Территориальные основы местного самоуправления в РФ

    Территориальные основы местного самоуправления – это институт муниципального права, закрепляющий и регулирующий территориальную основу местного самоуправления: формирование и состав территории муниципального образования, границ территории муниципального образования, порядок их установления и изменения.

    В ст.131 Конституции Российской Федерации сказано, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и местных традиций. Эту норму можно считать территориальной основой местного самоуправления в наиболее общем виде.

    В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» 2003г. в ст. 10 положение ст.131 Конституции РФ более конкретизировано и выглядит следующим образом: «Местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения».

    В ст.1 Закона даны соответствующие определения.

    Сельское поселение – одно или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (поселков, сел, станиц, деревень хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Городское поселение – город или поселок, в котором местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные или иные органы местного самоуправления.

    Муниципальный район – несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Городской округ – городское поселение, которое не входит в состав муниципального и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных настоящим Федеральном законом вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органами местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    Внутригородская территория города федерального значения – часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.

    Таким образом, в Федеральном законе 2003г. в отличие от закона 1995г. четко указано, какие виды муниципальных образований должны иметь место на территории России.

    Министерством регионального развития РФ в 2005г. был проведен анализ хода установления границ муниципальных образований и наделения их соответствующим статусом в рамках процесса реализации Федерального закона «Об общих принципах реализации местного самоуправления в Российской Федерации».

    Важно понимать, что население городского или сельского поселения не может быть лишено права на осуществления местного самоуправления как по решению органов государственной власти, так и на основании решения, принятого сходом граждан или на местном референдуме.

     Кроме того Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил двухуровневую систему территориальной организации местного самоуправления. Первый (низовой) уровень местного самоуправления составляют сельские и городские поселения, второй уровень – муниципальные районы.

              


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: