения. Важный критерий в этом - опора в процессе утверждения новых ценностей на нормы изживающей себя культуры, поскольку изживают себя не столько сами нормы, сколько сам усложняющийся культурный контекст требует более всеобъемлющего подхода. Таким образом, важным принципом становления культуры является в конечном итоге антропологический принцип, функционирование которого показано на примере Оригена.

5. Из самой по себе важности антропологического принципа в процессе формирования новой культуры проистекает необходимость культурологического подхода к проблеме взаимодействия разных феноменов культуры при генезисе новой культуры, поскольку этот генезис неразрывно связан с процессами самосознания конкретного человека. Разные феномены культуры, в нашем случае религия и философия, или же разум и вера, не противостоят друг другу как различные течения мысли, но взаимодействуют в индивидуальном сознании в момент кризиса ценостных установок определенной культуры. Именно поэтому стоило провести культурологический анализ механизма взаимодействия античности и раннехристианского мировоззрения в процессе генезиса христианской культуры.

6. На этом пути мы выяснили степень допустимости заимствований из одной культуры для функционирования другой на примере становления христианской культуры. Степень допустимости заимствований оказывается обусловленной типом функционирования этих заимствования в рамках формирующейся культуры. Так, в христианстве классическая античная философия становится средством изъяснения христианской теологии, способом укоренения последней в умах представителей старой культуры.

7. Ориген осознанно ставит перед собой цель дать изложение всей христианской доктрины. В каком-то смысле будет правильным сказать, что Ориген прерывает прежнюю традицию богословия. Предание для него - очень абстрактное перечисление основных вероучительных положений. Ему недостаточно знать их, чтобы чувствовать себя действительно познавшим Бога. Он требует большего и находит это большее в толковании Священного Писания.

Именно вокруг толкования Писания вырастает вся его система, его синтез, поскольку синтез Оригена - это не систематизация как можно большего числа идей, но подчинение всей системы единому принципу, её выведение из общего источника. Однако текст - только материал для работы разума, а разум вовлечён в идейные перипетии эпохи; именно здесь находится та лазейка, через которую в систему Оригена проникают идеи своего времени не полемически, но осознанно. Таким образом ясно, что подходит он к толкованию Писания уже вооружённый философскими идеями, а поскольку в зависимости от этого толкования находится вся его система, то можно говорить о её определённой зависимости от этих самых идей, т.е. о культурном взаимодействии.

Несомненно, что античная культура, точнее её установки, не способны были более удовлетворять новые запросы человека, поэтому в начале нашей эры большинство населения Римской Империи ринулось в разного рода восточные культы и секты, пытаясь найти в них смысл своего бренного существования. Однако практическая устремлённость римского сознания не позволяла ему сполна погрузиться в сугубо иррациональный характер восточных мистерий, которые касались лишь чувств, будоража их и действуя на эстетическое чувство, но не способны были войти в саму жизнь людей, обеспечить появление и устойчивое развитие новой культуры.

В качестве основания для последней предложила себя христианская весть. Необычайное богатство греческой мысли оказалось превзойдённым в своих существенных моментах христианским посланием. Тем не менее, было бы грубой ошибкой видеть в этих двух культурах одни антитезы. Греки ошибались, игнорируя с помощью армады диалектических доводов ту реальность, которая не вписывалась в их идеальные построения: зло, страдания, смерть, грех. Однако греческая мерка человека была пересмотрена христианской мыслью, и оказалось, что сердце человеческое глубже глубин античной мудрости. В грандиозной попытке задать новую планку человеку, новое измерение и горизонт его жизни, родился христианский гуманизм, новая христианская культура 92.

При Оригене в истории христианства впервые начинается научное движение: стремление объективно понять мысль противника. Он учился у всех, с кем боролся, все его противники были его учителями.

Античное влияние на христианство лучше всего может быть проиллюстрировано примером Оригена. Синтез христианской культуры ни в коем случае нельзя смешивать с культурным синкретизмом, основная цель этого синтеза - сохранение самоидентичности при активной проповеди своего учения - достигалась использованием античной культуры, т.е. её философского наследия, в роли помощницы религии в деле своего собственного раскрытия. религия таким образом стала тем цементом, который прочно скрепил христианскую культуру, не позволяя ему превратиться в эклектичный набор разнородных идей.

Очень интересно сравнить критерии истинного богопознания по Оригену и по Иринею. Для Иринея таковым критерием является общение с предстоятелем одной из апостольских кафедр, в первую очередь с епископом Рима. В этой системе затрагивается проблема послушания и социальных институтов с одной стороны, а с другой, фундаментальный принцип человеческого познания - познание через подобие познаваемому, т.е. познание невозможно вне человеческого общения, а оно накладывает некоторые социальные обязательства. Это очень глубокое откровение станет камнем, на котором построится Западная Цивилизация. Принципиально иная позиция у Оригена, и в этом он верный сын и пророк Византийской Цивилизации. Правда, в одном месте Ориген заявляет, мы должны хранить церковное предание. Но это только желание. Для него критерий богопознания - выведение идей из Библии. Человека можно оставить наедине с Библией и он станет подлинным христианином. Общение с Богом, вообще говоря, происходит через идеи. Необходимость и радость человеческого общения существенно умалены. Это недооценка Воплощения, т.е. восприятия Христом полноты человечества.

Учение Оригена удивительно адекватно отвечало на потребности тогдашнего индивидуалистического сознания, высветив роль свободы в жизни человека. Вопрос свободы каждого разумного существа настолько был важен для всей системы Оригена, что ставился не в одной только этической плоскости. На этой проблеме построено всё его богословие. Даниэлу говорит даже следующее: “абсолютно всё в доктрине Оригена выводится из этих двух принципов, - благодетельствующего Промысла и свободы созданий”. Вселенная Оригена - это мир свобод. Первоначальное равенство предсуществующих духов и совершенство, предполагающее любовь к Богу - вот главные принципы Оригена. От свободы у Оригена заключение к многообразию, а от разности падений - степень плотяности.

Именно с этого момента патристическая традиция христианской мистики приобретает специфически христианские черты и становится на путь самобытного развития. Этой заслуги Оригена не умаляет и то обстоятельство, что в своём учении о посредстве Логоса-Христа он не был вполне оригинален и отчасти следовал путём, проложенным иудейско-александрийским богословием. Мысль Оригена об обожении, как тесном мистическом единении души со Христом, в христианской мистике оставила глубокий след. После Оригена она становится прочным достоянием мистического сознания христианских писателей и руководящим началом при истолковании ими главных фактов мистической жизни. Влияние это было тем глубже и шире, что Ориген в своём истолковании на Песнь Песней облёк её в наглядный образ, ставший чрезвычайно популярным среди писателей рассматриваемого направления.

Свойственная Оригену склонность вдаваться в логические фантазии представляет особый интерес, т.к. изобличает в нём самостоятельный ум, не убоявшийся поставить остро и глубоко ряд проблем, закрытых до него для церковного сознания.

Нельзя не видеть огромного шага, чтобы не сказать скачка, вперёд по сравнению с мыслью отцов апологетов, Иустина и Иринея. Там слышался голос робкой и часто неуверенной защиты начинающих христианских писателей; здесь это смелый полёт богословствующего ума. Он чувствует окружающие его проблемы, не боится их, и дерзновенно вопрошает. Это и изобличает в нём самостоятельный ум, не убоявшийся поставить перед собой ряд проблем, закрытых до него для церковного сознания. Именно этот чисто философский дух, свободомысленное настроение сделали его настоящим богословом, религиозным мыслителем. Таким образом, философия и богословие сочетаются прежде всего в личности Оригена, его динамичном опыте, а не в его теоретических положениях, явившихся только слабым отражением этого философского экзистенциального напряжения.

Он первый между христианскими мыслителями выдвинул идею богословского синтеза и осуществил её, создав на почве Св. Писания и Церковного Предания философски-богословскую систему, обнимающую всё содержание христианской веры, установил основные начала церковного научного богословия и сделал решительный шаг к “воцерковлению” классической науки. Ум чрезвычайно глубокий и разносторонний, человек, по своим убеждениям несомненно и искренне церковный, Ориген порой не умел сдерживать полёта своей мысли, смирять и удерживать её в рамках хотя ещё и не совсем устоявшегося, но всё же уже ясно обозначенного Церковью “правила веры”. Поэтому она иногда заносила александрийского учителя в заповедные высоты богомудрия, недоступные тогда ещё человеческому уму, и, слишком приближаясь к Солнцу правды, теряла свои крылья и падала, подобно Икару, на жёсткую землю неправдомысленных мнений. Церковь своим вселенским разумом отсекла эти неправые мнения Оригена, но лучшие и весьма многочисленные плоды его богословского наследия были усвоены святоотеческим преданием.

Теологические и метафизические основания христианской культуры предстают нашему взору своеобразной диалектикой христианской религиозной мысли и античного миросозерцания.

Ориген жизнью своей живёт по-христиански, по воззрениям же своим на соделанное и Божественное эллинствует 93

 

 

ИСТОЧНИКИ

1. Ориген.Ωριγένους τον εις το κατα Ματθάιον Ευαγγέλιον έξηγητικων - Paris: Sources Chretiennes, т. 43, 1992.
2. Ориген. Ωριγένους τόν έις τό κατά Ιωάννην Ευαγγέλιον έξηγητικόν. - Paris: Sources Chretiennes, т. 120, 1996.
3. Ориген. Origenis homilia in Librum Regnorum I. - Paris: Sources Chretiennes, т. 328, 1986.
4. Ориген. Origenis in Exodum. - Paris: Sources Chretiennes, т.321, 1985.
5. Ориген. Origenius commentarium in cantico canticorum. - Paris: Sources Chretiennes, т. 375, 1991.
6. Ориген. Homiliae in Jesu Nave. - Paris: Sources Chretiennes, т.71, 1960.
7. Ориген. Homilia in Sancto Luca. - Paris: Sources Chretiennes, т.87, 1998.
8. Ориген. “О Началах”. - Новосибирск, 1993.
9. Ориген. “О Молитве”, “Увещание к мученичеству”. - Сам., 1992.
10. Ориген. “Против Цельса”. - М., 1997.
11. Августин Аврелий. Творения. - М., 1997.
12. Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997.
13. Деяния вселенских соборов. - СПб.:"Воскресение", 1996.
14. Евсевий Памфил. “Церковная История”. - М., 1993.
15. Иероним. О девственности. - М., 1995.
16. Ириней Лионский. Творения. - М., 1996.
17. Иустин Мученик. Творения. - М., 1996.
18. Платон. Собрание сочинений. - М.:"Мысль", 1993.
19. Плотин. Эннеады. - М., 1997.
20. Порфирий. Жизнь Плотина // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1978.
21. Ранние Отцы Церкви. - Брюссель:"Жизнь с Богом", 1988.
22. Ранович А.Б. “Первоисточники по истории раннего христианства”, “Античные критики христианства”. - М., 1976.
23. Сократ Схоластик. “Церковная История”. - М.: "РоссПЭн", 1996.
24. Сочинения древних христианских апологетов. - СПб.: "Алетейя", 1999.
25. Jacques Loew Fayard. Histoire du l’Eglise par Elle-meme. 1978.
26. Orygenes. Homilie o ksiegach Izajsza i Ezechiela. - Krakow:"WAM", 2000.
27. Orygenes. O zasadach. - Krakow, 1996.
28. Orygenes. Komentarz do Ewangelii wedlug Mateusza. - Krakow:"WAM", 1998.
29. Orygenes. Komentarz do Piesni nad piesniami, Homilie o Piesni nad Piesniami. - Krakow, 1994.
30. Pamfil Cezarei. Obrona Origenesa. Rufin z Akwilei. O sfalszowaniu Pism Origenesa. - Krakow, 1996.
31. Orygenes. Korespondencia. - Krakow, 1997.

 

 

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Аверинцев С.С. Древние цивилизации. - М.:"Мысль", 1989.
2. Аверинцев С.С. Поэтика раннеантичной литературы. - М.: CODA, 1997.
3. Адо П. Плотин или простота взгляда. - М., 1991.
4. Адо П. Что такое античная философия? - М.:"ИГЛ", 1999.
5. Алфеев И. Жизнь и учение Св. Григория Богослова. - М.: КПП ОЛЦИ, 1998.
6. Амман А. Путь отцов. Краткое введение в патристику. - М.: "Пропилеи", 1994.
7. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. - СПб.:"Петрополис", 1997.
8. Афонасин Е.В. Философия Климента Александрийского. - Новосиб.: изд. НГУ, 1997.
9. Баллер Э.А. Социальный прогресс и культурное наследие. - М.: "Наука", 1987.
10. Батай Ж.. Теория религии. Минск: "Современный Литератор", 1991.
11. Бахтин М.М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. - СПб.: "Азбука", 2000.
12. Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т 5. - М.:"Русские словари", 1996.
13. Бахтин М.М. Человек в мире слова. - М.:"ИРОУ", 1995.
14. Беляев Л. Христианские древности. - М.:"ИХКС", 1998.
15. Болотов В.В. Лекции по истории древней Церкви. - СПб. 1878.
16. Болотов В.В. Собрание церковно-исторических трудов - М.: "Мартис", 1999.
17. Бриллиантов А.И. Влияние восточного богословия на западное в произведениях Иоанна Скота Эригены. - М.: "Мартис", 1998.
18. Бычков В.В. Эстетика Отцов Церкви. - М.:“Ладомир”, 1995.
19. Вейдле В.В. Умирание искусства. - СПб.:"Аксиома, Мифрил", 1996.
20. Гумилёв Л.Н. Конец и начало. - М.:"Танаис", 1994.
21. Гумилёв Л.Н. Этногенез и биосфера земли. М.: "Мишель и К", 1993.
22. Джордан Оменн. Христианская духовность в католической традиции. - Рим-Люблин, 1994.
23. Дюшен. История ранней Церкви. - С.-П. 1914, Т. 1.2.
24. Жильсон Э. Философия и теология. - М.:"Гнозис", 1995.
25. Задворный В.В. История римских пап. Т. 1 - М., 1995.
26. Ильенков Э.В. Философия и культура. - М.:изд. политическ. литературы, 1991.
27. Зеньковский В. В. Основы христианской философии. - М., 1996.
28. Карсавин Л.П. Монашество в средние века. - М.: "Высшая школа", 1992.
29. Карсавин Л.П. Святые Отцы и Учители Церкви. - М., 1994.
30. Карсавин Л.П. Сочинения. -М.: "Раритет", 1993.
31. Карташов А.В. Вселенские соборы. - М.: "Республика", 1994.
32. Киприан, архимандрит. Антропология Григория Паламы. - Париж, 1950.
33. Каган М. С. Философия культуры. - СПб.: "Петрополис", 1996.
34. Коплстон Ф. Ч. История средневековой философии. - М.: "Энигма", 1997.
35. Кун Т. Структура научных революций. - М.: "АСТ", 2001.
36. Лебедев А.П. Очерки внутренней истории византийско-восточной Церкви. - СПб.: "Алетейя", 1998.
37. Левек П. Эллинистический мир. - М.: "Наука", 1989.
38. Лортц Йозеф. История Церкви. - М.: "Христианская Россия", 1999.
39. Лосев А.Ф. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: "Мысль", 1993.
40. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Поздний Эллинизм. - М., 1980.
41. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Ранняя классика. - М.: "Ладомир", 1994.
42. Лосев А.Ф. Итоги тысячелетнего развития. - М., 1994.
43. Лосский В.Н. Догматическое богословие. - М."СЭИ", 1995.
44. Любак Анри де. Католичество. Социальные аспекты догмата. - Милан: "Христианская Россия", 1992.
45. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. - М., 1979.
46. Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: "Мысль", 1983.
47. Мень А. История религии. - М., 1992.
48. Минин П. Значение Оригена в истории древнецерковной мистики // Мистическое богословие. - Киев, 1991.
49. Оливье К. Истоки. - М., 1994.
50. Памятники средневековой латинской литературы IV-VII веков. - М.: "Наследие", 1998.
51. Поснов М.Э. История христианской Церкви до разделения Церквей. - Брюссель, 1964.
52. Поснов. М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Брюссель: "Жизнь с Богом", 1991.
53. Ранович А.Б. Восточные провинции римской империи в I-III в.в. - М.-Л., 1949.
54. Рассел Б. Западная философия. - Новосибирск: НГУ, 1994.
55. Роттердамский Эразм. Философские произведения. - М., 1987.
56. Самарин А. Пелагианство. - Новосиб.: НГУ, 1993.
57. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории. - М.: "Политиздат", 1987.
58. Соколов В.В. Средневековая философия. - М.: “Высш. шк.”, 1979.
59. Соловьёв В.С. О христианском единстве. - М.: “Рудомино”, 1994.
60. Спасский А. История догматических движений в эпоху вселенских соборов. - М.: "Новая книга", 1995.
61. Султанов Ш. Плотин. -М.: "ЖЗЛ", 1996.
62. Тальберг Н. История христианской Церкви. - Н.-Й., 1964.
63. Тахо-Годи А.А., Лосев А.Ф. Греческая культура в мифах, символах и терминах. - СПб.: "Алетейя", 1999.
64. Тихомиров Л. А. Религиозно-философские основы истории. - М.: "Москва", 1998.
65. Трубецкой С. Сочинения. - М., 1994.
66. Филарет (Гумилёвский) Архиепископ. Историческое учение об Отцах Церкви. - Свято-троицкая Сергиева лавра, 1996, Т. 1-3
67. Флоренский Павел. Сочинения в четырёх томах. - М.: “Мысль”, 1998.
68. Фофанов В.П. Социальная деятельность и социальное отражение. - Новосибирск: "Наука", 1986.
69. Шмеман А. Исторический путь православия. - Нью-Йорк, 1954.
70. Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. - М.: "Паолине", 2000.
71. Хубер Э. Религия и политика в христианских традициях. - Новос.: НГУ, 1998.
72. Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. Т. 20. - СПб., 1897.
73. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. - М.: "Ладомир", 1999.
74. Восточные Отцы и Учители Церкви IV в. Т. 1, 2. - г. Долгопрудный Моск. Обл.: МФТИ, 1999.
75. Хозяйственно-этические взгляды Отцов Церкви. - М., 1913.
76. Киприан. Патрология. - Париж-Москва, 1996.
77. Отцы и Учители Церкви III в. - М.: "Либрис", 1996.
78. Николаев Ю. В поисках божества. - Киев, 1995.
79. Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М.: "Респуб.", 1994.
80. A complet History of the Catholic Church to the present day by Rev. JOHN. LAUX. M. A., N.Y., 1939.
81. Barr Robert. Main currents in early christian thought. - NY., 1966.
82. Chadwic Henry. Early christian thought and the classical tradition. - Oxford, 1966.
83. Dictionaire de Spiritualite. - Paris, 1969-1989.
84. El dinamismo trinitario en divinizacion de los seres racionales segun Origenes. - Roma, 1970.
85. Encyclopaedia Britannica. - N.Y., 1992.
86. Hanson, R.P.C. Allegory and Event. - London, 1951.
Schmaus M., Grillmeier A., Handbuch der dogmengeschichte.
Freiburg, Basel, Wien: "Herder"
Faszikel 1a 1965 von Jackues Liebaert.
87. B. II. Der Trinitarische Gott. Die Schopfung. Die Sunde.
88. B. III. Christologie, Soteriologie, Mariologie, Reich Gottes und Kirche.
Faszikel 3a (1. Teil) Urstand, Fall und Erbsunde, 1981 von Leo Scheffczyk
89. Band IV. Sackramente Eschatologie.
Faszikel 7a Eschatologie, 1986 von Brian Daley.
90. Les oevres philosophiques. - Paris, 1995
91. Nemeshegui Peter. La paternite de Dieu chez Origene. - Tournai (Belg), 1960.
92. New Catholic Encyclopidya. T.11. - NY., 1995.
93. Bardenhewer Otto. Geschichte der Altkirchlichen Literatur. T.2. - Freiburg, 1914.
94. Beatrice Pier Franco. Introduction to the Fathers of the Church. - Vicenza, 1987.
95. Pietras Henryk. Poczatki teologii Kosciola. - Krakow: "WAM", 2000.
96. Christentum als neuheitserlebnis. - Freiburg im Breisgau: "Herder", 1939.
97. Adalbert - G. Hamman. Les peres de l'Eglise. - Paris, 1991.
98. Pietras Henryk. By nie milczec o Bogu. - Krakow, 1991.
99. Kania Wojciech. Swiadkowie tradycii. 1998.
100. Kelly J. N. D. Early Christian Doctrines. - San Francisco, 1978.
101. Canpenhausen Hans von. Griechische Kirchenvaeter. - Stuttgart, 1994.
102. Lexikon der antiken christlichen Literatur. - Freiburg:"Herder", 1988.

 

 

От автора

В отечественной историографии давно назрела потребность в появлении исследования, касающегося жизни и деятельности великого богослова, основоположника восточной патристической традиции Оригена Александрийского. Чрезвычайно интересной предстаёт перед нами как сама личность Оригена, так и тот период в истории христианской Церкви, который эта личность собой олицетворяет. Речь идёт о времени, когда христианство, преодолевая первоначальную склонность к замкнутости, выступает на мировую арену, о времени, когда христианство полагает заложенные в себе потенциалы в основание новой культуры, в ареале которой все мы формируем своё мировоззрение, свои ценностные установки.

Ориген не боялся принять вызов новой эпохи, но с верой принимал всё то, что предоставляли ему обстоятельства и условия его времени. Не отвергать ничего, что сперва не было осмыслено, что сначала не было понято. Оппоненты были его главными учителями. Такой подход к оценке культурно-исторических ценностей прошлого, другой культуры предстаёт весьма актуальным и сегодня.

Стоит надеяться, что данная работа внесёт свою лепту в дело уяснения позиции этого человека и его роли в формировании христианской культуры.

Выражаю огромную признательность всем тем, благодаря советам, замечаниям, вовлечённости которых эта работа стала возможной: Иосифу Махе, Налю Александровичу Хохлову, Владимиру Николаевичу Акулинину, Сталине Сергеевне Розовой, Кириллу Алексеевичу Тимофееву.

Примечания:

1 А.Ф. Лосев. Очерки античного символизма и мифологии. - М.: "Мысль", 1993, с. 367.
2 Т. Кун. Структура научных революций. - М.: "АСТ", 2001, с. 243.
3 Соколов В.В. Средневековая философия. - М: "Высшая шк.", 1979, 43.
4 Карсавин Л.П. Святые отцы и учители Церкви. - М., 1994, с. 56
5 Минин П Значение Оригена в истории древнецерковной мистики // Мистическое богословие - Киев, 1991, с. 321.
6 “Более разумно верить, что Ориген спасён, чем, что он осуждён”. Название его докторской диссертации.
7Из толкователей божественного Писания более всего выбирай тех, которые дальше всего отходят от буквы. После Павла такого рода прежде всего Ориген...”. Эразм Роттердамский, Оружие христианского воина. Он ценил Оригена в первую очередь как экзегета и знатока метода аллегорических толкований, Принимает его трихотомию души. Там же о трёх частях человека.
8 Тринитарный динамизм в обожении разумных существ согласно Оригену. Roma, 1970.
9 Отрывок переведён с немецкого по Handbuch der dogmengeschichte B. III Faszikel Ia с. 50.
10 См. Journal of theological Studies, t. 9. 1907-1908, t.10. 1908, Jenkins.
11 В собрании сочинений Григория Чудотворца.
12 Ф.Ч. Коплстон. История средневековой философии. - М.: "Энигма", 1997, 35.
13 Реале. Дж., Атисери Д. История западной философии. - СПб.: "Петрополис", 1997.
14 От Матфея 28,19. Против Цельса 2,30.
15 Против Цельса 8, 73-75.
16 там же
17 Соколов В.В. Философское дело Эразма из Роттердама // Эразм Роттердамский. Сочинения. - М., 1987, с. 24.
18 Эдуард Хубер. Религия и политика в христианских традициях. - Новосибирск: НГУ, с. 19
19 Один из критиков христианства прошлого века.
20 Кардинал Ньюмен. Католическая полнота. - М., 1989.
21 Mohler. Nouvelles recherches sur le Symbolique. - Paris, 1987.
22 Согласно Порфирию, философу-неоплатонику, Ориген родился в языческой семье, но нет более никаких оснований не доверять свидетельству Евсевия, который однозначно утверждает христианское происхождение Оригена.
23 Ц.И.6.2.
24 Там же.
25 Что он под ним понимал, он сам напишет во введении к О началах.
26 Ц.И. 6, 5.
27 Ц.И.6, 6.
28 Там же 6.3.
29 Матф.16,19.
30 Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997, 135.
31 Евсевий, Ц.И. 6, 10.
32 Тамже 6,16.
33 Церковная история Евсевия Кесарийского 6, 25, 11.
34 Такое понимание души идёт от Аристотеля, но Оригену стало известно, видимо, через Филона.
35 Григорий Чудотворец, Мефодий Патарский. Творения. - М., 1997, 117.
36 Порфирий, Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский, О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.79
37 Майоров Г.Г., Формирование средневековой философии. М. 79
38 Архиепископ Филарет (Гумилевский), Историческое учение об отцах Церкви. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1996, том 1.
39 Там же.
40 Евсевий Кесарийский, Церковная История. 6.19.
41 Алексей Максютин. Жизнь и творения Оригена.Александрийского. Ориген “О Началах”, Самара, 1993.
42 Пьер Адо. Плотин или простота взгляда. - М., 1991, стр.12.
43 Церковная история Евсевия Кесарийского VI, 19, 8.
44 Мень А. История религии. т.6 стр. 104
45 Порфирий, Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский. - М., 1978, стр. 469
40 Пьер Адо, Плотин или простота взгляда. стр.12
47 Порфирий, Жизнь Плотина // Диоген Лаэртский стр. 463
48 Реале Дж. Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 1. - СПб.: "Петрополис", 1997, с. 173.
49 В новозаветную эпоху стало обозначать творение, но этимологически бросаю вниз, низриновение.
50 Иоанна 17,24: ты возлюбил меня прежде основания мира.
51 Комментарий на Евангелие от Иоанна 1, 7.
52 Поснов М.Э. Гностицизм II века и победа христианской церкви над ним. - Брюссель: "Жизнь с Богом", 1991. с. 237.
53 Barr Robert. Main currents in early christian thought. NY., 1966, p. 401.
54 Ориген. О молитве 6. - Самара, 1992, с. 36.
55 Поснов М.Э. История Христианской Церкви. - Брюссель, 1964, с. 189.
56 Ириней Лионский. Против ересей // Творения - М., 1996, с. 342.
57 Совсем не обязательно понимать слово гнозис как целенаправленное заимствование у гностиков. Его нужно понимать, скорее, как перевод на греческий ветхозаветного понятия познание, обозначающего глубокое единение с Богом посредством любви. Он связан с христианской мистикой, а не интеллектуальным познанием.
58 Ц.И.стр.95.
59 Ориген. О началах. - Новосибирск, 1993. Введение.
60 там же
61 там же
62 О началах, II, 3.
63 О началах, I, 2.
64 О началах, II 3.
65 Притчи 8, 22. Ό Κυριος έκτισε με άρχήν όδών άυτού (Господь создал меня в начало путей своих).
65a Это учение аналогично воззрению Плотина о происхождении ума от Единого, хотя выражено значительно раньше и источником этой мысли скорее всего является не Аммоний Саккос, а метод работы с Библией самого Оригена: все слова Писания имеют смысл и каждое понятие соответствует онтологической реальности, действительно выражает деятельность Отца, т.е. любое понятие определяется в рамках антиномии, как антитеза зависящего от него понятия.
66 Болотов В.В., Лекции по истории древней Церкви. Том 2. стр. 323
67 О Началах III, 5.
68 Болотов В.В., ук. соч. стр.224
69 Ориген, О началах II, 3.
70 О началах II, 4.
71 Ориген, На Иоанна της προσκύνσις τριάδος, На Матфея ή άρχικήτρίας.
72 Церковная История 7, 32.
73 Ориген, О началах 2,6.
74 Комментарий на Евангелие от Иоанна, 13, 7.
75 там же 14, 21.
76 О началах 3, 12.
77 Вопросы на бытие, 12, 2.
79 Гомилия на Песнь Песней, 2, 4.
79 Гомилия 10 на Числа 34, 2.
80 Гомилия 18 на Иеремею 21, 4.
81 Гомилия 6 на Книгу Судей, 17, 5.
82 Гомилия 1 на Левит, 23, 5.
83 Комментарий на Матфея, 12. 4.
84 Комментарий на Песни Песней, 13, 4.
85 Гомилия на Левит 3,6.
86 Против Цельса 3,66.
87 Гомилия на бытие 7,4.
88 О началах 3,.2,.2.
89 Комментарий на Матфея 10, 23.
90 О началах II 7.
91 О началах II 7.
92 Д.Реале,..., Западная философия от истоков до наших дней. М., 1996.
93 Порфирий, Жизнь Плотина. // Диоген Лаэрций. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. - М., 1978.

 








































































































































































































































Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: