Процесс казначейского исполнения муниципального бюджета

Исполнение бюджета – процесс, который обеспечивает полное и своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течении финансового года.

Местная администрация организует исполнение бюджета в соответствии с бюджетной классификацией на основе росписи бюджетных расходов на очередной финансовый год. Роспись составляется финансовым органом, входящим в систему местной администрации, и в течение десяти дней после утверждения бюджета направляется в местную администрацию и его контрольно-счетную палату (если таковая имеется). Роспись утверждается руководителем финансового органа. Кроме того, финансовый орган составляет лимиты финансирования конкретных бюджетополучателей на месяц, исходя из бюджетных назначений для каждого из них, а также в соответствии с решениями о секвестре (индексации) бюджетных расходов. уведомления о лимитах должны быть доведены до бюджетополучателя в установленный срок. Контрольно-счетная палата проводит проверку соответствия росписи утвержденному органу местного самоуправления.

В процессе исполнения бюджета местная администрация (если она наделена такими полномочиями по уставу) вправе вносить изменения по доходным и расходным статьям бюджета в пределах утвержденных ассигнований. Финансирование бюджетных организаций производится по трем укрупненным статьям (заработная плата, текущие расходы, капитальные вложения) на основании смет доходов и расходов с расчетными показателями к ним. Решения местной администрации в части изменений цен и тарифов, если эти изменения приводят к увеличению установленного предельного дефицита бюджета, подлежат утверждению представительным органом местного самоуправления.

В ходе исполнения бюджета по предложению местной администрации может быть введен секвестр бюджета. Проект решения о секвестре выносится на рассмотрение представительного органа, который и принимает соответствующее решение. Контроль над исполнением бюджета осуществляется представительным органом местного самоуправления. В этих целях образуется контрольно-счетная палата, что характерно преимущественно для представительных органов городов, районов, где имеются материальные возможности для ее содержания. Местная администрация контролирует исполнение бюджета через свой финансовый орган. В это т процесс могут включаться муниципальные налоговые службы, создание которых предусмотрено Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии со ст. 168 БК РФ, органы исполнительной власти Российской Федерации вправе осуществлять исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов через Федеральное казначейство на основании соглашений. В части, касающейся муниципальных образований, данная норма действует с 1 января 2008 года.

То, что касается порядка исполнения местного бюджета, то он следующий:

1. Устанавливается казначейское исполнение городского бюджета.

2. Исполнение городского бюджета обеспечивается администрацией города.

3. Организация исполнения городского бюджета возлагается на управление финансов администрации города.

4. Исполнение городского бюджета осуществляется управлением финансов администрации города на основе принципа единства кассы и подведомственности расходов.

Таким образом, сейчас я хотела бы выделить основные этапы исполнения городского бюджета по доходам и расходам. 

Соответственно по доходам можно выделить следующие:

1) перечисление и зачисление доходов на единый счет городского бюджета;

2) возврат излишне уплаченных в городской бюджет сумм доходов;

3) учет доходов городского бюджета и составление отчетности о доходах бюджета.

Исполнение городского бюджета по расходам:

1. Городской бюджет по расходам исполняется в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных, последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

2. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов городского бюджета являются:

1) составление и утверждение бюджетной росписи;

2) утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов получателям бюджетных средств;

3) утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до главных распорядителей и получателей бюджетных средств;

4) принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

5) подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

3. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Надо отметить, что органы федерального казначейства обслуживают финансирование из средств федерального бюджета около 60 000 организаций–бюджетополучателей, а также более 200 000 бюджетополучателей субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, администраторов поступлений доходов.

Обслуживание бюджетного процесса такого количества клиентов Федерального казначейства осуществляется в условиях высокой степени их территориальной распределенности, что потребовало организации электронного документооборота (ЭДО) не только внутри казначейской системы, но и между органами федерального казначейства и клиентами, так как обслуживание клиентов с использованием бумажных документов стал причиной значительных задержек доведения бюджетных средств до получателей, а также требовать больших трудозатрат, связанных с доставкой корреспонденции.

При этом ключевыми требованиями к организации ЭДО являлись обеспечение возможности оперативного обмена электронными документами с созданием условий признания юридической значимости электронных документов, а электронной подписи равнозначной собственноручной.

Принятие федерального закона «Об электронной цифровой подписи» сформировало правовую основу для решения данного вопроса.

В соответствии с этим законом для подтверждения принадлежности электронной цифровой подписи конкретному физическому лицу используются специальные организационно-технические структуры под названием удостоверяющие центры (УЦ).

Вследствие того, что на основании информации, поступающей в подразделения Федерального казначейства по электронным каналам связи от удаленных источников, в ряде случаев принимаются решения, имеющие правовые последствия (например, проведение денежных операций с бюджетными средствами), вопрос правого статуса электронных документов и их безопасности приобретает первостепенное значение.

Технически проблема проверки подлинности и целостности поступающих электронных документов достаточно просто решается на основе применения средств электронной цифровой подписи (ЭЦП), которые в настоящее время широко используются в органах федерального казначейства.

Однако в условиях большого количества участников электронного документооборота и значительных потоков информации возникает проблема определения авторства электронных документов, а также адекватности подписанных электронных документов полномочиям лиц, их подписавших. Как следствие, при электронном документообороте возникает угроза фальсификации финансовых документов, исполнение которых несет правовые последствия.

Данная проблема в Федеральном казначействе решается на основе развертывания территориально распределенной инфраструктуры Уполномоченного удостоверяющего центра (УУЦ), включающий в себя центр сертификации ключей владельцев ЭЦП и разветвленную сеть региональных центров регистрации, обеспечивающих определенным набором сервиса функциональной части автоматизированной системы и участников электронного документооборота.

Предоставляемый сервис позволяет обеспечить проверку действительности ЭЦП электронного документа, автора документа, его полномочия подписывать тот или иной документ на момент подписания документа или на момент его проверки получателем.

По существу УУЦ выполняет функции электронного нотариуса, так как им заверяется полномочия и подлинность подписи на электронном документе.

УУЦ ФК представляет собой относительно самостоятельную инфраструктуру, включающую в себя собственный комплекс средств автоматизации управления сертификатами, обеспечения защиты электронных документов от несанкционированной модификации, подделки, навязывания или имитации в процессе обмена информацией, а также и подтверждения авторства электронных документов.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: