При изучении правила правописания безударных гласных

(Ю. А. Афанасьева, О. А. Гапцарь, [4])

 Наиболее сложными для усвоения в младших классах  являются правила правописания звонких и глухих согласных и безудар­ных гласных, написание которых можно проверить. Работа с данными правилами ведется в течение всего курса начальной школы. Сложность в усвоении этих пра­вил заключается в том, что само прави­ло имеет определенное своеобразие. Оно не дает точного указания, как надо пи­сать слово, а только оговаривает условия, при которых можно выяснить их напи­сание, и рекомендует приемы изменения или подбора слов.

Учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо научить ставить орфографические задачи и решать их, то есть выполнять в ор­фографическом действии следующие операции (М.Р.Львов, 2000):

• найти орфограмму;

• определить ее тип;

• наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;

• определить последовательность «ша­гов» решения задачи;

• выполнить намеченную последова­тельность действий;

• написать слово в соответствии с ре­шением орфографической задачи;

• осуществить орфографический са­моконтроль.

Каждая ступень орфографического действия имеет свою методику работы. В интегрированных классах при решении орфографиче­ской задачи существенную помощь ока­зывают схемы, таблицы и карточки. Они используются на всех этапах формирова­ния орфографического действия.

I. На этапе знакомства с понятием «орфограмма» (ранний этап формирова­ния орфографической зоркости, 1—2 классы), в данном случае безударная гласная — используем следующие схемы (Н.С.Кузьменко, 1992).

Для гласных

Учащиеся запоминают: «Безударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверить».

Для звукового анализа предлагаются два слова: «сосна», «насос». Выясняется, что:

— в словах два слога

 

на второй слог па­дает ударение

 

— в обоих словах бе­зударный

гласный звук [а] из первого слога

 

Проводится наблюдение: звук [а] гласный, безударный встречается и в слове «сосна», и в слове «насос», т.е. звук один и тот же. Предлагается рассмотреть подписи к схемам и выясняется, что звук [а] может обозначаться разными буква­ми: «о» в слове «сосна» или «а» в слове «насос». Звук один [а], а на письме он может быть обозначен или буквой «о», или буквой «а». Затем делается вывод: «Такому звуку доверять нельзя, это опас­но, так как есть выбор букв. Безударный гласный звук надо проверять». В табли­це безударный гласный звук фиксирует­ся знаком «?».

II. На этапе формирования умения определять орфограмму (1—2 класс) ис­пользуются такие же схемы, как и на пре­дыдущем этапе, только в виде раздаточ­ного материала для каждого учащегося.

Приведем следующие приемы работы на данном этапе:

1) Учитель произносит слова (гора, мост, нора, дом, пушка, жара, вода, лис­ты, линейка, двор), а ученик соотносит произнесенное педагогом слово со схе­мой и поднимает в нужный момент кар­точку. (Схема у каждого школьника на столе.) Ученики объясняют свое решение. В список слов учитель может включать од­носложные слова, такие, как дом, мост, жизнь, или не содержащие проблемы сло­ва-ловушки, например, рука, дыра (без­ударные гласные у, ы не вызывают труд­ности при письме и «не содержат пробле­мы»). Основную сложность вызывает на­писание гласных о, а, и, е.

2) Учитель предлагает к одной схеме несколько слов, 3—4 (например, стрела, шарик, лицо), учащиеся должны назвать слово, которое не подходит к схеме, и объяснить свой ответ. На ранних этапах правильный ответ может быть один, а на последующих — два и более.

3) Подобрать самостоятельно слова к схемам на примере из текста упражне­ния, загадки, стихотворения и т.п.

4) Письмо с «дырками». Учитель дик­тует слово, учащиеся при написании это­го слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м. сты, р. ка, гл. за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую за­дачу.

III. Решение орфографической задачи после определения разновидности орфо­граммы предполагает применение орфо­графического правила (2-й класс), то есть осуществление необходимого спо­соба действия. Помнить способ действия помогают схемы, таблицы-опоры, которые составляются непосредственно в процессе знакомства с правилом. Первоначально инструкцию к схеме дает учитель, а затем учащиеся сами комментируют свои действия по схеме.

1. Поставь ударение.

2.  Определи «опасное место». Без­ударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверять.

3. Измени слово, сделай безударный гласный звук ударным, и проблема будет решена.

4. Напиши букву ударного гласного.

Схемы постоянно «озвучиваются» учениками в процессе работы. Это способствует прочному запоминанию алго­ритма действий учениками.

На этом этапе также хорошо исполь­зовать письмо с «дырками». На первых порах способ решения орфографической задачи обсуждается коллективно, за­тем — самостоятельно.

IV. На следующем этапе обучения (3— 4 классы) после обнаружения орфограмм для решения орфографической задачи необходимо выяснить, в какой части слова она находится, и выбрать способ действия.

Если орфограмма в корне, то для ре­шения этой орфографической зада­чи используем те же схемы (1—2 классы), но с добавлением знака корня. Изображая правило графически мы облегчаем учащимся процесс усвоения правила пра­вописания безударных гласных в корне.

Приведем фрагмент урока, на кото­ром вводим эту схему.

На доске для анализа записаны слова: болезнь, болеть, боль, больница, заболеть, больно, больной.

Учащимся надо:

1) поста­вить ударение;

2) выделить безударную гласную;

 3) выяснить, чем похожи эти слова (однокоренные).

 В словах болезнь, болеть, боль, больно, больной, больница, заболеть выделяется корень.

Внимание детей обращается на глас­ные корня, т.е. — в одних словах глас­ная в корне безудар­ная, (1), в других сло­вах гласная в корне ударная, (2).

Сравни­ваются буквы глас­ных звуков в этих корнях. Они одина­ковые — «о». Схема дополняется знаком равенства, (3).

Вывод, который делается учащимися, звучит так: «Безударная гласная в корне пишется так же, как и ударная в однокоренном слове». Схема дополняется стрелкой (4).

 Правильно выполнить алгоритм ре­шения этой орфографической задачи учащимся помогает таблица-опора:

1. Поставь ударение, определи «опас­ное место». Безударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверять.

2. Выдели корень.

3. Подбери однокоренное слово с ударным гласным звуком, и про­блема будет решена.

4. Напиши букву ударного звука.

Если орфограмма в окончании, то важно определить часть речи и необ­ходимые грамматические признаки. Учащимся предлагаются следующие схемы и таблицы-опоры:

Пример: На ручке

1. Определи часть речи. (Имя сущест­вительное.)

2. Поставь ударение. (На ручке.)

3. Выдели безударную гласную. (На ручке.)

4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)

5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

— определить склонение — рука — ж.р.; -а, -я; 1 скл.

— определить падеж (на чем?). На ручке?П.п., 1 скл., окончание — е.

6. Значит, в окончании пишу гласную «е».

 

Пример: Синим платком

1. Определи часть речи. (Имя прилага­тельное.)

2. Поставь ударение. (Синим платком.)

3. Выдели безударную гласную. (Синим платком.)

4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)

5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Задать вопрос: платком каким? В окончании во­проса «и»).

6. Значит, в слове синим тоже пишу гласную «и».

Если вопрос каком?, то могут быть 2 варианта написания окончаний: под ударением -ом без ударения -ем.

При вопросе какого?, окончание мо­жет быть -ого или -его.

Пример: Пишем ручкой

1. Определи часть речи. (Глагол.)

2. Поставь ударение. (Пишем ручкой.)

3. Выдели безударную гласную. (Пишем ручкой.)

4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)

5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?

— поставить глагол в неопределен­ную форму. (Что делать? Писать.)

— это слово исключение или нет?

глагол на -ить или нет? Если на -ить, значит, он 2-го спряжения, пишу в окончании гласную «и», если не на -ить, значит, он 1-го спряжения. Писать — 1-е спря­жение, значит, пишу в оконча­нии гласную «е».

Нередко учащиеся пыта­ются проверить безударные гласные в приставках, суффиксах, написание кото­рых надо запомнить, т.е. проверить нель­зя. Чтобы этого не происходило, предлагаем учащимся данную схему.

Схемы, таблицы-опоры, используе­мые при усвоении правила правописа­ния безударной гласной, собираются в наглядную памятку для работы над ошибками. Пользуясь этой памяткой, ученики сначала под руководством учи­теля, а затем и самостоятельно могут вы­полнять работу над ошибками.

Использование в работе предлагаемых схем, таблиц-опор при изучении таких труд­ных разделов программы по русскому языку, как правописание звонких-глухих согласных и безударных гласных,, позволяет сни­зить уровень трудности и насыщенности учебного материала.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow