СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КАЗНАЧЕЙСКОГО ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО: СТРУКТУРА, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ
ТЕМА 2. КАЗНАЧЕЙСКОЕ ИСПОЛНЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
Создание Федерального казначейства, обеспечивающего исполнение бюджетов, обусловлено необходимостью предварительного, текущего и последующего контроля сбора доходов и осуществления расходов в процессе выполнения государством своих функций. Органы Федерального казначейства являются инструментом реализации бюджетной политики государства и выполняют важную функцию – обеспечивают сохранность федеральных бюджетных средств на счетах в Банке России. Они производят выплаты из федерального бюджета и внебюджетных источников от имени и по поручению получателей средств федерального бюджета, имеющих лицевые счета в Казначействе; обслуживают исполнение бюджетов всех субъектов Российской Федерации по целевым средствам, выделяемым из федерального бюджета; организуют сбор отчетности главных распорядителей средств федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и составление ежемесячной, квартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета государства.
В настоящее время Федеральное казначейство образует действующую в сфере государственных финансов систему, которая выполняет платежные, учетные и контрольные функции.
Исполнение бюджетов могут организовать не только органы Федерального казначейства. В таблице 1 приведена характеристика различных систем исполнения бюджетов.
Казначейская система качественно отличается от банковской системы, обеспечивая большую эффективность использования бюджетных средств за счет оперативного контроля за расходованием (в том числе целевым) бюджетных средств.
Первое упоминание о казначействе в России встречается в XV в., когда появились казенные дворы, заложившие начала централизованного управления финансами. До конца XVII в. государственными доходами управляли приказы, выполнявшие роль посредника между верховной властью – властью царя и местными властями. Высшим финансово-контрольным органом был Счетный приказ, но контрольные функции практически не выполнялись.
Таблица 1 – Характеристика различных систем исполнения бюджетов
Параметр | Система исполнения бюджетов | ||
Казначейская | Банковская | Смешанная | |
Орган государственной власти, осуществляющий организацию исполнения бюджета | Федеральное казначейство | Центральный банк (иногда с участием коммерческих банков) | Объединяет в себе черты обеих систем |
Осуществление операций получателей бюджетных средств | Через территориальные органы федерального казначейства | Через уполномоченные банки | |
Особенности функционирования | Эффективный контроль за бюджетными расходами | Отсутствие оперативного контроля за расходованием бюджетных средств |
При Петре I вместо приказов были созданы коллегии. В ведении Камер-коллегии находились государственные доходы и имущество, в ведении штатс-контор-коллегии – государственные расходы, ревизион-коллегия контролировала исполнение смет по доходам и расходам. Высшим финансовым органом являлся Сенат.
В 1775 г. был издан правовой акт «Учреждения для управления губерний Российской Империи», согласно которому в каждой губернии предполагалось создание казенных палат, выполняющих функции представительств финансовых органов на местах. Губернии делились на уезды, в каждом из которых назначался на три года уездный казначей. Была учреждена должность государственного казначея, который возглавлял государственное казначейство. Осуществлялся контроль за поступлением доходов в казну, а также распределение текущих расходов.
В начале XIX в. создается Министерство финансов, в состав которого вошло государственное казначейство. В 1837 г. полномочия всех уездных казначеев были унифицированы единой инструкцией, определяющей предметы деятельности, пределы власти, порядок приема платежей, выдачи и хранения сумм. Но при этом крупные суммы часто выдавались не прямым кредиторам, а распорядительным ведомствам, а остатки не контролировались государственными органами.
В середине XIX в. была осуществлена централизация финансовых ресурсов: введено единство кассы, изменился порядок исполнения государственного бюджета. Произошло официальное слияние казначейских касс с банковскими, казначейские органы начали оказывать банковские услуги населению.
С 1899 г. казначейства начали распределять в определенных пропорциях между государственной казной и земствами поступающие поземельные сборы. В ведомстве департамента государственного казначейства насчитывалось более 700 казначейств, которые подчинялись казенным палатам. Казначейские органы выполняли следующие функции:
‒ прием и хранение доходов, принадлежащих государственному казначейству;
‒ производство расходов и высылка сумм из поступающих в казначейство доходов;
‒ продажа гербовой бумаги, гербовых марок, бланков, свидетельств и патентов;
‒ выдача промысловых свидетельств;
‒ счетоводство по поступающим доходам и возложенным на казначейство расходам, а также по порученному для хранения и продажи казенному имуществу;
‒ банковские операции: открытие текущих счетов, размен и перевод денег.
В 1918 г. изменился порядок исполнения государственного бюджета, все кассовые операции по исполнению бюджета были возложены на Народный банк. Департамент государственного казначейства и его местные органы были присоединены к учреждениям Народного банка в виде сметных отделов. Завершился этот процесс в 1926 г., в результате чего в СССР сложилась банковская система исполнения бюджета, которая практически без изменений просуществовала до 1992 г.
С распадом СССР и появлением коммерческих банков, для которых исполнение бюджета не носило приоритетного характера, Министерство финансов потеряло контроль за бюджетными средствами, что характеризовалось задержками в перечислении налогов в бюджет, а также несвоевременным финансированием бюджетных расходов или нецелевым использованием средств бюджета. Все это и обусловило возврат к казначейской системе исполнения бюджетов, в первую очередь федерального бюджета. В Российской Федерации Федеральное казначейство было образовано в соответствии с Указом Президента Российской Федерации «О Федеральном казначействе» от 08.12.92 г. № 1556.
На органы исполнительной власти были возложены организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Эти органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.
При казначейском исполнении федерального бюджета регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени получателей средств федерального бюджета возлагаются на Федеральное казначейство.
Исполнение федерального бюджета осуществляется на основе отражения всех операций и средств федерального бюджета в системе балансовых счетов Федерального казначейства. В процессе исполнения федерального бюджета запрещается осуществление операций, минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства.
С 1 января 2005 г. деятельность Федерального казначейства (как федеральной службы в составе Минфина) регламентируется Положением «О Федеральном казначействе», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.04 г. № 703.
Федеральное казначейство в установленной сфере деятельности:
• доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
• ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
• открывает в ЦБ России и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета и иных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
• открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета;
• ведет учет показателей сводной бюджетной росписи федерального бюджета, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
• составляет и представляет в Минфин оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета, отчетность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации;
• получает в установленном порядке от главных распорядителей средств федерального бюджета, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления материалы, необходимые для составления отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;
• осуществляет распределение доходов от уплаты федеральных налогов и сборов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
• осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
• осуществляет управление операциями на едином счете федерального бюджета;
• осуществляет в установленном порядке кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;
• обеспечивает проведение кассовых выплат из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от имени и по поручению соответствующих органов, осуществляющих сбор доходов бюджетов, или получателей средств указанных бюджетов, лицевые счета которых в установленном порядке открыты в Федеральном казначействе;
• осуществляет подтверждение денежных обязательств федерального бюджета и совершает разрешительную надпись на право осуществления расходов федерального бюджета в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;
• обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности и вносит в Минфин предложения по его совершенствованию;
• осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Федерального казначейства и реализацию возложенных на него функций;
• обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
• обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
• обеспечивает мобилизационную подготовку Федерального казначейства;
• организует профессиональную подготовку работников Федерального казначейства, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку;
• осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в ходе деятельности Федерального казначейства;
• взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
• проводит в установленном порядке конкурсы и заключает государственные контракты на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Федерального казначейства, а также на проведение научно-исследовательских работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности;
• осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.
Федеральное казначейство с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:
• запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по вопросам установленной сферы деятельности;
• давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;
• организовывать проведение необходимых экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований в установленной сфере деятельности;
• привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, а также ученых и специалистов;
• осуществлять контроль за деятельностью территориальных органов Федерального казначейства;
• создавать, реорганизовывать и ликвидировать территориальные органы Федерального казначейства по согласованию с министром финансов;
• применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений;
• создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности.
Федеральное казначейство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, а также функции по управлению государственным имуществом и оказанию платных услуг.
Руководитель Федерального казначейства:
• распределяет обязанности между своими заместителями;
• представляет министру финансов Российской Федерации:
‒ проект положения о Федеральном казначействе, о его структурных и территориальных подразделениях;
‒ предложения, касающиеся кадровых вопросов;
‒ проект ежегодного плана и прогнозные показатели деятельности Федерального казначейства, а также отчет об их исполнении;
‒ предложения по формированию проекта федерального бюджета в части финансового обеспечения деятельности Федерального казначейства;
• на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к компетенции Федерального казначейства.
В соответствии со ст. 267 Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральное казначейство осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций, других участников бюджетного процесса по исполняемым бюджетам и бюджетам государственных внебюджетных фондов, взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти в процессе осуществления указанного контроля и координирует их работу.
Например, в Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Министерства финансов Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.04.2000 г. № 42н, руководитель контрольно-ревизионного органа должен передать материалы ревизии по вопросам целевого использования средств федерального бюджета в органы Федерального казначейства для организации работы по реализации этих материалов.
Правом применения мер принуждения наделены руководители органов Федерального казначейства и их заместители (в соответствии с их полномочиями). Они имеют право:
• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств:
‒ используемых не по целевому назначению;
‒ подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;
• списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых наступил;
• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, и за просрочку уплаты процентов за пользование этими средствами в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;
• выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
• составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;
• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки.
Органы Федерального казначейства могут осуществлять проверки соблюдения бюджетного законодательства, которые играют особую роль в повышении бюджетной дисциплины. Инструкция «О порядке применения органами Федерального казначейства мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства Российской Федерации», утвержденная Приказом Минфина России от 26.04.01 г. № 35н, устанавливает процедуру уменьшения бюджетных ассигнований на текущий год в случае расходования бюджетных средств не по целевому назначению.
Действия органов и должностных лиц органов Федерального казначейства могут быть обжалованы в установленном порядке. Должностные лица несут установленную законом уголовную, административную, дисциплинарную ответственность, а также ответственность, предусмотренную законодательством о государственной и муниципальной службе.
Бюджетный кодекс (ст. 167) определяет ответственность Федерального казначейства:
• за правильность исполнения федерального бюджета, ведение счетов и управление бюджетными средствами;
• финансирование расходов, связанных с предоставлением бюджетных ссуд, бюджетных инвестиций, государственных гарантий с нарушением порядка, установленного Бюджетным кодексом;
• полноту и своевременность перечисления бюджетных средств получателям;
• своевременность зачисления бюджетных средств на счета получателей;
• своевременность представления отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
• своевременность доведения уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах обязательств бюджета до получателей бюджетных средств;
• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;
• финансирование расходов сверх утвержденных лимитов обязательств бюджета;
• осуществление контроля за соблюдением бюджетного законодательства Российской Федерации главными распорядителями, распорядителями и получателями бюджетных средств, кредитными организациями;
• исполнение предписаний Счетной палаты Российской Федерации и решений актов судебных органов о компенсации ущерба, нанесенного финансовыми органами получателям бюджетных средств.
Ответственность наступает в формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Бюджеты всех уровней исполняются в соответствии с принципом единства кассы и на основе бюджетной росписи.
Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству. Единый счет федерального бюджета (единый счет Федерального казначейства) находится в ЦБ России.
В целях управления средствами федерального бюджета, государственным долгом и совершения платежей Федеральному казначейству предоставлено право открывать и закрывать иные счета федерального бюджета.
Счета Федерального казначейства в ЦБ России и кредитных организациях ведутся на основании договоров, заключаемых и исполняемых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, установленных Бюджетным кодексом.
Консолидация значительной части государственных финансовых ресурсов на счетах в органах Федерального казначейства создала предпосылки для значительных качественных изменений в развитии технологий казначейского исполнения бюджета, а именно для обеспечения централизации государственных финансовых средств на едином счете Федерального казначейства, открытие которого позволяет оперативно использовать остатки на счетах бюджетных организаций для финансирования бюджетных мероприятий.
Формально ЕКС не увеличивает объем бюджетных средств, но за счет значительного сокращения времени прохождения средств от органа, исполняющего бюджет, до самого низшего звена – бюджетополучателей казначейство получает своеобразный кредит или дополнительную кассовую наличность при исполнении бюджета.
В соответствии с Концепцией функционирования единого счета Федерального казначейства по учету доходов и средств федерального бюджета, одобренной Постановлением Правительства РФ от 23.06.99 г. № 677 «О федеральной целевой программе развития органов Федерального казначейства на 2000–2004 годы», а также распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.01.2000 г. № 107-р, намечено осуществить:
• централизацию доходов и средств федерального бюджета на ЕКС, открытом Главным управлением Федерального казначейства;
• централизацию операций по учету доходов бюджетов разных уровней на одном счете, открытом Управлением Федерального казначейства, распределение их между разными уровнями бюджетов и проведение расходов федерального бюджета на уровне управлений;
• ежедневное отражение в Главной книге Федерального казначейства операций по доходам и расходам федерального бюджета, произведенным на уровне управлений.
На переходном этапе (1999–2002) были проведены следующие мероприятия:
• перевод всех бюджетных учреждений на лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства;
• централизация операций по осуществлению расходов и учету доходов федерального бюджета на уровне управлений Федерального казначейства;
• внедрение системы электронного документооборота на уровне управлений и отделений Федерального казначейства;
• установка системы электронного обмена полноформатными документами между учреждением Банка России и управлениями Федерального казначейства в субъектах Федерации в соответствии с требованиями нормативных документов;
• проведение эксперимента по отработке технологии централизованного на уровне Управления учета доходов и осуществления расходов федерального бюджета в наиболее подготовленных регионах, имеющих соответствующую электронную систему передачи данных между отделениями и Управлением Федерального казначейства и участвующих в обмене электронными документами с подразделениями расчетной сети Банка России.
Завершающий этап (2002–2004) охватывал следующие мероприятия:
• объединение четырех лицевых счетов на уровне управлений Федерального казначейства по учету налогов, распределяемых отделениями, доходов федерального бюджета, доходов федерального бюджета, перечисленных на финансирование расходов, и доходов федерального бюджета, перечисляемых на транзитный счет в учреждениях Банка России;
• открытие Главным управлением Федерального казначейства лицевого счета ЕКС для учета средств федерального бюджета в валюте Российской Федерации;
• установление системы электронного документооборота между Главным управлением, управлениями Федерального казначейства и учреждением Банка России;
• подключение учреждений Банка России во всех субъектах Федерации к системе межрегиональных электронных расчетов;
• обеспечение регламента функционирования межрегиональных электронных расчетов Банка России и регламента работы управлений Федерального казначейства, чтобы зачисление средств, перечисленных Главным управлением, и списание остатков неиспользованных средств по счетам управлений на ЕКС производились в один операционный день;
• пересмотр совместных указаний Минфина и ЦБ России, касающихся взаимоотношений отделений Федерального казначейства, учреждений ЦБ России и кредитных организаций по обслуживанию счетов отделений;
• внесение изменений в нормативные документы ЦБ России, касающихся составления отчетности учреждениями Банка России и кредитными организациями.
Ежегодно осуществляется внедрение элементов функционирования единого счета в части учета доходов федерального бюджета и доходов, распределяемых органами Федерального казначейства в управлениях Федерального казначейства по субъектам РФ, однако этот процесс еще не завершен. До проведения мероприятий по внедрению единого счета Федерального казначейства доходы можно было использовать только через 5–6 дней после их зачисления на счета органов Федерального казначейства. С 2003 г. Минфин владеет информацией о поступивших в федеральный бюджет доходах уже на следующий день после их зачисления (в целом по Российской Федерации и по видам налогов).
Ежедневно все федеральные доходы, поступившие за предыдущий день, перечисляются на ЕКС Главного управления Федерального казначейства; внедрена ежедневная отчетность управлений по поступлениям доходов в федеральный бюджет, которая осуществляется с помощью электронного обмена информацией между территориальными органами Федерального казначейства и налоговыми органами на уровне управлений.
В исполнении федерального бюджета по доходам наряду с органами Федерального казначейства принимали участие налоговые и таможенные органы. Таможенные органы осуществляли учет поступлений налогов и сборов в иностранной валюте от крупных налогоплательщиков, наличных денежных средств, принимаемых в счет уплаты таможенных платежей, а также конфискованных денежных средств.
На ближайшую перспективу предусматривается дальнейшее развитие деятельности органов Федерального казначейства. Намечено совершенствование системы получения и обработки информации. В целях реализации перехода на технологию ЕКС разработаны приказы Минфина, определяющие:
• порядок открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов (от 23.07.02 г. № 70н);
• порядок открытия и ведения органами Федерального казначейства лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета (от 31.12.02 г. № 142н);
• порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации (от 30.12.02 г. № 138н).
Органами Федерального казначейства осуществляется работа по внедрению современных технологий при обслуживании получателей средств федерального бюджета. В соответствии с Федеральным законом от 10.01.02 г. № 24-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» разработан план мероприятий по дальнейшему внедрению электронно-цифровой подписи (ЭЦП) информации участниками бюджетного процесса. Эта подпись придает информации, передаваемой по электронным каналам связи, статус документа, защищает документ от подделки, искажения и однозначно позволяет доказательно подтвердить подпись лица, сформировавшего и отправившего данную информацию, а главное, позволяет решать вопросы финансирования значительной части федеральных расходов в режиме on-line. При обмене электронной информацией между органами Федерального казначейства и органами Банка России ЭЦП применяется почти 8 лет.
На очереди – внедрение ЭЦП при обмене информацией между органами Федерального казначейства и другими банками, где открыты счета органов (в частности, это подразделения Сбербанка России), между региональными управлениями Федерального казначейства и отделениями Федерального казначейства, между отделениями и бюджетополучателями.
План включает в себя проработку всей необходимой документации, изучение технической возможности всех заинтересованных сторон, обучение назначенных ответственных за электронный документооборот лиц, установку соответствующего оборудования, работу в экспериментальном режиме с выбранными пользователями и практическое применение ЭЦП со всеми возможными участниками электронного документооборота, что сократит сроки оплаты расходов федерального бюджета.
Дальнейшее развитие органов Федерального казначейства предполагает совершенствование процесса исполнения бюджета, переход к полному кассовому обслуживанию региональных и местных бюджетов с 1 января 2006 г. Для обеспечения эффективного управления средствами федерального бюджета должна быть создана система прогнозирования и кассового планирования этих средств.
Нa переходных этапах экономического развития различных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Таким образом, создаются предпосылки для образования новой экономической структуры, которая должна:
– обеспечить исполнение государственного бюджета и бюджетов всех уровней управления;
– повысить оперативность в финансировании государственных программ;
– усилить контроль за поступлением и целевым использованием государственных средств;
– усовершенствовать межбюджетные отношения и усилить координацию финансовых и налоговых органов;
– увеличить доходную базу бюджетов за счет повышения собираемости налогов, усовершенствования методики взимания и полноты сбора налогов;
– направлять средства на реализацию социальной политики и обеспечения своевременного и полного финансирования на всех уровнях бюджетов социально защищенных статей;
– повысить эффективность валютно-финансовых операций и крепить национальную валюту и т.д.
В системе экономических отношений эти функции возлагаются на специализированный финансовый орган – казначейство. Многие экономически развитые страны осуществляют исполнение бюджета через казначейскую систему. К ним относятся США, Австралия, Израиль, Канада, Новая Зеландия, Франция и другие страны по-разному строятся отношения с банковской системой, а также бюджетными учреждениями, казначейские органы наделяются различными по объему правами и ответственностью.
Казначейство Франции, например, начинает свою историю с XVI в., оно развивалось одновременно со становлением централизованной государства, поэтому органично вписалось в финансово-бюджетную систему страны. Структурно оно включает 100 региональных казначейств (в каждом департаменте) и подчиненные им подразделения в сооответствии с территориальным делением страны.
Казначейство Франции – структурное подразделение Министерства экономики и бюджета Франции, которое осуществляет учет и централизацию собираемых налоговой службой налогов и само регистрирует ряд налогов и сборов.
Правительством Новой Зеландии внедрена децентрализованная система, при которой бюджетные организации сами производят выплаты и имеют доступ к банковским счетам. Однако казначейство осуществляет контроль за этими средствами и в конце дня производит сверку их балансов с балансом единого счета казначейства в центральном банке.
Значительно продвинулись на пути создания системы казначейства также государства бывшего СССР – Казахстан, Армения, Белоруссия.
В Соединенных Штатах Америки на основании Закона от 2 сентября 1789 г., принятого первой сессией Конгресса, а также по решению Сената и Палаты представителей США было организовано казначейство как постоянно действующий орган по управлению государственными финансами, в котором свои обязанности исполняют следующие лица: секретарь казначейства, который является главой ведомства, контролер, аудитор, казначей, регистратор, помощник секретаря, который назначается секретарем казначейства.
Первым присягу секретаря казначейства 11 сентября 1789 г. принял А. Гамильтон, исполнявший свои обязанности до 1795 г. Выбор именно этого человека для решения проблем значительного долга, образовавшегося за годы войны за независимость, был вполне закономерен. В своем докладе конгрессу, заложившем основы финансового здоровья государства, он настаивал на необходимости полной выплаты государственного долга, составлявшего 75 млн. дол., для восстановления доверия к государственному кредиту. Гамильтон предвидел развитие государственных доходов. Его финансовая политика способствовала инвестициям в Банк США, который выпускал деньги от имени правительства.
В течение десятилетий функции казначейства расширялись и усложнялись. В настоящее время оно остается главным финансовым учреждениемСША в области учета, сбора доходов, создания денежных знаков и выработки экономической политики. Казначейство США выполняет три основные функции:
– как основной экономический консультант президента секретарь
казначейства несет ответственность за выработку внутренней и внешней финансовой политики, выработку рекомендаций по проведению налоговой политики и управлению государственным долгом;
– как финансовый агент правительства США казначейство выполняет ряд функций по финансовому обслуживанию государства – зачет государственных денежных средств, выпуск и обработка чеков от имени государства, выпуск и продажа сберегательных облигаций и прочих ценных бумаг, сбор налоговых поступлений и таможенных пошлин, контроль за деятельностью национальных банков, чеканка монет, выпуск бумажных денег и почтовых марок;
– как организация, в обязанности которой входит применение закона, казначейство занимается охраной президента, вице-президента, их семей, а также кандидатов на эти должности, а также расследованием и наказанием мошенников, контрабандистов, бутлегеров (незаконных торговцев спиртными напитками) и лиц, подделывающих государственные чеки или ценные бумаги, а также осуществляет контроль за продажей огнестрельного оружия и взрывчатых веществ и подготовку персонала в области контроля за исполнением законодательства из более чем 60 федеральных организаций.
В дополнение к вышеперечисленной деятельности секретарь казначейства – главный представитель правительства США в международныхорганизациях. Он является управляющим от США в Международном валютном фонде, Международном банке реконструкции и развития, Межамериканском банке развития, Азиатском банке развития, Африканском фонде развития. Он также является членом многочисленных комитетов и советов, в частности, по управлению федеральными доверительными фондами, такими как Доверительный фонд для престарелых и Страховой доверительный фонд для лиц, являющихся жертвами стихийных бедствий.
Заместителю секретаря казначейства подчинены также:
– помощник секретаря по вопросам внутренней финансовой политики, которому в свою очередь подчинены заместители помощников секретарей по вопросам политики на рынке капиталом, управления долгом и через Управление разделения доходов, также финансов штатов и местных органов власти;
– помощник секретаря по экономической политике – ему подчинены заместители по экономическому анализу в области внутренней политики и международным экономическим отношениям;
– помощник секретаря по налоговой политике, отвечающий за налоговое законодательство и налоговую политику; ему подчинены заместители, курирующие управления налогового анализа, по разработке налогового законодательства и экономики промышленности.
Заместитель секретаря казначейства отвечает за деятельность казначея США, Управления сберегательных облигаций США, Бюро монетного двора, гравирования и печати.
Контролер денежного обращения, в функции которого входит лицензирование и контроль за деятельностью национальных банком, подчинен заместителю секретаря казначейства. То же самое относится к комиссионеру Службы внутренних доходов. В юрисдикцию помощника секретаря по реализации законодательства входит Бюро по алкогольным, табачным изделиям и огнестрельному оружию, Таможенная служба США, Секретная служба США и Управление по контролю над зарубежными активами.
Казначейство контролирует деятельность Службы контроля за сберегательными учреждениями, которая выдает лицензии на деятельность национальных сберегательных институтов и контролирует сберегательные холдинговые компании.
Холдинг – акционерная компания, использующая свой капитал для приобретения контрольных пакетов акций других компаний в целях установления своего контроля над ними.
По закону секретарь казначейства США обязан представлять в Конгресс отчет о финансовом положении страны. Регулярно публикуемые отчеты включают ежедневный отчет казначейства (кассовые и долговые операции Казначейства США) и ежемесячные отчеты – о внутреннем долге США, о доходах и расходах правительства США и о денежных знаках в обращении. Казначейство также выпускает ежемесячный бюллетень, который включает следующие данные:
– финансовые операции федерального правительства;
– денежные обязательства федерального правительства;
– счета казначейства;
– статистические данные по денежному обращению, федеральному долгу;
– финансирование государственного долга;
– выпущенные сберегательные облигации;
– сберегательные ноты США;
– структуру собственности на государственные ценные бумаги;
– обзор казначейства о структуре собственности в США;
– обзор казначейства о структуре собственности в коммерческих банках;
– рыночные котировки государственных ценных бумаг;
– средние нормы доходности по долгосрочным облигациям;
– международную финансовую статистику;
– статистику движения капиталов;
– валютные резервы;
– финансовые операции государственных агентств и фондов.
В целом, резюмируя опыт зарубежных стран, следует подчеркнуть, что в зависимости от объективных условий казначейство играет более или менее значительную роль в следующих сферах:
– планирование и контроль исполнения государственного бюджета;
– выполнение операций внебюджетных фондов;
– текущее управление наличностью, включая контроль за поступлением и выплатами по счету (счетам) в банковской системе;
– совершенствование финансирования государственных ресурсов;
– управление государственным долгом и долговыми гарантами;
– управление государственными финансовыми активами и обязательствами, включая пакеты акций государственных предприятий;
– учет операций органов государственного управления;
– обеспечение функционирования финансовой информационной системы и т.д.
В некоторых странах казначейство связано с исполнением бюджета, но при этом оно не вмешивается непосредственно в вопросы исполнения бюджета, а лишь выделяет ресурсы бюджетным учреждениям для выполнения их программ. Если казначейство принимает более активное участие в процессе исполнения бюджета, то оно устанавливает пределы на обязательства и на оплату расходов или разрешает производить конкретные расходы на основе заранее установленных критериев.
При этом к основным функциям органов государственного бюджетного управления во многих странах можно отнести:
– планирование, разработку и оценку бюджетных смет поступлений и текущих и капитальных расходов, а также подготовку и представление бюджета парламенту;
– исполнение бюджетных операций, а также контроль за операциями внебюджетных фондов и местных органов государственного управления;
– управление средствами, ведение регистров государственных активов и обязательств, выпуск государственных ценных бумаг и выдача гарантий, управление внешним и внутренним государственным долгом;
– учет бюджетных операций – контроль за работой и совершенствование системы государственного бухгалтерского учета и финансовой информации;
– аудиторская проверка и оценка соответствия исполнения бюджета утвержденному бюджету и другим правовым положениям;
– стоимостный анализ эффективности исполнения государственных ресурсов, который дополняет функцию внешнего аудита, и т.д.
Во многих странах министерство финансов, как правило, отвечает за решение всех бюджетно-финансовых вопросов. В других странах одна или несколько функций возлагаются на другие учреждения.
В случае, если казначейство не является самостоятельной структурой, а входит (в некоторых странах) в министерство финансов, то на казначейское подразделение, как правило, возлагается ответственность за финансовое управление, которое включает:
– управление государственными средствами;
– бюджетные счета;
– управление государственным долгом;
– контроль за финансовыми активами государства;
– контроль за международной помощью;
– бухгалтерский учет операций со средствами бюджета;
– аудит и оценка бюджетного процесса.
Управление средствами – самая базовая и основополагающая деятельность многих казначейств. Оно включает контроль за всеми поступлениями и выплатами по счетам правительства, а также операционную деятельность в процессе сбора поступлений и произведения платежей.
Операционная деятельность в рамках процессов сбора поступлений и произведения платежей достаточно отличается в разных странах. Там, где казначейство не берет на себя всю ответственность за эту деятельность, ему зачастую помогает по графе поступлений учреждение, отвечающее за сбор налогов, а по графе расходов – те, кто отвечает за исполние бюджета. Эта деятельность в основном включает:
– сбор и учет налогов и других бюджетных и внебюджетных поступлений;
– контроль за сбором поступлений через банковскую систему;
– распределение поступлений между органами государственного управления различного уровня (центральными и местными) или между специальными программами.
Не менее важный аспект деятельности казначейств – это тип финансового учреждения или учреждений, в которых казначейство и бюджетные единицы держат счета. Практически всеобщий вариант – государственные или уполномоченные банки. Такой выбор объясняется двумя основными причинами:
1. Банк России – прямой или косвенный кредитор правительства, которое зачастую платит проценты по взятым ссудам. Тем самым, имея в нем счета, правительство может использовать их балансовые остатки для сокращения своей чистой задолженности и финансовых издержек.
2. Сбор бюджетных поступлений и оплата государственных расходов часто приводят к значительным изменениям в ликвидности. Поэтому органам денежно-кредитного регулирования необходимо тщательно контролировать финансовые потоки для того, чтобы в отдельных случаях своевременно принять денежно-кредитные контрмеры.
Также известны страны, в которых эти счета размещаются только в частных коммерческих банках. Этот вариант может быть более дорогостоящим для казначейства, так как не выполняется экономия средств при размещении ресурсов или проценты идут бюджетной единице, которая является держателем каждого отдельного счета. Кроме того, это затрудняет контроль со стороны казначейства за бюджетными счетами.
Операции казначейства в целях контроля за исполнением бюджета осуществляются в различных странах по разным схемам. В некоторых случаях казначейство устанавливает и контролирует соблюдение общих финансовых лимитов на этапах обязательств и оплаты. В других случаях казначейство рассматривает и утверждает каждую отдельную сумму расходов в связи со взятием обязательств и оплатой. Иногда казначейство просто оплачивает платежные поручения, выписанные бюджетными единицами, не вмешиваясь в операции на предыдущих этапах.
В организации государственного контроля в развитых странах наметились три основные тенденции:
1. Рамки контроля и оценки расширяются;
2. Контроль и оценка все чаще становятся основной частью бюджетного процесса;
3. Развитие контроля и оценки можно рассматривать в качестве части более широкого процесса реформы бюджетной системы.
Какой-либо единой модели выполнения функций внутреннего контроля внутри государственной структуры не существует. В некоторых странах эти функции возложены на специальные подразделения. В других они выполняются одним из отделов бюджетного департамент или департамента бухгалтерского учета министерства финансов. Также известны случаи, когда эту функцию выполняет казначейство.
Подобным образом подразделяется и бухгалтерский учет операций. Как показывает анализ, в одних странах эта обязанность возлагается на бюджетный департамент, в других – на казначейство, а в третьих – на отдельное финансовое подразделение.
Таким образом, современная система казначейства в ряде стран является результатом эволюции, когда с изменением экономической ситуации ей добавлялись или отнимались отдельные функции управления финансовыми ресурсами. В некоторых странах казначейство предоставляются широкие права и полномочия – в эту группу входят страны, стремящиеся решить острые проблемы, возникающие при слабом централизованном управлении финансами, отсутствии действенного контроля над финансовыми потоками государственных активов и обязательств или должной системы отчетности по экономическому и финансовому положению государства.
Вопросы для самоконтроля:
1. Назовите основные этапы формирования казначейской системы исполнения бюджета.
2. Какие задачи выполняют органы Федерального казначейства в бюджетном процессе?
3. Как изменились полномочия Федерального казначейства с 2005 г.?
4. Какими правами обладает руководитель Федерального казначейства?
5. В чем суть Концепции функционирования единого счета Федерального казначейства?
6. Выделите проблемы во взаимодействии органов Федерального казначейства с другими органами исполнительной власти.
7. За какие действия несут ответственность по бюджетному законодательству органы Федерального казначейства в процессе исполнения бюджета?