Анализ внешней среды деятельности и необходимость совершенствования регулирования экономической деятельности малых предприятий

Как и любое другое предприятие ООО «Южное» в своей деятельности не изолировано от внешней среды. На его экономическую деятельность влияют различные факторы как социально-экономической сферы, так и природные факторы. Однако наибольшее воздействие на работу кафе оказывает выполнение контрольных функций государственными органами. Контролирующие и надзорные органы осуществляют проверки по самым различным вопросам: соблюдение правил, технических норм, стандартов, проверка финансово-хозяйственной, внешнеторговой деятельности и т.п. Необходимость такой деятельности очевидна. Механизм проверок устанавливается ведомственными нормативными актами: инструкциями, положениями, приказами. Необходимо подчеркнуть, что неупорядоченность контроля за деятельностью субъектов малого предпринимательства, злоупотребления со стороны представителей государственных органов являются одним из главных факторов, оказывающих негативное воздействие на сферу предпринимательства.

Количество и время проведения проверок конкретного предприятия не регламентируется, что достаточно часто приводит к случаям, когда предприятие начинает «лихорадить» от большого количества проверок различными контролирующими органами. В ООО «Южное» имели место случаи, когда в течение одного рабочего дня приходили с проверками два раза.

Так же следует выделить тот факт, что при проверке кафе «Южное» контролирующие организации часто дублируют друг друга. Например, государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов осуществляется органами Госсанэпиднадзора, ветеринарной службы, госторгинспекцией, ЦСМ. Правильность применения контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов контролирует налоговая инспекция, налоговая полиция, госторгинспекция, правоохранительные органы.

Одним из факторов, влияющих на экономическую деятельность кафе, является его месторасположение - на территории гостиницы «Приокская» и не имеет своего отдельного входа. В связи с этим количество потенциальных посетителей сокращено. Качество и цена рекламных фирм и организаций находятся не на должном уровне. Как правило, рекламные услуги находятся на низком уровне, а оплата за них достаточно высока. Однако в расположении ООО «Южное» есть и свои преимущества, так как естественно, что человек, поселившийся в гостинице, скорее всего, посетит, и кафе которое находится здесь же.

Заключение

Проблемы государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий в России нельзя рассматривать вне общего контекста экономических и социальных преобразований. Особенности состояния и развития малого бизнеса на нынешнем этапе определяются, прежде всего, результатами экономической политики государства и состоянием соответствующего ей хозяйственного права. Переориентация экономической реформы на цели поддержки производства и ее предполагаемая социальная направленность должны создать базисные условия развития малого производства и организации малого предпринимательства в различных хозяйственных сферах, ослабить "теневой" и криминальный характер его развития, учесть социальные основы, на которых малый бизнес может развиваться.

Безусловно правильно, что большое внимание в деле поддержки и развития малого бизнеса уделяется финансово-кредитным отношениям. Однако в этих документах практически не затронута проблема кредитных перспектив малого предпринимательства. Предполагается, что эта задача как бы тривиальна - иди в банк и бери кредит без проблем. Тем не менее, проблемы есть.

Формирование финансовой базы для малого бизнеса - проблема номер один. Для ее решения необходимо осуществить целую систему мер: обеспечить восстановление и индексацию банковских вкладов населения, сделать возможным получение льготного кредита при образовании малого предприятия. Банковский кредит должен быть основным источником формирования первоначального капитала, однако, на практике это не так. Необходимо продумать такие формы и такой механизм кредитования малого бизнеса, при которых интересы кредиторов и заемщиков были бы государственно защищены.

Проблема защиты интересов малого предпринимательства, как и проблема использования его потенциала, усугубляется еще и тем, что эффективная управленческая структура сферой малого бизнеса на федеральном уровне пока не найдена. Ранее, как известно, существовал комитет по поддержке малого бизнеса, который затем был упразднен. С 01.01.2001 г. его функции возложены на Министерство РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, но и эта структура оказалась малоэффективной, поскольку не может охватить всего многообразия проблем малого предпринимательства, а также его форм и видов. Но дело не только в создании оптимальной государственной управленческой структуры и негосударственных координирующих или поддерживающих малый бизнес организаций.

Особое место в государственном регулировании экономической деятельности малых предприятий должно быть отведено предприятиям, осуществляющим свою деятельность в приоритетных направлениях научно-технического прогресса. Малое предприятие, оснащенное новейшей технологией или создающее ее – это та форма предпринимательства, которая отвечает современным требованиям научно-технической революции. Без развития и помощи таким фирмам в нашей стране приходится очень тяжело.

При подготовке материалов для выпускной квалификационной работы нами было отмечен тот факт, что специализированной литературы именно по малым предприятиям практически нет ни в библиотеках, ни в книжных магазинах.

Таким образом, разрабатывая комплексные меры по поддержке и регулированию экономической деятельности малого предпринимательства (льготное налогообложение, кредитные преференции, формы и способы обеспечения его материальными ресурсами, разработка и принятие законов об инвестициях, о Земле, о кооперации, о Банках, новый специальный раздел Налогового кодекса по налогообложению субъектов малого предпринимательства, правовых программ борьбы с криминальными структурами и др.), государственные органы должны учитывать сложившиеся к настоящему времени социальное положение в малом бизнесе, интересы занятых в нем работников, степень их приверженности к рыночным отношениям, характер ожидаемых ими перемен, предполагаемые перспективы.

Только в этом случае государственное регулирование и поддержка малого предпринимательства окажется эффективной, будет способствовать его дальнейшему становлению и развитию в интересах экономики всей страны, а не отдельных хозяйственных групп и структур.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. М.; Юридическая литература 1999

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, главы 33-37, статьи 578-732) (ред. от 17.12.1999) Федеральный закон от 26 января 1996 года № 14-ФЗ НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

3. Федеральный закон от 31 декабря 2001 года № 198-ФЗ «О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

4. Федеральный закон 27.12.91. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2001) НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

5. Федеральный закон от 31 июля 1998 года № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» (ред. от 31.12.2001) Электронная библиотека «Ваше право» 03.2002.

6. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2002-2004 годы) Собрание законодательства РФ 30.07.2001, N 31, ст. 3295

7.  Баранников М.М., Воробьев В.А., Кизилов А.Н. и др. «Основы предпринимательства» 2001.

8.  Информационно-методическое пособие «Организации осуществляющие проверки» 2001.

9. Информационно-методическое пособие «Регистрация предприятий. Лицензирование предпринимательской деятельности.» 2000.

 


[1] Статистический сборник «Малое предпринимательство в России» 1999г.

[2] Федеральный Закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» Электронная библиотека «Ваше право»

[3] Издание «Коммерсантъ-Власть» 16.04.2002г. №14

[4] Концепция государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации 2001г.

[5] Налоговый Кодекс часть вторая 31.12.2001г. НТЦ правовой информации "Система"

[6] "Собрание законодательства РФ", 16.03.98, № 11, ст. 1290

[7] «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, № 31, ст. 3826

[8] «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2001) СЗРФ

[9] «Собрание законодательства РФ», 03.08.98, № 31, ст. 3826 (ред. от 31.12.2001)

[10] «Собрание законодательства РФ», 01.01.96, № 1 (ред. от 31.12.2001)

[11] «Сборник законодательства РФ», № 50, 11.12.95 (ред. от 27.11.2000)

[12] «Собрание законодательства РФ», 30.07.2001, № 31, ст. 3295

[13] Справочная правовая система «Кодекс» № 4.9.0.32 2002г.

[14] «Собрание законодательства РФ», 04.01.99, № 1

[15] ФЗ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» 27.12.91 № 2118-1

[16] НТЦ правовой информации "Система" Федерального агентства правительственной связи и информации

[17] Приказ от 30 октября 2001 г. № БГ-3-04/458 Министерство Российской Федерации по налогам и сборам

[18] Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть вторая, главы 33-37, статьи 578-732) (ред. от 17.12.1999)

[19] Закон Российской Федерации «О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением» 18.06.1993г. № 5215-1 (ред. от 01.04.1999)

[20] «Собрание законодательства РФ» 28.05.2001 № 22 ст.2237



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: