Организация кредитных взаимоотношений банка с заемщиком определяются многими факторами, включая размер банка, квалификацию банковских работников, отвечающих за оформление ссуды, величину кредитного портфеля, виды ссуд, и др. Всю работу, связанную с оформлением кредитного договора, выдачей ссуды, ее возвратом и закрытием кредитного дела можно разбить на несколько этапов:
1 этап. Формирование портфеля кредитных заявок.
2 этап. Проведение переговоров с потенциальным клиентом.
3 этап. Принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форма его предоставления.
4 этап. Формирование кредитного дела.
5 этап. Работа с клиентами после получения им ссуды.
6 этап. Возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
После полного погашения ссуды и соответствующих процентов кредитное дело закрывается. На отдельном листе, который подшивается в дело, указываются даты выдачи и возврата ссуд, расчеты по начислению процентов и даты их перечисления, после чего делается отметка "кредит возвращен полностью с процентами, кредитное дело номер____ закрыто (дата закрытия дела)", заверенная подписями кредитного работника и главного бухгалтера банка, а начальник планово-экономического управления банка делает отметку о передаче кредитного дела в архив, где оно хранится в течении трех лет с момента его закрытия.
Особенности банковского продукта и банковской услуги
Сходство банковского продукта и банковской услуги в том, что они призваны удовлетворять потребности клиента и способствовать получению прибыли. Однако в большинстве случаев банковский продукт носит первичный характер, а банковская услуга - вторичный.
Банковским услугам присущи специфические характеристики, которые нужно принимать во внимание при разработке стратегии маркетинга:
1) незримость услуг, их абстрактный характер;
2) непостоянство качества услуг и неотделимость услуг от квалификации людей, которые их предоставляют;
3) невозможность сохранять банковские услуги.
Важное значение имеет внешнее окружение. Интерьер банка, освещение, офисная мебель и стиль, цветы и другие внешние элементы создают дополнительное качество услугам, которые предоставляет банк.
Особенности банковского продукта
Особенностями банковского продукта являются следующие:
1) предоставление банковских услуг связано с использованием денег в различных формах (наличные, безналичные деньги и расчеты);
2) нематериальные банковские услуги получают зримые черты посредством имущественных договорных отношений;
3) большинство банковских услуг характеризуется протяженностью во времени: сделка, как правило, не ограничивается одномоментным актом, устанавливаются более или менее длительные связи клиента с банком.
Целевые рынки и сегментация
Преимущества некоторых видов услуг, как правило, необходимы и выгодны лишь определенным группам клиентов. Для других групп эти услуги могут быть слишком дорогими или бесполезными в данный момент. Группа клиентов, которой подходит данная услуга, образует целевой рынок. Клиент банка может быть частью нескольких целевых рынков. Первейшая задача маркетинговых служб - выявить целевые рынки для каждой услуги.
Есть два типа маркетинговой стратегии, связанной с поиском целевых рынков среди массы банковских клиентов. Банк может идти "от продукта", т.е. выбрать определенный вид услуг и на основе имеющейся у него информации о клиентах определить, кто является потенциальным пользователем этой услуги.
Второй путь - это метод перекрестных продаж, когда при совершении какой-либо операции банк предлагает клиенту новые или дополнительные услуги. Действуя согласно этому методу банкир постоянно задает себе вопросы: "К каким еще целевым рынкам принадлежит данный клиент? Какие из имеющихся в арсенале банка продуктов я могу ему предложить?"
Ясно, что для успешного продвижения продукта на рынок и его реализации необходимо дифференцировать клиентов и выявить тех, которые могут явиться потенциальными потребителями данного продукта. Все клиенты имеют разные вкусы и потребности, и к ним, соответственно, нужно применять разную маркетинговую стратегию.






