И подготовительной групп в гимнастическом зале

(188 часов)

Тема № 1. Методики эффективных и экономичных способов овладения жизненно важными умениями и навыками (6 часов)

Формирование умения студентов правильно ходить, держать осанку, соблюдать дыхание.

Упражнения в движении. Беговые серии.

 

Тема № 2. Выполнение физических упражнений,

 способствующих общему оздоровлению организма (16 часов)

Комплексы физических упражнений, способствующие общему укреплению сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Тема № 3. Воспитание выносливости (18 часов)

Применение средств физической культуры, направленных на воспитание выносливости студентов.

Выполнение беговых и др. упражнений, способствующих воспитанию выносливости.

 

Тема № 4. Воспитание силы (14 часов)

Выполнение упражнений с отягощением. Упражнения на формирование силы рук, ног, верхнего и нижнего пресса.

Тема № 5. Воспитание гибкости (12 часов)

Выполнение упражнений с большой амплитудой.

Упражнения на ковре: гимнастический мост, шпагат и др.

 

Тема № 6. Воспитание координационных способностей

студентов (14 часов)

Набор двигательных простейших элементов и упражнений, составление их в связки, комбинации, комплексы.

 

Тема № 7. Воспитание двигательной памяти студентов

(10 часов)

Применение средств физической культуры, направленных на воспитание у студентов двигательной памяти.

Упражнения, выполняемые «зеркально», с закрытыми глазами.

 

Тема № 8. Воспитание внимания студентов (8 часов)

Применение средств физической культуры, направленных на воспитание у студентов внимания.

Упражнения по сигналу, сменить направление движения по хлопку и т. д.

Тема № 9. Методика обучения гимнастике (10 часов)

Выполнение общих развивающих упражнений в движении, на месте.

 

Тема № 10. Обучение упражнений на гимнастических снарядах

(20 часов)

Обучение упражнениям на гимнастическом бревне, брусьях, перекладине.

Выполнение упражнений: ходьба на носках, в полуприседе (на бревне). Подтягивания, подъем переворотом (на брусьях, перекладине).

 

Тема № 11. Самостоятельный контроль

за физической подготовкой студентов (8 часов)

Методика составления и проведения простейших самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Составление комплекса физических упражнений с учетом физического развития и подготовленности студентов.

 

Тема № 12. Методика составления индивидуальных программ

физического самовоспитания (10 часов)

Составление индивидуальных программ по физической культуре в зависимости от психических, физических, индивидуальных особенностей студентов, их мотивации, состояния здоровья.

Подбор комплексов упражнений, расчет расхода энергии и калорийности питания.

 

Тема № 13. Использование нетрадиционных методов обучения

на занятиях физической культурой в вузе (8 часов)

Использование метода модерации, «открытое пространство».

Составление комплексов упражнений на заданную тему.

 

Тема № 14. Роль оздоровительных физических упражнений

в жизни студентов (16 часов)

Упражнения на дыхание, для глаз, для укрепления опорно-двигательного аппарата.

 

Тема № 15. Сдачаконтрольных и нормативных требований, рефератов (18 часов)

Врачебный контроль за физическим воспитанием

Студентов

 

Врачебный контроль способствует повышению эффективности физического воспитания студентов.

Медицинское обследование студентов проводится в начале каждого учебного года.

Освобождение студентов от практических занятий по физической культуре по заключению врача может быть временной мерой, вызванной наличием острого заболевания.

Студенты, освобожденные от практических занятий по физической культуре на длительный период, выполняют письменную работу (реферат) по теме, данной преподавателем и занимаются практическими занятиями по программе специальной медицинской группы в зависимости от заболевания.

На основании данных о состоянии здоровья, физическим развитии и подготовленности, для проведения практических занятий по программе физического воспитания студенты распределяются на 3 медицинские группы.

 

Распределение студентов на группы для занятий физической культурой

Наименование группы Медицинская характеристика группы Допускаемая физическая нагрузка
Основная Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья при достаточном физическом развитии и физической подготовленности Занятия по учебной программе физической культуры в полном объеме, занятия в спортивных секциях, участие в соревнованиях
Подготовительная Лица без отклонений в состоянии здоровья, а также лица, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья с недостаточным физическим развитием и недостаточной физической подготовленностью Занятия по учебной программе физической культуры при условии постепенного освоения комплекса двигательных навыков и умений, особенно связанных с предъявлением к организму повышенных требований, длительные занятия для повышения физической подготовленности и физического развития
Специальная медицинская Лица, имеющие отклонения в состоянии здоровья постоянного и временного характера, требующие ограничения физических нагрузок Занятия по специальным учебным программам

 

Студенты, пропустившие занятия по болезни, должны в течение недели предоставить преподавателю, ведущему занятия, медицинскую справку.

 

Методические рекомендации и задания для самостоятельной

Работы студентов

Самостоятельная работа студентов по дисциплине «Физическая культура предполагает:

1. Посещение студентами факультативных занятий по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.); занятия в секциях по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.).

2. Выполнение домашнего задания преподавателя физической культуры.

3. Самостоятельное и при помощи преподавателя составление индивидуального плана комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития.

4. Самостоятельные занятия физическими упражнениями, спортом и туризмом.

5. Участие в спортивных соревнованиях и праздниках университета («Спартакиада», «День здоровья» и др.).

6. Участие в городских, областных и т. д. соревнованиях по различным видам спорта.

7. Подготовка письменных самостоятельных работ по дисциплине «Физическая культура» (рефераты, доклады, творческие работы).

8.  Подготовка тезисов, докладов и участие научно-практической конференции студентов «Актуальные проблемы физической культуры и спорта (приложение 3)».

9.  Подготовка к написанию итогового тестирования по дисциплине «Физическая культура».

10.  Подготовка к практическому зачету по дисциплине «Физическая культура».

 

Посещение студентами факультативных занятий по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.); занятия в секциях по видам спорта (волейбол, баскетбол, футбол и др.). Период обучения в вузе характеризуется весьма высокими требованиями, предъявляемыми к умственной работоспособности студентов. Анализ многих исследований показывает, что по причине сильной интеллектуальной загруженности естественного порядка в период обучения в вузе, у студентов происходит снижение физической активности, студенты в меньшей степени обращают внимание на состояние своего физического здоровья. В связи с этим, значимость дисциплины «Физическая культура» в высшей школе, в последнее время, неизмеримо возросла. В программе «Физическая культура» для высших учебных заведений достойное место отведено занятиям спортивными играми – баскетбол, волейбол, футбол, способствующим укреплению дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма занимающихся, опорно-двигательного аппарата, воспитанию физических качеств студентов.

Целью факультативных занятий и занятий в секциях по видам спорта является обучение технике и тактике игровой и соревновательной деятельности в спортивных и подвижных играх.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих з адач:

- изучение правил базовых спортивных игр: волейбол, баскетбол, футбол;

- формирование знаний, умений и навыков о тактике игровой и соревновательной деятельности;

- овладение и совершенствование техникой игры.

На практических занятиях осваивается техника и методика спортивных игр, изучаются комплексы различных упражнений, направленных на развитие физических качеств, рассматривается тактика ведения борьбы.

В результате освоения курса студент должен быть подготовлен к решению ряда задач:

- знание правил соревнования и структуры соревновательной деятельности в игровых видах спорта;

- владение техникой, тактикой игровой и соревновательной деятельности с учетом специфики спортивных игр;

- уверенное владение навыками спортивных игр.

Успеваемость студентов оценивается в форме сдачи зачетов. Необходимо выполнить тестовые и нормативные практические задания по овладению техническими приемами спортивной игры.

Зачетные требования по баскетболу:

1. Умение выполнить ловлю, передачу мяча двумя и одной рукой; ведение мяча; уметь вести двустороннюю игру с соблюдением правил.

2. Умение выполнить 10 штрафных бросков со штрафной линии, из них не менее 4 (дев.); 5 (юноши) попаданий.

3.  Умение выполнить броски в движении после ведения мяча: с правой стороны с места пересечения средней и боковой линий ведение мяча с броском в движении (попасть), подбор мяча, ведение левой по периметру трапеции, бросок в движении с левой стороны щита (попасть) - 3 попытки.

Зачетные требования по волейболу:

1. Умение выполнить основные приемы игры: передача мяча сверху, прием мяча снизу, подача мяча, нападающий удар.

2. Подача (девушки по выбору, юноши верхняя прямая). Из 10 подач, 6 попаданий (юноши); 5 попаданий (девушки).

3. Нападающий удар с высокой передачи: из 4 ударов -2 попадания в левую и правую половину площадки (юноши); 2 попадания в любую половину площадки (девушки).

Зачетные требования по футболу:

1. Умение выполнить ведение мяча.

2. Умение выполнить удары по воротам на точность со штрафной линии любым способом.

3. Умение выполнить жонглирование мячом: от 10 ударов ногой без падения мяча; головой от 6 раз без падения мяча.

Самостоятельная работа студентов и подготовка к сдаче зачета по дисциплине предполагает систематическое выполнение физических упражнений по видам спорта.

Выполнение домашнего задания преподавателя физической культуры – неотъемлемая часть самостоятельной работы, направленная на подготовку студентов к выполнению контрольных нормативов по дисциплине, укреплению и сохранению здоровья. 

К домашним заданиям по дисциплине «Физическая культура» относится выполнение в свободное от учебы время различных комплексов физических упражнений, самостоятельное изучение литературы по укреплению и сохранению здоровья, подготовка творческих работ, а также такие мероприятия как утренняя гимнастика, пробежка, посещение соревнований по видам спорта и т.п.

Важную роль в процессе самостоятельной работы студентов играют гигиенические мероприятия, укрепляющие здоровье, предупреждающие заболевания.

Самостоятельное и при помощи преподавателя составление индивидуального плана комплексов физических упражнений для формирования фигуры, укрепления здоровья, физического развития еще одна форма самостоятельной работы студентов. В процессе занятий физической культурой, особенно в группах со специальной медицинской направленностью, при выполнении комплексов физических упражнений студентам необходимо знать последовательность упражнений, технику их выполнения, уровень физической нагрузки, количество повторений каждого упражнения с учетом индивидуальных физических и психических особенностей, а также мотивов и возможностей своего организма.

Составление планов комплексов физических упражнений осуществляется во втором, третьем семестре обучения при помощи преподавателя физической культуры, на четвертом семестре – самостоятельно.

Самостоятельное составление индивидуального плана комплексов физических упражнений позволяет студенту приобретать знания о последовательности построения комплекса физических упражнений; умения целесообразно использовать физические упражнения с учетом индивидуальных физических и психических особенностей, а также мотивов и возможностей своего организма; опыт в самостоятельном планировании комплексов физических упражнений направленных на выполнение какой-либо задачи.

Самостоятельная работа по дисциплине «Физическая культура» предусматривает участие студентов в спортивных соревнованиях и праздниках университета («Спартакиада», «День здоровья» и др.), а также в городских, областных и общероссийских соревнованиях по различным видам спорта.

Общеизвестные физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия Кемеровского государственного университета, такие как Спартакиада первокурсников, Спартакиада студентов вуза Спартакиада между студентами вузов, «День здоровья», Легкоатлетический кросс, в связи с годовщиной Победы в ВОВ и другие, способствуют формированию здорового образа жизни студентов, повышению их физической, нравственной и духовной культуры; просвещению в области физической культуры и спорта, подготовке специалистов с активной жизненной позицией.

Подготовка письменных работ по дисциплине «Физическая культура» (рефераты, доклады, творческие работы) – важный аспект самостоятельной работы студентов по дисциплине «Физическая культура».

Тематика самостоятельных работ по физической культуре:

1. Влияние заболевания на личную работоспособность и самочувствие.

2. Врачебный контроль как условие допуска к занятиям физическими упражнениями.

3. Диагноз, характеристика, причины возникновения заболевания студента.

4. Индивидуальные (возрастные, половые, состояние здоровья, физические возможности организма, мотивация и др.) особенности построения самостоятельных занятий физическими упражнениями.

5. Инновационные виды занятий физическими упражнениями (аэробика, шейпинг, йога, фитбол аэробика, пилатес и т.п.).

6. Классификация видов лыжного спорта.

7. Классификация гимнастики.

8. Классификация единоборств.

9. Медицинские противопоказания при занятиях физическими упражнениями и применение других средств физической культуры при данном заболевании (диагнозе).

10.Методика бега на короткие дистанции.

11.Методика развития быстроты движений и скоростно-силовых качеств.

12.Методика развития выносливости.

13.Методика развития гибкости.

14.Общая характеристика и классификация легкоатлетических видов спорта.

15.Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы.

16. Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний дыхательной системы.

17.Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата.

18.Общая характеристика, причины возникновения и профилактика заболеваний мочеполовой системы.

19.Общая характеристика, причины возникновения и профилактика некоторых заболеваний органов зрения.

20.Общая характеристика, причины возникновения и профилактика некоторых заболеваний пищеварительной системы.

21.Основные законодательные акты, регулирующие сферу деятельности физической культуры.

22.Основы теории и методики воспитания физических качеств.

23.Основы теории и методики обучения двигательным действиям.

24.Основы техники бега на короткие дистанции.

25.Основы техники бега на средние и длинные дистанции.

26.Основы техники легкоатлетических прыжков.

27.Основы техники эстафетного бега.

28.Питание при занятиях оздоровительными видами физической культуры.

29.Предупреждение, профилактика и помощь при лечении некоторых заболеваний студентов освобожденных от практических занятий физическими упражнениями.

30.Развитие физических качеств, преобладающих в легкоатлетических видах спорта.

31.Регулировка массы тела в процессе занятий физической культурой.

32.Самоконтроль состояния здоровья студента, его цели и задачи.

33.Современные популярные виды спорта.

34.Составление и обоснование индивидуального комплекса физических упражнений и доступных средств физической культуры (с указанием примерной дозировки).

35.Способы передачи эстафетной палочки.

36.Техника бега по дистанции.

37.Техника выполнения прыжка в длину с места.

38.Техника высокого старта и стартовое ускорение.

39.Техника старта и стартового ускорения.

40.Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов.

41.Физическая культура и здоровый образ жизни.

42.Финиширование в беге на короткие дистанции.

43.Финиширование в беге на средние и длинные дистанции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow