Органы Федерального казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному признаку и входящую в состав Минфина России. Структура органов казначейства трёхуровневая.
Первый уровень – служба Федерального казначейства, которая осуществляет сводный учёт доходов и расходов федерального бюджета и управляет движением средств на счетах казначейств. Кроме того, она руководит работой нижестоящих органов казначейства.
Второй уровень – управления Федерального казначейства (УФК) по республикам в составе РФ, краям, областям, автономным образованиям, городам Москве и Санкт-Петербургу. Они обеспечивают через нижестоящие органы казначейства исполнение всех решений о формировании доходной и расходной частей федерального бюджета. Третий уровень – отделения Федерального казначейства (ОФК) по городам, районам в городах (кроме городов районного подчинения). Они формируют доходную часть федерального бюджета на территории и обеспечивают целевое финансирование расходов по бюджетополучателям.
|
|
Органы Федерального казначейства – это юридические лица,которые относятся к органам исполнительной власти.
Функции Федерального казначейства
Задачи и функции органов Федерального казначейства:
- учёт налогов и платежей, поступивших в доход федерального бюджета на счёт казначейства в банках;
- распределение в установленном порядке и размерах доходов между бюджетами различного уровня;
- возврат и зачёт между бюджетами сумм, ошибочно или лишне уплаченных;
- учёт льгот и отсрочек, предоставленных налогоплательщикам организациями исполнительной власти, и перерасчёт сумм налогов и платежей между бюджетами;
- взаимные расчёты между бюджетами различных уровней;
- доведение лимитов и осуществление финансирования распорядителей средств федерального бюджета;
- обеспечение целевого и эффективного расходования средств посредством предварительного, текущего и последующего контроля;
- управление доходами и расходами федерального бюджета на счетах казначейства в банках.
Федеральное казначейство несёт ответственность за:
- правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
- финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с соблюдением порядка, установленного Бюджетным кодексом РФ;
- полноту и своевременность перечислений бюджетных средств получателями этих средств;
- своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей этих средств;
|
|
- своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- доведение в заданный срок уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитных обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
- финансирование расходов, не включенных в бюджетные росписи;
- финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
- осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства РФ главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств;
- исполнение предписаний Счетной палаты РФ и решений судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органам и получателя бюджетных средств.
Возможно расширение сферы деятельности федерального казначейства. Она, видимо, может охватывать исполнение всех бюджетов субъектов Федерации и муниципальных бюджетов. Такой подход не нарушает принципа самостоятельности этих бюджетов. Все вопросы могут быть решены в договоре между Федеральным казначейством и соответствующими властными структурами субъектов Федерации и местных органов управления. Это сэкономит значительные средства для регионов и ускорит перераспределение средств между бюджетами, включая и финансовую помощь. Такая система будет способствовать в перспективе установлению прямых контактов между федеральными и местными бюджетами.
Органы казначейства как важнейшая часть общей контрольной системы следят за формированием и использованием бюджетных средств. И речь идёт об общей единой системе учёта во всём государственном секторе.
Практика последних лет показала, что Федеральное казначейство может также выполнять важную функцию в разработке и развитии бухгалтерского дела, в создании и внедрении новых информационных систем на основе современной вычислительной техники. Поскольку в Федеральном казначействе постоянно находятся существенные денежные средства, то можно ставить вопрос об их рациональном использовании при определенных условиях. Нашему казначейству, возможно, следовало бы заняться финансовым бизнесом с минимальными рисками.
Таким образом, казначейская система исполнения бюджета способствует решению важных экономических проблем России.