Оценка состояния водно-болотных угодий, приоритетные экологические факторы и проблемы

Проект ПРООН/ГЭФ 00047701

«Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги»

Учреждение Российской академии наук

Институт географии РАН

Проект

Стратегия и План действий

По сохранению биоразнообразия Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги

Настоящая Стратегия в совокупности с Планом действий устанавливает долгосрочные приоритеты в реализации тех норм и правил, которые определены в федеральном и региональном законодательстве в отношении сохранения и устойчивого использования водно-болотных угодий Нижней Волги, выделяет конкретные направления, цели, задачи и меры, необходимые для сохранения биоразнообразия следующих объектов Стратегии:

- западного Ильменно-бугрового района Астраханской области;

- Астраханского государственного биосферного природного заповедника;

- Природного парка Республики Калмыкия;

- природного парка Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма»;

- Волго-Ахтубинской поймы в пределах северной части Астраханской области, граничащей с Волгоградской областью (водно-болотных угодий, перспективных для включения в состав новой особо охраняемой природной территории).

Москва - 2009

Содержание

 

Раздел Страница
Введение 3
Назначение Стратегии 6
Объекты и субъекты Стратегии и Плана действий 6
Место Стратегии и Плана действий в планировании развития регионов Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги на перспективу 7
Оценка состояния водно-болотных угодий, ведущие факторы и экологические проблемы 10
Цели и задачи сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий, экологические угрозы, приоритеты, стратегические объекты, 17
Правовая основа Стратегии 20
Основные направления и механизмы реализации Стратегии и Плана действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги 22
Основные цели, задачи и мероприятия Стратегии 26
Общие задачи и мероприятия для объектов Стратегии регионов Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги 26
Межрегиональные и трансграничные задачи и мероприятия Стратегии регионов Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги   30
Задачи и мероприятия для объектов Стратегии в отдельных регионах Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги 33  
Астраханская область 33
Волгоградская область 38
Республика Калмыкия 43
Задачи и мероприятия для всех объектов Стратегии во всех регионах   Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги   49
Сроки и этапы реализации Стратегии и Плана действий, мониторинг, показатели и критерии оценки их эффективности   56
Индикаторы и оценочные критерии изменений при реализации Стратегии и Плана действий   57
Характеристика и оценка потенциала возможных финансовых инструментов и механизмов поддержки Стратегии и Плана действий   57
Основные понятия и термины, использованные в документе 58
Словарь сокращений 59

 

 Введение

Настоящая Стратегии разработана в соответствии с принципами и рекомендациями, определенными Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, ратифицированной Российской Федерацией в составе СССР в 1975 г., Конвенцией о биологическом разнообразии, ратифицированной Российской Федерацией в 1995 г., а также Стратегией сохранения водно-болотных угодий России (1999) и Национальной Стратегией сохранения биоразнообразия России (2001). Она ориентирована на выполнение обязательств и на решение перспективных задач, поставленных перед субъектами Федерации этими международными и национальными документами. 

Необходимость сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги, включая Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги, определяется уникальностью и глобальным значением региона как природного коридора масштабной миграции водоплавающих и других птиц по Сибирско-восточно-африканскому миграционному пути (до 5-10 млн. особей в период пролета), как места массового гнездования и линьки водоплавающих, голенастых и веслоногих птиц, в том числе более 20 видов редких и находящихся под угрозой исчезновения, как мирового центра разнообразия осетровых рыб, а также как региональной экосистемы, выполняющей комплекс важных экологических функций: поддержания качества природных вод, сохранения ресурсного потенциала биоты и высокой рекреационной емкости территории, создания условий для устойчивого ведения хозяйства и жизнеобеспечения местного населения.

Разрушение уникального природного комплекса угодий Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги может иметь необратимые негативные последствия для биоразнообразия России и всего мира, для экономики и населения Астраханской, Волгоградской областей и Республики Калмыкия, а также для всех Прикаспийских государств. Ассимиляционная функция водно-болотных угодий Нижней Волги в отношении загрязнения стока Волги настолько значима, что ее утрата способна привести к глобальной катастрофе – деградации экосистемы Каспийского моря. Поэтому непринятие своевременных мер на национальном и международном уровне в отношении сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги может стать первым шагом к развитию этого сценария.

Приоритетным направлением региональных стратегий в данной сфере, согласно Стратегии сохранения водно-болотных угодий России, является их интеграция в региональную экономику на основе выбора альтернативных природосберегающих форм природопользования, включения задач сохранения водно-болотных угодий в число приоритетных направлений региональной политики в области охраны окружающей среды, и внедрение комплексного мониторинга состояния водно-болотных угодий.

Национальная стратегия сохранения биоразнообразия России включила угодий Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги в перечень 14-ти «…уникальных природных комплексов, центров эндемизма и регионов, имеющих ключевое значение для сохранения глобального и национального биоразнообразия». Стратегия акцентирует внимание и на том, что для таких регионов существенный эффект могут дать именно региональные стратегии сохранения биоразнообразия с планами действий на основе активного управления их использованием: отнесением всех сохранившихся участков естественных экосистем к категории особо охраняемых; формирование из них экологических коридоров ивключение в региональную сеть особо охраняемых природных территорий; вывода из хозяйственного использования наименее продуктивных в хозяйственном отношении земель для восстановления их до состояния естественных экосистем; внедрение проектов по рационализации водопользования, охране водоемов и других видов использования биологических ресурсов водно-болотных угодий.

Для разработки региональных стратегий «Национальная стратегия сохранения биоразнообразия» (2001) рекомендует следующие основные стадии:

– инвентаризацию биоразнообразия региона и анализ его состояния;

- выделение приоритетных объектов охраны;  

– анализ и определение природных и антропогенных факторов прямого и опосредованного негативного воздействия на объекты биоразнообразия;

–выявление социально-экономических процессов, отрицательно влияющих на состояние биоразнообразия;

– определение причин неблагополучного состояния объектов (природных и антропогенно трансформированных);

– оценка соответствия имеющейся системы охраны биоразнообразия, включая оценку репрезентативности и эффективности существующей региональной системы особо охраняемых природных территорий требованиям, установленным в стратегиях или существующим научным концепциям;

– определение приоритетных социально-экономических механизмов, способствующих сохранению биоразнообразия в регионе;

– выбор способов сохранения объектов биоразнообразия;

– территориальное планирование мероприятий по сохранению биоразнообразия на основе зонирования территории, включение задач сохранения биоразнообразия в территориальное планирование развития региона;

– определение конкретных форм реализации способов сохранения, необходимых мер в области образования, просвещения и формирования общественного мнения, а также экономических и правовых механизмов;

– разработка регионального Плана действий с определением возможныхисточников финансирования, конкретных исполнителей и сроков его реализации.

Принцип последовательного выявления приоритетов в сохранении биоразнообразия, использованный в «Национальной стратегии», заложен в настоящую «Стратегию» и использован, с некоторыми изменениями, в отношении особо охраняемых природных территорий субъектов Федерации, располагающихся в регионе Нижней Волги.

Россия с 1975 г является Стороной «Международной конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом, в качестве местообитаний водоплавающих птиц» (Рамсарская конвенция). В 1994 г. Постановлением Правительства Российской Федерации (№ 1050 от 13 сентября 1994 г.) в нашей стране 35 водно-болотных угодий общей площадью 10,7 млн. га было включено в категорию имеющих международный природоохранный статус. Среди них одно из ведущих мест занимает дельта Волги. В 2000 г. был подготовлен Перспективный список водно-болотных угодий России к дополнительному включению в объекты Рамсарской конвенции. В этом списке уникальными качествами выделяется Волго-Ахтубинская пойма (около 800,0 тыс. га). Кроме того, Всемирным союзом охраны природы территория дельты Волги определена как безусловно заслуживающая включения в Список всемирного наследия. В соответствие с этим в 2007-2008 гг. Фондом природного наследия, Астраханским государственным природным заповедником, Институтом географии РАН, Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия при поддержке проекта ПРООН/ГЭФ «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги» и «Евронатур» (Германия) подготовлена номинация «Дельта Волги» (Российская Федерация) для включения в Список всемирного природного наследия ЮНЕСКО.

Наличие природных комплексов мирового значения на территории субъекта Федерации существенно повышает его международный статус среди других регионов России, придавая вектор приоритетного направления развития, но в тоже время, накладывая определенную ответственность перед человечеством за сохранение уникальных экосистем и их биоты. Настоящая Стратегия, учитывая это обстоятельство, направлена на определение региональных приоритетов государственной политики, устанавливающих основные принципы сохранения и рационального использования водно-болотных угодий Нижней Волги, имеющих общепланетарное значение.

Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий в регионе не ограничивается «Рамсарскими угодьями» и особо охраняемыми природными территориями, воздействие на которые регламентируется Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях». Вне особо охраняемых природных территорий отдельные аспекты использования водно-болотных угодий регламентируются рядом законодательных актов - Земельным, Водным и Лесным кодексами Российской Федерации, Федеральными законами «О животном мире», «Об экологической экспертизе», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» и др., а также законами субъектов Федерации – Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия.

Настоящая Стратегия в совокупности с Планом действий устанавливает долгосрочные приоритеты в реализации тех норм и правил, которые определены в федеральном и региональном законодательстве в отношении сохранения и устойчивого использования водно-болотных угодий Нижней Волги, а также выделяет конкретные направления, цели, задачи и меры, необходимые для сохранения биоразнообразия западного Ильменно-бугрового района Астраханской области, Астраханского государственного биосферного природного заповедника, Природного парка Республики Калмыкия и природного парка Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма», Волго-Ахтубинской поймы в пределах северной части Астраханской области, граничащей с Волгоградской областью.

Назначение Стратегии

Настоящая Стратегия является документом долгосрочного планирования природоохранных действий Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия. Она определяет общие принципы и приоритеты межрегионального сотрудничества и региональной экологической политики, конкретные направления, цели и задачи, решение которых необходимо для сохранения биоразнообразия водно-болотных угодий западной части Ильменно-бугрового района, Астраханского государственного биосферного природного заповедника, Природного парка Республики Калмыкия и природного парка Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма», Волго-Ахтубинской поймы в пределах северной части Астраханской области, граничащей с Волгоградской областью.

На основании настоящей Стратегии подготовлен План действий – система конкретных мер по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия в границах отмеченных выше водно-болотных угодий, в том числе в пределах действующих и планируемых особо охраняемых природных территорий.

Стратегия определяет приоритетные направления совершенствования  законодательных и нормативных правовых актов, межрегионального взаимодействия, организационно-административных, управленческих, финансовых и экономических механизмов в области сохранения и устойчивого использования биоразнообразия водно-болотных угодий региона в границах перечисленных выше вводно-болотных угодий. Она может стать основой для разработки стратегий сохранения биоразнообразия конкретных особо охраняемых природных территорий Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги и других водно-болотных угодий, стратегий по сохранению отдельных популяций редких и хозяйственно ценных видов и экосистем, а также стратегий и планов действий государственных, общественных и коммерческих организаций в отношении сохранения и устойчивого использования биоразнообразия водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги.

Стратегия определяет перспективы сотрудничества и взаимодействия отраслей хозяйства и секторов общества Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия в сохранении биоразнообразия рассматриваемых водно-болотных угодий,  создает условия для запуска постоянного процесса согласования и консультаций и  эффективного присоединения к нему всех заинтересованных сторон.

Цель Стратегии – обеспечить научную основу, информационную поддержку и межведомственную и межсекторальную координацию действий ЛПР в органах исполнительной и законодательной власти, и основных заинтересованных секторов общества в интересах сохранения целостности водно-болотных угодий, в том числе на охраняемых природных территориях Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги и эффективности природоохранного управления этими территориями в границах Астраханской и Волгоградской области, Республики Калмыкия, а также региона Нижней Волги в целом.

Объекты и субъекты Стратегии и Плана действий

 

Объектами Стратегии являются водно-болотные угодья западного Ильменно-бугрового района Астраханской области, Астраханского государственного биосферного природного заповедника, Природного парка Республики Калмыкия и природного парка Волгоградской области «Волго-Ахтубинская пойма», Волго-Ахтубинской поймы в пределах северной части Астраханской области, граничащей с Волгоградской областью и их биоразнообразие. В широком смысле - разнообразие и состояние ландшафтов, экосистем, видов растений и животных, их местообитаний и сообществ, представленных на перечисленных выше водно-болотных угодьях.

 

Субъектами Стратегии и Плана действий являются все заинтересованные в принятии этих документов стороны – субъекты межведомственной и межсекторальной координации действий по сохранению биоразнообразия в регионе Нижней Волги (Астраханская и Волгоградская области, Республика Калмыкия), включая лиц, принимающих решения, в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах законодательной власти субъектов Федерации, региональных и муниципальных органах управления, представителей бизнеса, науки, образования, общественных организаций.

Межрегиональный и региональный статус документа определяет широкий круг конкретных субъектов настоящей Стратегии:

· Население Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия, проживающее на рассматриваемой территории или использующее ее для хозяйственных и рекреационных целей.

· Государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти региона, определяющие экономическую и природоохранную политику на рассматриваемой территории.

· Органы местного самоуправления муниципальных образований, на территории которых размещены объекты Стратегии.

· Компании и предприятия секторов промышленности, строительства, добычи и переработки природных ресурсов, энергетики, сельского, водного, лесного, рыбного и охотничьего хозяйства, транспорта и связи, торговли и коммунально-бытовых услуг, а также финансовые структуры, имеющие интересы на объектах Стратегии.

· Предприятия малого бизнеса и индивидуальные предприниматели, ориентированные на хозяйственное использование ресурсов (земельных, биологических, водных, рекреационных) водно-болотных угодий.

· Государственные и частные учреждения образования, культуры, науки, здравоохранения.

· Структурные элементы гражданского общества (политические партии и движения, религиозные и национальные объединения, российские и международные общественные организации и пр.).

· Средства массовой информации.

· Иностранные юридические и физические лица, действующие на территории Российской Федерации в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации.

Место Стратегии и Плана действий в стратегическом планировании развития регионов Нижней Волги

Настоящая Стратегия и План действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий охраняемых природных территорий Нижней Волги адекватны приоритетам регионального развития, определенным стратегическим планированием в Астраханской и Волгоградской областях и Республике Калмыкия. Это нашло отражение в «Стратегии развития Южного федерального округа до 2025 г.» (2008), а также в документах стратегического планирования данных субъектов Федерации:

- Стратегии развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу (2006, 2009);

- Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года (2007);

- Стратегии социально-экономического развития республики Калмыкия до 2020 года (2009)

 

Наличие в рассматриваемых регионах уникального природного ресурса (биоразнообразия водно-болотных угодий) способно стать базой для целого ряда стратегических направлений социально-экономического развития (промысловая рекреация, рыболовство и рыбоводство, туризм и др.) и целью экономически выгодного природоохранного инвестирования, основанного на учете природных ценностей и ресурсного потенциала территории. Астраханская и Волгоградская области и Республика Калмыкия в своих региональных стратегиях на долгосрочную перспективу выбирают промышленный, транспортный и аграрный вектора развития, способные, при игнорировании проблем экологической безопасности, привести к деградации природного комплекса регионов и резко снизить их ценность как природоохранных, так и рекреационных объектов.

В «Стратегии развития Южного федерального округа до 2025 г.» отмечено, что базовые отрасли экономики юга России - сельское хозяйство, туризм, транспорт - не смогут обеспечить экономический рост региона в долгосрочной перспективе. В соответствии с этим отраслями роста для региона становятся пищевая, химическая промышленности и газо- и нефтепереработка, в первую очередь, в Волгоградской области. Ее расположение выше по течению р. Волги при реализации данных стратегических планов способно внести дополнительный вклад в ухудшение экологической обстановки на объектах Стратегии в Волго-Ахтубинской пойме и дельте Волги и к увеличению затрат на сохранение их природы и восстановление биоресурсов.

Астраханская область демонстрирует в последние годы устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей развития. В то же время, экономический рост региона носит,преимущественно, экстенсивный характер, базирующийся на эксплуатации природных ресурсов - потенциала бассейна реки Волги (месторождений углеводородов, эксплуатации уникальных рекреационных возможностей дельты Волги и Волго-Ахтубинской поймы, рыбных ресурсов реки и Северного Каспия). Экономический кризис конца 2008 – начала 2009 гг. показал уязвимость именно таких позиций. В настоящий момент ресурсы, обеспечивавшие рост экономики области на протяжении последнего десятилетия, существенным образом ограничиваются. Добыча углеводородов, несмотря на их большие запасы, в последние годы сдерживается. Происходит последовательное истощение рыбных ресурсов области. Браконьерский и неучтенный промысел, низкая эффективность рыбоохранных мероприятий, а также прекращение масштабных рыбоводно-мелиоративных работ в дельте и авандельте Волги, привели к полной потере промыслового значения популяций каспийских осетровых и других видов рыб (промысловые запасы полупроходных и речных видов рыб сократились с 1990-х гг. в два раза, рыбная промышленность области обеспечивает всего около 0,7% ВРП). В случае непринятия неотложных мер к 2020-2030 гг. прогнозируется резкое сокращение рыбных ресурсов и полная утрата отраслью своего стратегического значения. Для настоящей Стратегии включение вопросов сохранения биоразнообразия в отраслевую программу охраны и воспроизводства рыбных ресурсов региона имеет принципиальное значение.

Остается серьезной проблемой социально-культурного характера перевод работников из теневого сектора в рыболовстве, туризме и сельском хозяйстве в легальный. Все проблемы экономического развития региона сталкиваются с прогнозируемым возможным негативным воздействием развивающихся отраслей хозяйства на водно-болотные угодья и их биоразнообразие, которые представляют реальную экологическую и экономическую ценность и стратегический ресурс развития области. Во-первых, водно-болотные угодья Астраханской области имеют мировое значение и выполняют важные глобальные биосферные функции, в т.ч. и по сохранению уникального биоразнообразия. Во-вторых, они выступают перспективным потенциальным ресурсом регионального развития, обладая исключительной рекреационной емкостью и возможностью развития мощной рекреационно-туристической отрасли в регионе. В-третьих, при правильной организации работ и управлении через развитие структуры природопользования природоохранные инвестиции в регионе, особенно в условиях экономического кризиса способны стать экономически привлекательными и выгодными при устойчивом использовании и привлечь в область значительные средства для развития альтернативных, природосберегающих отраслей хозяйства, обеспечить занятость населения и его устойчивые и высокие доходы. Поэтому, мероприятия по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Астраханской области могут занять достойное место в Стратегии развития Астраханской области на средне- и долгосрочную перспективу и в системе мер, обеспечивающих охрану природы этого уникального края.  

В «Стратегии социально-экономического развития Волгоградской области до 2025 года» (2007) среди приоритетов на период до 2025 г. на первый план выдвинуто развитие промышленности, добычи и переработки минеральных ресурсов, транспортной инфраструктуры, в том числе реконструкция Волго-Донского судоходного канала, реструктуризация и интенсификация агропромышленного комплекса, в частности, поддержка развития животноводства, кормопроизводства, реализация недостаточно освоенного рекреационного потенциала области. В тоже время, в регионе не отмечается улучшение показателей состояния окружающей среды, особенно по загрязненности воды р. Волга, которая стабильно соответствует 3 и 4 классу загрязненности («грязная»). Это ставит Волго-Ахтубинскую пойму и дельту Волги на грань экологической катастрофы. Постановление Волгоградской областной Думы от 28 июня 2001 года N 12/219 «О Стратегии и Программе действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области» дало возможность реализовать многие важные для региона мероприятия по развитию территориальной охраны биоразнообразия, сохранению и восстановлению редких видов, экологическому образованию и воспитанию. Но за прошедшие годы существенно изменились ситуация и в экономике области и в приоритетах сохранения ее природы. Появились возможности расширить альтернативные экономически выгодные формы хозяйствования, способные обеспечить сохранение природных комплексов и получение стабильных доходов. Сформировалась сеть региональных охраняемых природных территорий (природных парков, заказников, памятников природы). У водно-болотных угодий области выявился высокий потенциал для развития рекреации и туризма. Исходная ориентация на создание в регионе именно природных парков, способных сочетать в своем функционировании охрану природных экосистем и развитие рекреации, создала перспективы развития высокодоходной промысловой рекреации – малого, экологически ориентированного бизнеса, ориентированного на сохранение биоразнообразия и биоресурсов. Стратегия и План Действий по сохранению биоразнообразия водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги будет способствовать улучшению экологической обстановки области в целом и даст импульс для выхода охраны природы в приоритетные направления ее стратегического развития.

Стратегическими целями социально-экономической политики в Республике Калмыкия на долгосрочную перспективу являются: модернизация экономики, повышение темпов экономического роста, уровня и качества жизни населения на основе повышение конкурентных преимуществ экономики, её рационализации и переориентации с учетом возрождения и сохранения национальных традиций. Улучшение экономической ситуации в республике будет происходить за счет реализации высокоэффективных и быстро окупаемых проектов, рационального использования имеющихся природных ресурсов, а также выгодного географического расположения. Достижение этих стратегических целей требует решения задач в области развития топливно-энергетического и транспортного комплексов Республики, сельского хозяйства и переработки его продукции, туризма. Калмыкия обладает туристским потенциалом, который до настоящего момента не востребован в полной мере. Водно-болотные угодья Калмыкии и их биоразнообразие, как и в других регионах Нижней Волги, требуют внимания в связи с прогрессирующим ухудшением экологической обстановки и перспективами их деградации. Их спасение во многом определяется теми путями, которые выберет регион для своего экономического развития. Наиболее перспективными для Республики могут стать два направления в использовании ресурсов водно-болотных угодий – природоохранное (развитие сети особо охраняемых природных территорий, проведение мероприятий по охране и восстановлению популяций редких видов и пр.) и рекреационное (создание экономически выгодных структур, устойчиво использующих ресурсы биоразнообразия без трансформации природного комплекса). Разработка Стратегии и Плана действий по сохранению водно-болотных угодий Нижней Волги именно для Калмыкии, где стратегические природоохранные документы ранее больше ориентировались на меры по борьбе с опустыниванием, существенно расширит спектр природоохранных задач и создаст основы для совместных межрегиональных действий по сохранению Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги.

 

Глобальный экономический кризис, кризис российской экономики 2008-2009 г.г. и его последствия в регионах Нижней Волги должны найти отражение в корректировке региональных стратегий развития (уточнение целей, направлений развития и его ключевых показателей). В случае включения задач сохранения биоразнообразия в число стратегических региональных задач Астраханской и Волгоградской областей и Республике Калмыкия, это, в первую очередь, должно отразиться на объемах природоохранных инвестиций и на интересе частных инвесторов к проектам по охране живой природы и экологически ориентированному бизнесу. В связи с отмечаемым в начале 2009 г. ростом безработицы и снижением реальных доходов местного населения рассматриваемого региона прогнозируется увеличение объемов слабо регламентированного использования биоресурсов Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги, в первую очередь рыбы и водоплавающих птиц. Поэтому настоящая Стратегия и Стратегический План Действий (СПД) в значительной степени имеют и антикризисную направленность – ориентированы на оперативную мобилизацию природных ресурсов для роста реальных доходов и снижения уровня безработицы местного среди населения, а также для создания в регионе «точек инновационного развития», основанных на экологически ориентированном малом бизнесе.

 

Оценка состояния водно-болотных угодий,  приоритетные экологические факторы и проблемы

 

По данным государственного мониторинга состояния окружающей среды (Обзор загрязнения …, 2008) в регионе Нижней Волги и непосредственно на объектах Стратегии отмечается рост загрязнения речных вод и атмосферного воздуха, что обусловлено как трансграничным (межрегиональным) переносом загрязняющих веществ, так и действием местных источников загрязнения. Особо следует выделить данные наблюдений на станции комплексного фонового мониторинга (СКФМ) «Дамчик» в Астраханском государственном биосферном заповеднике. Станция является структурным подразделением Астраханского центра по гидрометеорологии и обеспечивает получение информации о фоновом состоянии загрязнения объектов природной среды в регионе. Именно по ее данным на Нижней Волге отмечается рост концентрации диоксидов серы и азота и соединений свинца в атмосфере.

Все реки Волго-Ахтубинской поймы и Дельты Волги, согласно Государственному водному кадастру, имеют высокую водность, а сам регион характеризуется высокими запасами водных ресурсов и масштабами их использования. Обилие водоемов создает здесь уникальную мозаику водно-болотных угодий – мест обитания водоплавающих птиц, состояние популяций которых может рассматриваться в качестве индикатора состояния водоемов Нижней Волги. Годовая изменчивость водности, качества воды, площади акватории, в том числе и пойменных водоемов, влияет на состав и обилие обитателей водно-болотных угодий.

О росте загрязнения водоемов региона и его влиянии на биоразнообразие водно-болотных угодий свидетельствуют также материалы Государственного мониторинга состояния окружающей среды (Государственный доклад …, 2008), региональных Государственных докладов по состоянию окружающей среды Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия, Летописи природы Астраханского государственного природного заповедника, а также результаты исследований Института географии РАН в Волго-Ахтубинской пойме и Дельте Волги, в том числе Центра «Охрана природного наследия», готовившего номинацию «Дельта Волги» как перспективного объекта Всемирного природного наследия, Института водных проблем РАН, региональных университетов и НИИ Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия, а также собственно материалы проекта ПРООН/ГЭФ 00047701 «Сохранение биоразнообразия водно-болотных угодий Нижней Волги»(http://www.volgawetlands.ru/). 

Произошедшие за последние годы в России политические, социальные и экономические изменения кардинальным образом преобразовали систему охраны биологического разнообразия, сложившуюся в прежних условиях функционирования экономики и управления. Становление новой системы охраны живой природы, особенно в староосвоенных регионах, таких как Нижняя Волга, в силу экономических трудностей переходного периода, становления рыночных отношений и смен векторов регионального развития идет медленно, отстает от потребностей текущего момента. Эффективной охране живой природы на местах здесь мешает слабость и низкий природоохранный бюджет федерального управления, ее несогласованность с региональными действиями в отношении поиска альтернативных путей развития, позволяющих оптимально сочетать рост экономики, устойчивое использование и сохранение местных ресурсов биоразнообразия. Регионы Нижней Волги – ключевые регионы устойчивого развития, обладают уникальными, мирового значения водно-болотными угодьями. В настоящее время в них сложились предпосылки для самостоятельного решения многих проблем сохранения биоразнообразия. В разрабатываемой Стратегии и Плане действий предполагается отразить именно региональный потенциал природоохранного управления.

Регион Нижней Волги обладает развитой промышленностью, транспортом, сельским и рыбным хозяйством и высоким рекреационным потенциалом. Современное распределение земельного фонда здесь показывает существенную долю водных и водно-болотных угодий (Табл.1 - 2), ООПТ (Табл. 3) и аграрных земель (Табл. 2, 4). Их площадь, также как и во многих других регионах Европейской части России, существенно сократилась в 1990-х гг., но в последние годы наметился ее незначительный рост (Табл.4).

Здесь сложились определенные традиции территориальной охраны природы, охраны редких видов и устойчивого использования биоресурсов, что отразилось на структуре региональных систем ООПТ Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги. По данным Сводного списка «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации» (М.: МПР России, 2006) в регионе действует значительное количество ООПТ, а также ряд других формы территориальной охраны биоразнообразия (Табл. 3)

Региональная сеть охраняемых природных территорий в Калмыкии начала создаваться сравнительно недавно – в 1960-70-х гг. В настоящее время сеть ООПТ объединяет заповедник "Черные земли", природный  парк, 12 заказников, 3 из которых федерального значения и 9 памятников природы. Площадь ООПТ с усиленным режимом охраны охватывает территорию в 121,9 тыс. га, что составляет всего 1,6% от земельного фонда Республики Калмыкия. Эффективность существующей сети явно недостаточна, так как значительную часть охраняемой территории занимают заказники, не обеспеченные материальными ресурсами и штатными единицами в достаточной мере.

На территории Астраханской области система ООПТ стала закладываться еще 90 лет назад. Сейчас она объединяет 2 государственных природных заповедника, 7  государственных заказников (в том числе 3 биологических). 36 памятников природы (в т.ч. 1 – федеральный «Остров Малый Жемчужный»). Всего 45 объектов - общей площадью 258,7 тыс. га. Постановлением Правительства Астраханской области об утверждении государственного кадастра ООПТ Астраханской области утвержден единый пакет обновленных кадастровых сведений по ООПТ (Кадастр особо охраняемых природных территорий Астраханской области). Нельзя сказать, что сложившаяся сеть ООПТ репрезентативна в отношении экосистемного разнообразия региона. В отношении представленности на ООПТ области разнообразия водно-болотных угодий и морских мелководий имеются существенные пробелы. Для ООПТ характерен высокий уровень нарушений заповедного режима, как и для Астраханской области в целом (Табл. 5).

Сеть ООПТ Волгоградской области начала формироваться только в конце 1970-х гг. На настоящий момент она включает 225 объектов, в т.ч. 42 государственных заказника (238,52 тыс. га), 6 природных парков (площадью 632 тыс. га), 39 памятников природы (29,95 тыс. га), 59 охраняемых ландшафтов (221,8 тыс. га), 10 резервированных территорий (17,09 тыс. га). Суммарная площадь ООПТ составляет 1023,97 тыс. га или 9,1% от общей площади области. В области имеются резервы для дальнейшего развития сети ООПТ, например 13 ключевых мест обитания видов, включающих и водно-болотные угодья. В соответствии с решением Малого совета Волгоградского областного совета народных депутатов от 25.02.1993 г. №6/41 в области на начало 1990-х гг. действовало 366 ООПТ общей площадью 1 536,1 тыс. га (13,5% от площади региона). Произошедшие за этот период изменения в количестве и площади ООПТ свидетельствуют об уточнении  после принятия Стратегии и программы действий по сохранению биоразнообразия Волгоградской области (2001) приоритетов в территориальной охране ее биоразнообразия, отказе от формального подхода к выделению региональных ООПТ и ориентации в развитии их сети в основном на эколого-образовательное и рекреационное использование.  

В соответствии с предложениями Е.А. Даниленко, В.Г. Кривенко, В.А. Кузякина, Э.Н. Сохина и В.Ф. Чернобая (Водно-болотные угодья…, 2000) еще в конце 1990-х гг. в Перспективный список Рамсарской конвенции была включена Волго-Ахтубинская пойма – около 840 000 га в границах Волгоградской и Астраханской областей. В качестве обоснования было отмечено, что пойма представляет собой особый тип водно-болотных угодий с нерегулярными колебаниями уровня воды в связи со сбросами и задержками попусков. Она отличается исключительно высоким уровнем биоразнообразия, наличием гнездования 9 видов птиц (колпица, орлан-белохвост, скопа, европейский тювик, авдотка и др.), занесенных в Красную книгу животных России (2001). Только в границах Астраханской области численность местных водоплавающих достигает 150 тыс. особей. На осеннем пролете здесь бывает также не менее 150 тыс. особей водоплавающих птиц. В составе ихтиофауны также много редких видов (осетровые, минога, волжская сельдь, белорыбица и др.). По уточненным данным на начало 2000–х г.г. для Волго-Ахтубинской поймы (Кривенко, Виноградов, 2008) численность водоплавающих птиц составила здесь около 200,0 тыс. особей, в том числе 173, 0 тыс. - гусеобразных. Всего по оценкам В.Г. Кривенко и В.Г. Виноградова (2008) в районе Прикаспия после сезона размножения отмечается нахождение до 2 млн. особей водоплавающих птиц, в том числе в Астраханской области – 1,4 млн. особей (Табл.6).

В регионе растет число экологических преступлений (Табл. 6), которое в рассматриваемых регионах на порядок выше, чем в большинстве субъектов Федерации Центрального, Северо-западного и Приволжского федеральных округов. Практически все они сконцентрированы на водно-болотных угодьях региона и связаны либо с загрязнением водной среды, либо с незаконным изъятием их биоресурсов (браконьерством).

 

Таблица 1. Водно-болотные угодья Астраханской и Волгоградской областей и Республики Калмыкия (по Кривенко, Виноградов, 2008)

 

Регион Площадь водно-болотных угодий, тыс. км2 Доля от площади региона, % Оценка численности водоплавающих птиц, тыс. особей
Волгоградская область 4,1 3,6

 

1 593,5

Астраханская область 4,0 9,1
Республика Калмыкия 2,7 3,6 286,8
Итого 10,8 - 1 880,3

Таблица 2. Распределение земельного фонда Нижней Волги по угодьям, тыс. га (по: Охрана окружающей среды в России. Официальное издание. Росстат, 2006)

Регион Сельскохозяйст-венные угодья, всего Земли под поверхностными водами Болота Земли под лесами и древесно-кустарниковой растительностью Другие земли
Республика Калмыкия 6263,1 181,5 141,4 81,0 806,1
Астраханская область 3143,6 687,8 126,5 123,6 820,9
Волгоградская область 8760,7 489,8 35,2 722,5 1279,5

Таблица 3. Сведения о количестве основных категорий ООПТ в регионах Нижней Волги (по: Сводный список «Особо охраняемые природные территории Российской Федерации», 2006), с уточнениями и дополнениями

 Регион

Заповед-ники

Природ-ные парки

Заказники

Памятники природы

Феде-ральные Региона-льные Феде-ральные Региона-льные
Республика Калмыкия 1 1 3 9 - 22
Астраханская область 2 - - 7 1 35
Волгоградская область - 6 - 42 5 34

Таблица 4. Динамика площади сельскохозяйственных угодий землепользователей, занимающихся аграрным производством, тыс. га (по: Охрана окружающей среды в России. Официальное издание. Росстат, 2006)

Регион

Площадь сельскохозяйственных угодий у землепользователей

1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Республика Калмыкия 5805 4418 4202 4156 4232 4257 4258
Астраханская область 2838 2231 2246 2290 2267 2263 2313
Волгоградская область 8650 8346 8282 8299 8270 8289 8251

Таблица 5. Оценка численности основных видов водоплавающих птиц Волго-Ахтубинской поймы и Прикаспия после сезона размножения, тыс. особей (Кривенко, Виноградов, 2008)

Вид

Волго-Ахтубинская пойма (Волгоградская и Астраханская области)

Прикаспий (Астраханская область)

Прикаспий (Калмыкия)

Итого по Прикаспию (включая Дагестан)

Числен-ность Участие в населении, % Дельта Запад Итого Числен-ность Доля, %
Серый гусь 0,5 0,2 40,0 18,0 58,0 5,0 69,0 3,2
Лебедь-шипун 2,0 1,0 27,0 14,5 41,5 3,8 48,8 2,3
Огарь 10,5 5,2 3,8 6,8 10,6 0,1 7,5 0,4
Пеганка 2,5 1,2   8,4 8,4   15,4 0,7
Кряква 70,0 34,8 40,0 69,0 109,0 90,0 359,0 16,9
Серая утка 25,0 12,4       1,0 11,0 0,5
Чирок-трескунок 35,0 17,4   50,0 50,0 2,0 152, 7,2
Красноносый нырок 5,5 2,7 30,5 35,0 65,5 7,0 86,5 4,1
Красноголовая чернеть 20,0 9,9   40,0 40,0 8,0 98,0 4,6
Итого гусеобразных 173,0 85,1 138,2 241,7 379,9 116,8 847,2 39,9
Лысуха 30,0 14,9 932,0 77,5 1007,5 170,0 1277,5 60,1
ИТОГО 203,0 100 1073,3 319,2 1390,5 286,8 2124,7 100

Таблица 6. Динамика числа зарегистрированных экологических преступлений в регионах Нижней Волги (по: Охрана окружающей среды в России. Официальное издание. Росстат, 2006)

Регион

Годы

2000 2001 2002 2003 2004 2005
Республика Калмыкия 90 95 120 281 248 226
Астраханская область 1125 1517 2274 2766 2851 2718
Волгоградская область 393 597 582 753 1140 1542 (в 4 раза за 5 лет -!)

 

В настоящее время состояние биоразнообразия Нижней Волги является остро критическим и вызывает серьезные опасения. Быстрыми темпами идет обеднение биологического разнообразия. Существенно нарушен почвенно-растительный покров большинства коренных природных сообществ, о чем свидетельствуют материалы сравнения содержания экологических карт региона, составленных ранее и сопоставление материалов аэрокосмической съемки, осуществляемой в регионе в рамках мониторинга состояния природных комплексов Нижней Волги.

Изменение и уничтожение местообитаний Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги приводят и к угрозе сокращения видового богатства флоры и фауны. Снижение численности, сокращение площади распространения и даже исчезновение отмечается для некоторых аборигенных видов животных и растений. По разным оценкам от 10 до 20% сосудистых растений, 30-40% наземных позвоночных животных Нижней Волги являются в различной степени уязвимыми и нуждаются в территориальной охране.

Основными рисками и угрозами для большинства редких и уязвимых животных и растений остаются: фрагментация и антропогенная трансформация местообитаний. В последние годы роль данного фактора в отдельных регионах Нижней Волги снизилась в связи со снижением нагрузок на аграрные ландшафты, созданием сети новых региональных особо охраняемых природных территорий, особенно в Волгоградской области.

Существенным риском для биоты Нижней Волги именно в последние десятилетия стали преднамеренная и непреднамеренная инвазии чужеродных видов, адвентизация флоры и синантропизация фауны. Эти процессы биотического обмена привели к существенной перестройке, прежде всего, фауны гидробионтов и к изменениям по всей пищевой цепи водных экосистем. В составе флоры и фауны появились новые натурализовавшиеся десятки чужеродных видов в составе фито- и зоопланктона, бентосных организмов, рыб, обитателей прибрежных экосистем. Процесс вытеснения аборигенных видов пришельцами в некоторых случаях происходит сравнительно быстро - в течение нескольких лет, что свидетельствует о низкой эффективности природоохранных мероприятий и карантина в этой области.

К проблемам карантина и эпидемической безопасности примыкает проблема возможных необдуманных действий в связи с угрозой распространения "птичьего гриппа" в популяциях гнездящихся, зимующих и пролетных птиц. В дельте Волги в связи с этим уже вводился карантин и эпидемический контроль на отдельных акваториях. Для решения стратегических задач сохранения биоразнообразия важно на законодательном уровне предотвратить саму возможность необдуманных действий по регуляции численности потенциальных носителей вируса птичьего гриппа – водоплавающих птиц.

Для рисков и угроз биоразнообразию водно-болотных угодий Нижней Волги существенно возросло значение таких факторов, как бедность (низкий уровень доходов)  местного сельского и поселкового населения и безработица, повлекшие за собой расширение действия фактора беспокойства, слабо регулируемого использования биоресурсов и рост браконьерства. Как следствие этого для региона Нижней Волги, в первую очередь для Астраханской области, стало типичным формирование «теневых» секторов экономики, базирующихся на неконтролируемой эксплуатации биоресурсов и оказании услуг промысловой рекреации и любительского рыболовства. Оборот средств в этих секторах сопоставим, а в некоторых случаях превосходит таковой в легальных секторах рыболовства и рекреации. В этом случае, побочным негативным эффектом браконьерства и неконтролируемой рекреационной деятельности становится широкое распространение фактора беспокойства, разрушение местообитаний редких видов растений и животных, локальное загрязнение среды, в первую очередь  твердыми бытовыми отходами.

Сохраняется высокая степень риска для водно-болотных угодий и их биоразнообразия в связи с неэкологичным функционированием гидроэнергетического комплекса Волжско-Камского каскада ГЭС и Волгоградского гидроузла, в результате не всегда удачной имитации весеннего половодья и зимних попусков. Со времени постройки Волжского каскада водохранилищ значительно снизилась численность и изменился состав рыб в водоемах Каспийского бассейна. Требуется  внесение корректив в нормативные документы по экологическим попускам  весеннего половодья и согласование интересов энергетики, сельского, рыбного и лесного хозяйств и рекреации при проведении весенних попусков в нижний бьеф Волжской ГЭС. Водно-болотные угодья должны войти в водохозяйственную бассейновую систему Нижней Волги на правах равноправного водопотребителя. Для этого необходимо определение их потребностей  в объеме, режиме, качестве паводковых вод и разработка соответствующих регламентов для попусков (объема и режима) в нижний бьеф Волгоградского гидроузла.

Объекты Стратегии, а также все ключевые водно-болотные угодья региона уязвимы в связи с развитием нефтегазового комплекса, трансграничной транспортировкой нефти по КТК, планами строительства крупных гидротехнических сооружений, например, таких, как канал «Евразия», «Волга-Дон-2» и пр.

Реальной угрозой для водно-болотных угодий Волго-Ахтубинской поймы и дельты Волги и их биоразнообразия могут стать последствия «быстрых» глобальных изменений климата в сочетании с фазами колебаний уровня Каспийского моря. Крупные загрязненные нефтепродуктами, токсичными веществами и пестицидами промышленные и аграрные территории могут оказаться в зоне влияния паводковых вод и половодий и стать причиной фактически необратимых процессов загрязнения водно-болотных угодий Нижней Волги. Такие примеры локальных экологических катастроф известны в 1990-х гг. и не послужили уроком.

Во всех регионах Нижней Волги в последнее десятилетие предпринимаются активные меры по охране и регулированию использования биоресурсов, сохранению рыбных запасов, созданию ООПТ регионального уровня. Существенный шаг в сторону мирового значения местных водно-болотных угодий стало начало работ по номинированию дельты Волги на придание ей статуса участка всемирного природного наследия ЮНЕСКО (Дельта Волги…, 2008). Но можно с большой долей уверенности отметить, что все эти практические действия недостаточны. Существующая и перспективная сеть региональных и местных ООПТ здесь, к сожалению, не в состоянии обеспечить охрану основных центров биоразнообразия области и послужить основой для экологического каркаса Нижней Волги, в котором водно-болотные угодья имеют решающее значение. Требуется принятие комплекса действенных мер по охране живой природы на преобразованных аграрных землях, на территориях и акваториях, вовлеченных в хозяйственное использование, но способных сохранять щадящий режим природопользования (рекреационных, рыбопромысловых, пастбищных и пр.).

В качестве отраслевых причин трансформации водно-болотных угодий и их биоразнообразия на объектах Стратегии может быть выделена деятельность различных секторов экономики (нефтегазовый комплекс, аграрное производство, транспорт, отсутствие действенного экологического контроля, низкая экологическая грамотность населения и чиновников, слабая активность общественности, нерепрезентативная и не эффективная региональная сеть ООПТ), что может стать непосредственной причиной снижения уровня регионального биоразнообразия.

Системными причинами трансформации водно-болотных угодий и их биоразнообразия на объектах Стратегии становятся нарушения в социально-экономической сфере. Так, таковыми являются высокий уровень безработицы и низкие доходы местного населения, отсутствие современных технологий сбора и уничтожения твердых бытовых отходов, незаконные действия по регулированию стока, мелиорации, орошению и дренированию угодий (строительство дамб, обваловывание и пр.), загрязнение сельскохозяйственных земель пестицидами, недостаточное развитие системы мониторинга, формальное выделение земель под ООПТ и другие.

Общность коренных причин для всех выявленных экологических проблем объясняется их универсальностью, поскольку именно они представляют собой те ключевые факторы, которые влияют на общую экологическую ситуацию в регионе. Для Стратегии и Плана действий таковыми являются:

- низкая эффективность или отсутствие федеральной/региональной политики и стратегического планирования развития таких уникальных в природном отношении регионов как Нижняя Волга;

- нежелание использовать в региональном и муниципальном стратегическом планировании альтернативные направления развития;

- рост бедности и безработицы среди местного населения;

- развитие межнациональных конфликтов, обусловленных, в том числе и разными системами и традициями природопользования;

- конфликты природопользования в результате недоучета интересов местного населения при создании ООПТ;

- несоблюдение природоохранного законодательства и регулирования, слабость экологического контроля;

- недостаточное развитие системы мониторинга и научно-обоснованной оценки влияния глобальных климатических изменений на состояние окружающей среды Нижней Волги и другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: