Понятие правовой основы местного самоуправления в России.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. правовую основу местного самоуправления составляют:
· Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации;
· Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные федеральные нормативные правовые акты;
· Конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;
· Уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.
Правовая основа местного самоуправление имеет важное значение, т.к. в современном обществе роль права как регулятора общественных отношений все более возрастает. Соответственно территориальная организация местного самоуправления, его финансовые, экономические и организационные условия находят свое непременное отражение в праве. Без закрепления и конкретизации в нормативно-правовых актах невозможна их реализация.
|
|
Существует четыре уровня нормативно-правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления в РФ:
§ Надгосударственный (нормы международного права);
§ Федеральный (федеральные нормативные правовые акты);
§ Субъектов Федерации (нормативные правовые акты субъектов РФ)
§ Местный (нормативные правовые акты, принимаемые органами местного самоуправления, а также решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан).
Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции РФ 1993 г. общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы.
Наиболее значимым международным правовым актом, имеющим непосредственное отношение к становлению и развитию местного самоуправления в России, является Европейская Хартия местного самоуправления 1985 г., ратифицированная Российская Федерация в 1998 г.
В ч. 4 ст. 15 Конституции РФ закрепляется право: если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные внутригосударственным нормативно-правовым актом, то применяются правила международного договора. Так как Хартия является актом прямого действия, она может применяться судами РФ при решении отдельных споров в области местного самоуправления.
Европейская хартия местного самоуправления состоит из преамбулы и трех частей. Основное значение для местного самоуправления имеет часть первая Харти, где содержаться основные принципы и гарантии местного самоуправления, которые по возможности должны быть отражены во внутреннем законодательстве государств, ретифицировавших Хартию
|
|
Помимо Европейской хартии определенное значение для российского местного самоуправления имеет Международный пакет «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1996 г. В частности, нормы содержащиеся в ст. 25 ориентируют на обеспечение во внутри государственной практике реальной выборности органов государственной власти и местного самоуправления.
Так, в ней сказано, что каждый гражданин должен иметь право и возможность:
· Принимать участие в ведении государственных дел как непосредственно, так и через посредство свободно выбранных представителей;
· Голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, производимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъятие избирателей.