Правовое регулирование деятельности малых предприятий

Введение

Для нормального функционирования любой экономической системы важна роль государства. Практически на всем протяжении истории своего существования оно наряду с задачами поддержания порядка, законности, организации обороны, здравоохранения, образования и т.д. выполняло и определенные функции в экономике. Примером этому может служить организация денежного обращения и сбор налогов. Вмешательство государства в экономику всегда вызывало споры среди представителей различных экономических направлений. Однако как показывает практика государственное регулирование необходимо как на макро- так и на микроуровне в особенности при переходе к рыночной экономике.

Необходимо отметить, что практика государственного регулирования экономики, включая и целенаправленные меры поддержки малого бизнеса, реализуется не только на федеральном, но и все более на региональном уровне. Местные власти заинтересованы в развитии малого предпринимательства в силу целого ряда причин: малый бизнес приносит значительные доходы в местный бюджет; малые предприятия способствуют развитию территорий, в том числе рациональному использованию свободных производственных мощностей, увеличению объема производимых товаров и услуг, решению проблем занятости и общему росту доходов; малые предприятия легче приспосабливаются к экономическим, географическим и национальным особенностям регионов. С помощью специальной системы льгот и стимулов (снижение тарифов, налогов, платы за сырье и материалы, электроэнергию и воду, аренду территорий или помещений и т.д.) местные власти могут стимулировать деятельность тех предприятий, которые наиболее важны для социального и экономического развития территории.

Перспективы развития малого пред­принимательства в России как неотъемлемого элемента совре­менной рыночной системы хозяйства соответствуют подлинной цели экономи­ческих реформ — созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечива­ющей высокий уровень и качество жизни населения, и достойное участие России в мировом экономическом сообществе.

Малые предприятия в развитых странах являются основными создателями дополнительных рабочих мест. Например, в США только в 1970-1985 годах на малых и средних предприятиях создано 35 миллионов новых рабочих мест, в то время как на государственных предприятиях и компаниях крупного бизнеса число рабочих мест сократилось почти на 6 миллионов. Доля малых и средних предприятий в общей численности за­нятых в 1995 году составляла: в США — 70%, Японии — 78%, Италии — 73%, Франции — 54%.

Недостаточное внимание, уделяе­мое государством вопросам поддержки и развитию малого предпринимательства, не позволяет обеспечить рост экономической эффективности функционирования предприятий малого и среднего бизнеса. Однако именно малое предпринимательство, не требуя крупных стартовых инвестиций, гарантирует быстрый оборот ресурсов, высокую динамику роста, помогает экономно и оперативно решать проблемы реструктуризации экономики, гибко реагирует на изменение конъюнктуры рынка, при­дает экономике дополнительную стабильность.

Предметом исследования работы является:

- коммерческая деятельность общества с ограниченной ответственностью кафе «Южное» в условиях действующего законодательства по регулированию коммерческой деятельности малых предприятий и перспектив совершенствования данного регулирования;

Цель работы – рассмотреть механизм государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий на примере ООО «Южное», показать возможности улучшения государственного регулирования деятельности малых предприятий, финансирования и расширения источников финансирования малого бизнеса, совершенствования форм и методов взаимодействия программных документов федерального и регионального уровня.

Для достижения этой цели в работе предполагается решить следующие задачи:

1. Констатировать необходимость государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий.

2. Проанализировать воздействие государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий на результаты малого бизнеса на примере предприятия.

3. Определить основные направления совершенствования государственного регулирования экономической деятельности малых предприятий.

 

Глава 1. Необходимость регулирования экономической деятельности малых предприятий в России. И ее значение

Правовое регулирование деятельности малых предприятий.

Необходимость правового регулирования малых предприятий в России обусловлена все большей значимостью того вклада, который они вносят в жизнь страны в целом. Малое предпринимательство занимает особое место в экономической системе страны, не только обеспечивая рост занятости и снижение социальной напряженности, но и являясь важнейшим фактором обеспечения устойчивости и инновационного характера экономического роста. Развитие малого бизнеса повышает гибкость и адаптивность экономики, обеспечивает основу для формирования массового среднего класса.

В последние годы отраслевая структура малых предприятий практически не меняется. Непроизводственная сфера деятельности (прежде всего торговля, общественное питание) остается более привлекательной, чем производственная. После августа 1998 г. от 25 до 35 процентов малых предприятий фактически прекратили свою деятельность. Остальные перешли к сохранению масштабов своего бизнеса в докризисном периоде за счет снижения численности персонала и оплаты его труда. По данным государственного комитета Российской Федерации по статистике число малых предприятий в 1998 году составляло всего 868 тысяч. Из них на долю предприятий торговли и общественного питания приходится 386,1 тысяч. Распределение деятельности предприятий малого бизнеса достаточно неравномерно, об этом свидетельствуют статистические данные Государственного комитета Российской Федерации по статистике[1]: промышленность – 15,7%; строительство – 15,8%; торговля и общественное питание – 44,5%; наука и научное обслуживание – 4,5%; общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка – 4%; транспорт – 2,1%; другие отрасли – 13,4%.

Характерными чертами малого и среднего предпринимательства в данное время является взаимосвязь понятий “выживаемости” и “неустойчивости”. В развитых странах в течение пяти лет примерно половина предприятий уходит с рынка и столько же приходит. Малые предприятия мобильны и быстро заполняют ниши в экономике с более высоким уровнем доходности, чем обеспечивают быстрое насыщение платежеспособного спроса, необходимые структурные сдвиги в экономике. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдает качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен.

Для анализа малого бизнеса необходимо найти метод подразделения предприятий на мелкие и крупные. Существует много способов. Часто выделяют понятие монополии, а все, что не подходит под это определение, относят к мелкому предпринимательству. Понимая, что этого недостаточно, сравнивают обороты средств, объемы прибыли и продаж. В настоящее время, в области правового регулирования малые предприятия, в соответствии с Федеральным законодательством[2], определяются как коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений) благотворительных и иных фондов не превышает 25 процентов, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25 процентов. Средняя численность работников в них за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, в строительстве и на транспорте - 100 человек; в сельском хозяйстве и в научно-технической сфере - 60 человек; в оптовой торговле - 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. При этом следует иметь в виду, что к малым предприятиям могут относиться только предприятия, являющиеся юридическими лицами по законодательству Российской Федерации. Для сравнения в зарубежных странах практика определения малых предприятий несколько иная[3]:В США к малым предприятиям относятся те, которые вместе с филиалами нанимают не более 500 человек;В Великобритании считается малым - если годовая прибыль предприятия не превышает 250 тыс. фунтов стерлингов, независимо от числа занятых и сферы, в котором оно работает.Во Франции и Германии к категории малых закон относит предприятия, занятые в любой сфере, если число наемных рабочих не превышает 50 человек. Хозяин предприятия, в котором заняты не более 10 человек, считается ремесленником.

По данным Госкомстата России, доля продукции произведенной на малых предприятиях оценивается в 10% ВНП, что в среднем примерно в 5-6 раз ниже чем, в развитых капиталистических странах: Италия – 57-60%; Франция – 55-62%; Япония – 52-55%; Великобритания – 50-53%; Германия – 50-52%; США – 50-52% (Приложение 2).

Число зарегистрированных предприятий с численностью до 200 человек составляет примерно 1 млн. (с учетом кризиса 17 августа 1998 года количество рентабельных предприятий несомненно сократилось). Численность занятых в малом бизнесе с учетом работающих по совместительству, договорам и т.п. оценивается в 20 млн. человек, что составляет почти треть экономически активного населения страны.

Причем достаточно важно то, что часто малое предприятие становится банкротом не полностью, а лишь выкупается более крупной фирмой или само становится таковой.

По данным опроса владельцев малых предприятий в Германии 55% не планируют расширение, 35% разрабатывают планы медленного устойчивого роста, и только 10% - быстрого развития за счет производства новой продукции или вступления на новые рынки, что говорит о стремлении к сохранению своего статус-кво, видимо удовлетворяющего своих владельцев.

Тем не менее, по-прежнему социально-экономическое положение пример­но пятой части населения России (25-27 млн. человек) так или иначе связано с малым бизнесом. «Экономический вес» малого бизнеса в народном хозяйстве России характеризуется следующими данными. В 1997г. на долю малых пред­приятий приходилось 12% ВВП России и 10% численности постоянно рабо­тающих на предприятиях страны. Только по основному виду деятельности в 1997г. малыми предприятиями было произведено продукции в объеме 7-8% от всего объема оказанных услуг или произведенной продукции (в том числе, бо­лее 20 % объема подрядных строительных работ). МП дают 7 % всей прибыли в промышленности России. Большое значение имеет вклад малого бизнеса в оживление инвестиционного процесса в стране. В 1997г. инвестиции малых предприятий в основной капитал составили более 25 трлн. руб. Из них 67 % пришлось на частные инвестиции. В целом это 7 % инвестиций в основной ка­питал в российской экономике. Именно динамичное развитие малого бизнеса сделало возможным некоторое увеличение объема промышленного производ­ства в России в 1997г. по сравнению с аналогичным периодом 1996г. Малый бизнес играет исключительно важную роль в «подпитке» бюджетов всех уров­ней, особенно региональных и местных. В 1996г. бюджеты всех уровней полу­чили от МП доходов на сумму 36,7 трлн. руб., в том числе федеральный бюджет - 15,4 трлн. руб. Собираемость налогов по малым предприятиям значительно выше, чем в целом по всем категориям российских предприятий.

И все же нынешние тенденции развития Российских малых предприятий более правиль­ным было характеризовать как стагнацию, а не как оживление или, тем более, уверенный подъем. Доля малого бизнеса в ВВП России остается заметно ниже аналогично­го показателя для стран с развитой системой рыночного хозяйствования. Рос­сия существенно уступает странам с развитой рыночной экономики и по степе­ни «насыщенности» МП, в частности, на 1 тыс. жителей. Крайне негативно вы­глядит и картина распределения малых предприятий по отдельным регионам - субъектам Рос­сийской Федерации. Наряду с несколькими регионами-лидерами (Москва, С. Петербург, Н. Новгород и ряд других) существует большое количество тер­риторий, где развитие и самого МП, и систем его государственной и общест­венной поддержки находится в зачаточном состоянии.

Преобладающая доля Российских малых предприятий функционирует в достаточно узкой хозяйственной нише (преимущественно, торгово-посредническая деятельность), сама природа которой ограничивает полное раскрытие преимуществ малых форм предпринимательства и производства. В 1996-1997 гг. наблюдалось некоторое опережение в темпах развития МП сферы промышленности и строитель­ства, однако эти темпы структурных изменений не могут быть признаны удов­летворительными, т.е. соответствующими задаче резкого усиления роли малого бизнеса в процессах социально-экономической стабилизации и подъема производства в стране.

Сказанное выше свидетельствует о недостаточной эффек­тивности действующей в настоящее время в российской экономике системы государственного регулирования экономической деятельности и общественной поддержки малого предпринимательства. По существу, несмотря на известные концептуальные и институциональные продвижения, эта система так и не смогла подняться выше методов деятельности, которые сложились на самых начальных этапах реформ и развития российского частного предприни­мательства, в частности, сферы малого бизнеса. Продолжают доминировать формы и инструменты политики поддержки, характерные для «стартового» эта­па реформ, когда принципиальное значение имело расширение «поля малого бизнеса» (т.е. числа МП), а не их качественные показатели их деятельности (степень хозяйственной зрелости, производственная и инновационная актив­ность, вовлеченность в систему производственно-кооперационных связей, в т.ч. и с крупным бизнесом и пр.). В осуществляемых мерах государственной под­держки по-прежнему наблюдается негативная тенденция «самоизоляции» мало­го бизнеса и проблематики его интересов от общего контекста экономических и социальных реформ. Недостаточно понимание того, что долговременное разви­тие сферы малого бизнеса, тем более, в реальном секторе, возможно только при условии общего оздоровления российской экономики и ее основы в виде крупных пред­приятий, которые, в свою очередь, должны получить стимулы активного коо­перационного и иного взаимодействия с малым бизнесом.

Предпринимательская общественность давно добивалась принятия декларации или даже концепции отношения власти к малому и среднему бизнесу. Это важно предпринимателям как условие налаживания диалога с властными структурами, повышения имиджа предпри­нимательства в общественном сознании. Власть сформулировала свои взгляды в рассмотренном 19 декабря 2001 г. Государственным советом проекте Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в России[4]. В ней отражены основные цели и задачи государственной политики поддержки и развития малого бизнеса в России. Данная концепция базируется на признании малого предприниматель­ства сферой экономической деятельно­сти, способной (в силу максимальной адаптивности, самоорганизации и са­моразвития) при должной государствен­ной политике обеспечить наиболее бы­стрый и значительный социально-эко­номический эффект. Исходя из этого, целью государственной политики развития и поддержки малого пред­принимательства является созда­ние политических, правовых и эко­номических условий для свободно­го развития малого предпринима­тельства, обеспечивающих:

— повышение социальной эффективно­сти деятельности малых предприятий

— рост численности занятых в секторе ма­лого предпринимательства, средних до­ходов и уровня социальной защищеннос­ти работников малых предприятий и, как следствие, формирование среднего клас­са — базы политической стабильности;

— повышение темпов развития мало­го предпринимательства, как одного из стратегических факторов социально-экономического развития государства, увеличение доли малого предпринима­тельства в формировании всех состав­ляющих внутреннего валового продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер дея­тельности и экономическое укрепление малых предприятий.

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере ма­лого предпринимательства должны быть решены задачи:

— формирования правовой среды, обеспечивающей беспрепятственное раз­витие сферы малого предприниматель­ства; предоставления правовой, судебной и физической защиты субъектам малого предпринимательства, осуществляемой на основе федеральных законов и законов субъектов РФ;

— финансового обеспечения государ­ственной поддержки малого предприни­мательства;

— формирования инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

— повышения эффективности дея­тельности органов государственной вла­сти России, субъектов Российской Федерации и органов мес­тного самоуправления по поддержке ма­лого предпринимательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: