Необходимость привлечения иностранных инвестиций

В странах, испытывающих кризис платежеспособности, иностранные инвестиции, в частности прямые, рассматриваются в качестве источника, альтернативного ссудному капиталу. Это обусловлено тем, что доходы по этим инвестициям формируются в результате предпринимательской деятельности и размеры переводимых за рубеж ресурсов зависят от ее результатов.

По причинам главным образом идеологического характера иностранные инвестиции получили доступ в СССР лишь в 1987 году. Согласно законодательным актам, принятым в январе того года, участие иностранного капитала разрешалось только в форме СП. Доля иностранного партнера не могла превышать 49 %. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать предприятия со 100%- ным участием. В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях. Согласно последнему действующему и в настоящее время закону[1] иностранные инвесторы имеют право осуществлять инвестирование на территории России в разных формах: долевое участие в предприятиях, создаваемых совместно с юридическими лицами и гражданами России; создание предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, а также филиалов иностранных компаний; покупка предприятий, зданий, паев, акций, облигаций и т.п.; приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами; иная деятельность по осуществлению инвестиций, включая предоставление займов, кредитов, имущества и имущественных прав.

Необходимость привлечения иностранных производственных инвестиций в экономику России продиктована рядом долговременных объективных причин. В среднем по России доля собственных средств предприятий в инвестициях составляет порядка 60- 63 %. Остальная часть должна привлекаться из внешних источников. К ним, прежде всего, относятся- иностранные предприниматели, российские финансовые институты и само государство.

Существует несколько оценок потребности российской экономики в иностранных инвестициях: 150 млрд.долл. для первичной модернизации ключевых секторов производства- нефтяной промышленности (50 млрд.долл.), обрабатывающей (50- 60 млрд.долл.), металлургия (20 млрд.долл.), оборонных отраслей (20-30 млрд.долл.)- до конца текущего десятилетия.; 2500 млрд. долл. на предстоящее 15- летие и,наконец, более скромные цифры, названные Е.Ясиным для того же периода- 800-900 млрд. В результате Россия смогла бы на новой, более современной базе восстановить свои позиции в мировом хозяйстве в качестве крупной индустриальной страны со средним уровнем экономического развития и удовлетворительными стандартами жизни населения. Сам масштаб требуемых для этого капитальных затрат свидетельствует о необходимости притока средств извне.

Современное состояние экономики России не стимулирует коммерческие банки к осуществлению вложений в производственную сферу. К тому же имеющиеся оценки говорят о том, что самые крупные коммерческие банки даже при максимально благоприятных условиях способны одновременно вложить в отдельные проекты в среднем не более 20 млн. долларов и, как исключение,- до 40 млн. Долларов.

 [1] Закон РСФСР от 4 июля 1991 года “Об иностранных инвестициях в РСФСР”.

[Т1] Государство тоже можно рассматривать как потенциального инвестора. Но сегодня рассчитывать на материальную поддержку государства, то есть на прямое финансирование промышленности пока не приходится- у него свои трудности с бюджетом. Единственное, что может государство сделать, это провести еще одну волну приватизации.

Определенное представление об эффективности использования иностранного капитала в производственной сфере и в экспорте дают следующие данные.

1. По состоянию на середину 1995 года в России зарегистрировано более 16 тыс. предприятий с иностранными инвестициями. [5]  Примерно полуторное превышение экспорта предприятий с иностранными инвестициями над импортом обеспечивает их “валютную самоокупаемость” и способствует реинвестициям в экономику, исходя из стратегической задачи закрепления на российском рынке (нефтяные и электронные компании, производители продовольствия). В 1994 году 82 % рублевых иностранных инвестиций (72 млрд. рублей - без учета коммерческих банков и приватизации предприятий) состояли в основном из реинвестированной прибыли, причем осуществлены они был в виде прямых инвестиций. [5]

2. Согласно данным Я.Уринсона, заместителя министра экономики, производительность на предприятиях с иностранными инвестициями в 1,5- 2 раза выше, чем на аналогичных отечественных предприятиях. Согласно другим данным, она была почти в 7 раз выше средней по народному хозяйству. Велики разрывы и по фондоотдаче, но она на 42 % больше, чем на чисто российских предприятиях.

3. Большая часть произведенной продукции совместных предприятий реализуется на внутреннем рынке, вынуждая отечественных производителей уделять больше внимания повышению качества продукции.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: