(Ю. А. Афанасьева, О. А. Гапцарь, [4])
Наиболее сложными для усвоения в младших классах являются правила правописания звонких и глухих согласных и безударных гласных, написание которых можно проверить. Работа с данными правилами ведется в течение всего курса начальной школы. Сложность в усвоении этих правил заключается в том, что само правило имеет определенное своеобразие. Оно не дает точного указания, как надо писать слово, а только оговаривает условия, при которых можно выяснить их написание, и рекомендует приемы изменения или подбора слов.
Учащихся с особыми образовательными потребностями необходимо научить ставить орфографические задачи и решать их, то есть выполнять в орфографическом действии следующие операции (М.Р.Львов, 2000):
• найти орфограмму;
• определить ее тип;
• наметить способ решения задачи в зависимости от типа орфограммы;
• определить последовательность «шагов» решения задачи;
• выполнить намеченную последовательность действий;
• написать слово в соответствии с решением орфографической задачи;
|
|
• осуществить орфографический самоконтроль.
Каждая ступень орфографического действия имеет свою методику работы. В интегрированных классах при решении орфографической задачи существенную помощь оказывают схемы, таблицы и карточки. Они используются на всех этапах формирования орфографического действия.
I. На этапе знакомства с понятием «орфограмма» (ранний этап формирования орфографической зоркости, 1—2 классы), в данном случае безударная гласная — используем следующие схемы (Н.С.Кузьменко, 1992).
Для гласных
Учащиеся запоминают: «Безударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверить».
Для звукового анализа предлагаются два слова: «сосна», «насос». Выясняется, что:
— в словах два слога
— на второй слог падает ударение
— в обоих словах безударный
гласный звук [а] из первого слога
Проводится наблюдение: звук [а] гласный, безударный встречается и в слове «сосна», и в слове «насос», т.е. звук один и тот же. Предлагается рассмотреть подписи к схемам и выясняется, что звук [а] может обозначаться разными буквами: «о» в слове «сосна» или «а» в слове «насос». Звук один [а], а на письме он может быть обозначен или буквой «о», или буквой «а». Затем делается вывод: «Такому звуку доверять нельзя, это опасно, так как есть выбор букв. Безударный гласный звук надо проверять». В таблице безударный гласный звук фиксируется знаком «?».
II. На этапе формирования умения определять орфограмму (1—2 класс) используются такие же схемы, как и на предыдущем этапе, только в виде раздаточного материала для каждого учащегося.
|
|
Приведем следующие приемы работы на данном этапе:
1) Учитель произносит слова (гора, мост, нора, дом, пушка, жара, вода, листы, линейка, двор), а ученик соотносит произнесенное педагогом слово со схемой и поднимает в нужный момент карточку. (Схема у каждого школьника на столе.) Ученики объясняют свое решение. В список слов учитель может включать односложные слова, такие, как дом, мост, жизнь, или не содержащие проблемы слова-ловушки, например, рука, дыра (безударные гласные у, ы не вызывают трудности при письме и «не содержат проблемы»). Основную сложность вызывает написание гласных о, а, и, е.
2) Учитель предлагает к одной схеме несколько слов, 3—4 (например, стрела, шарик, лицо), учащиеся должны назвать слово, которое не подходит к схеме, и объяснить свой ответ. На ранних этапах правильный ответ может быть один, а на последующих — два и более.
3) Подобрать самостоятельно слова к схемам на примере из текста упражнения, загадки, стихотворения и т.п.
4) Письмо с «дырками». Учитель диктует слово, учащиеся при написании этого слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м. сты, р. ка, гл. за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую задачу.
III. Решение орфографической задачи после определения разновидности орфограммы предполагает применение орфографического правила (2-й класс), то есть осуществление необходимого способа действия. Помнить способ действия помогают схемы, таблицы-опоры, которые составляются непосредственно в процессе знакомства с правилом. Первоначально инструкцию к схеме дает учитель, а затем учащиеся сами комментируют свои действия по схеме.
1. Поставь ударение.
2. Определи «опасное место». Безударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверять.
3. Измени слово, сделай безударный гласный звук ударным, и проблема будет решена.
4. Напиши букву ударного гласного.
Схемы постоянно «озвучиваются» учениками в процессе работы. Это способствует прочному запоминанию алгоритма действий учениками.
На этом этапе также хорошо использовать письмо с «дырками». На первых порах способ решения орфографической задачи обсуждается коллективно, затем — самостоятельно.
IV. На следующем этапе обучения (3— 4 классы) после обнаружения орфограмм для решения орфографической задачи необходимо выяснить, в какой части слова она находится, и выбрать способ действия.
• Если орфограмма в корне, то для решения этой орфографической задачи используем те же схемы (1—2 классы), но с добавлением знака корня. Изображая правило графически мы облегчаем учащимся процесс усвоения правила правописания безударных гласных в корне.
Приведем фрагмент урока, на котором вводим эту схему.
На доске для анализа записаны слова: болезнь, болеть, боль, больница, заболеть, больно, больной.
Учащимся надо:
1) поставить ударение;
2) выделить безударную гласную;
3) выяснить, чем похожи эти слова (однокоренные).
В словах болезнь, болеть, боль, больно, больной, больница, заболеть выделяется корень.
Внимание детей обращается на гласные корня, т.е. — в одних словах гласная в корне безударная, (1), в других словах гласная в корне ударная, (2).
Сравниваются буквы гласных звуков в этих корнях. Они одинаковые — «о». Схема дополняется знаком равенства, (3).
Вывод, который делается учащимися, звучит так: «Безударная гласная в корне пишется так же, как и ударная в однокоренном слове». Схема дополняется стрелкой (4).
Правильно выполнить алгоритм решения этой орфографической задачи учащимся помогает таблица-опора:
|
|
1. Поставь ударение, определи «опасное место». Безударному гласному звуку доверять нельзя. Это опасно! Безударный гласный звук надо проверять.
2. Выдели корень.
3. Подбери однокоренное слово с ударным гласным звуком, и проблема будет решена.
4. Напиши букву ударного звука.
• Если орфограмма в окончании, то важно определить часть речи и необходимые грамматические признаки. Учащимся предлагаются следующие схемы и таблицы-опоры:
Пример: На ручке
1. Определи часть речи. (Имя существительное.)
2. Поставь ударение. (На ручке.)
3. Выдели безударную гласную. (На ручке.)
4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)
5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
— определить склонение — рука — ж.р.; -а, -я; 1 скл.
— определить падеж (на чем?). На ручке?П.п., 1 скл., окончание — е.
6. Значит, в окончании пишу гласную «е».
Пример: Синим платком
1. Определи часть речи. (Имя прилагательное.)
2. Поставь ударение. (Синим платком.)
3. Выдели безударную гласную. (Синим платком.)
4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)
5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему? (Задать вопрос: платком каким? В окончании вопроса «и»).
6. Значит, в слове синим тоже пишу гласную «и».
Если вопрос каком?, то могут быть 2 варианта написания окончаний: под ударением -ом без ударения -ем.
При вопросе какого?, окончание может быть -ого или -его.
Пример: Пишем ручкой
1. Определи часть речи. (Глагол.)
2. Поставь ударение. (Пишем ручкой.)
3. Выдели безударную гласную. (Пишем ручкой.)
4. В какой части слова опасность? (Проблема в окончании.)
5. Что нужно сделать, чтобы решить эту проблему?
— поставить глагол в неопределенную форму. (Что делать? Писать.)
— это слово исключение или нет?
— глагол на -ить или нет? Если на -ить, значит, он 2-го спряжения, пишу в окончании гласную «и», если не на -ить, значит, он 1-го спряжения. Писать — 1-е спряжение, значит, пишу в окончании гласную «е».
Нередко учащиеся пытаются проверить безударные гласные в приставках, суффиксах, написание которых надо запомнить, т.е. проверить нельзя. Чтобы этого не происходило, предлагаем учащимся данную схему.
|
|
Схемы, таблицы-опоры, используемые при усвоении правила правописания безударной гласной, собираются в наглядную памятку для работы над ошибками. Пользуясь этой памяткой, ученики сначала под руководством учителя, а затем и самостоятельно могут выполнять работу над ошибками.
Использование в работе предлагаемых схем, таблиц-опор при изучении таких трудных разделов программы по русскому языку, как правописание звонких-глухих согласных и безударных гласных,, позволяет снизить уровень трудности и насыщенности учебного материала.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1