Диагностические методики исследования формирования детского коллектива

Всю свою диагностическую работу по формированию детского коллектива можно разделить на три этапа:

· I этап – диагностика исследования личности учащихся;

· II этап – диагностика развития детского коллектива;

· III этап – диагностика сформированности детского коллектива.

На первом этапе применяю методики и графические тесты, позволяющие определить степень самооценки каждого ученика, выявить атмосферу в классном сообществе, лидера с целью самоуправления в классе.

 

1) Диагностическая методика “Если бы ты был волшебником”

Ребятам предлагается назвать три желания, которые они хотели бы исполнить. Анализ ответов может быть выполнен по следующей схеме: желания – для себя; для близких людей; для других людей.

 

2) Диагностическая методика “Космическое путешествие”

Учащимся раздаются листы бумаги. Ребята должны представить, что отправляются в космическое путешествие и являются командирами космического корабля. Они должны набрать команду из учащихся своего класса в составе трёх человек. Фамилии этих детей записать на листе. Данная методика позволяет определить лидера класса, а также выявить учащихся, которые находятся вне классного сообщества.

 

3) Диагностическая методика “Солнце, дождик, тучка”

Каждый ученик класса получает лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик в трёх вариантах. Учащимся предлагается определить их самочувствие дома, в классе, с друзьями с помощью погодных явлений. Учащимся нужно ответить на вопросы и подчеркнуть то состояние, которое соответствует их настроению.

 

4) Диагностическая методика “День рождения”

Классный руководитель просит учащихся класса пофантазировать и подумать над тем, какие подарки можно придумать каждому ученику класса ко дню их рождения. Ребята получают лист бумаги и на нём пишут имя ученика, а рядом предмет, который получает он в виде подарка.

Такая диагностика очень информативна и свидетельствует об атмосфере в детском коллективе. Во-первых, кого ребёнок называет в первую очередь в своём списке. Это свидетельствует о значимости ребят для данного ученика. Во-вторых, все ли ребята класса попадают в список каждого ученика и какие чувства он испытывает при распределении праздничных подарков.

Ребята работают с такими диагностическими исследованиями с огромным удовольствием и творчески. Они по-новому смотрят на своих одноклассников, пытаются задавать вопросы друг другу, активно сотрудничать, а не только присутствовать на уроке.

 

5) Диагностическая методика “Загадай желания”

Ребёнку рассказывают, что есть такое поверие: если увидишь, как падает звезда и успеешь загадать желание, оно обязательно исполнится. “ Представь, что ты видишь падающую звезду. Какое желание ты бы загадал?”

Обработка результатов может проходить по такой схеме: выписать желания, суммируя повторяющиеся или близкие по смыслу:

- материальные (вещи, игрушки и т.п.);

- нравственные (иметь животных и ухаживать за ними и т.п.);

- познавательные (научиться чему-то, стать кем-то);

- разрушительные (сломать, выбросить и т.п.).

 

6) Диагностическая методика “Золотая рыбка”

Дети выступают в роли заказчика, а не исполнителя желаний. И от рыбки, а не от них самих зависит, исполнить или нет желание. “Представь себе: приплыла к тебе рыбка, спросила: “Чего тебе надобно?”

Для создания особого настроя можно ввести игровые элементы-символы: волшебную палочку, разыгрывание сценки с появлением золотой рыбки.

 

7) Методика незаконченных предложений

Варианты:

1. Ребятам предлагается дописать два предложения:

Больше всего я радуюсь, когда ….

Больше всего я огорчаюсь, когда ….

2. Лист бумаги делится пополам. Каждая часть имеет свой символ: солнце и тучу (день и ночь). Дети в соответствующей части листа рисуют (записывают) свои радости и огорчения.

3. Дети получают по лепестку ромашки, сделанной из бумаги. На одной стороне они пишут о своих радостях, на другой – огорчениях. По окончании работы лепестки собираются в ромашку.

4. Предлагается ответить на вопрос: “Что радует, а что огорчает твою маму, родителей, учителя?”

При анализе ответов можно выделить радости и огорчения, связанные с собственной жизнью; с жизнью коллектива.

 

8) Графический тест “Я – позиция”

На листе бумаги чертится круг. Ученик ставит точку – своё “я” относительно круга (она может быть поставлена в круге, центре круга, за кругом). Целью данного теста является выявление характера самооценки детей, места каждого ребёнка в коллективе. Результаты данного теста можно применять для формирования классного самоуправления.

 

9) Тест “Пьедестал”

Учащимся класса раздаются листы бумаги, на которых они должны построить пьедестал для награждения. Пьедестал состоит из 3 ступенек. На каждую ступеньку они должны возвести по 1 человеку из класса. Ученик имеет право одну ступеньку оставить для себя, если считает нужным. На пьедестал возводят тех ребят, кто, по их мнению, является значимой фигурой в жизни класса.

Данная методика позволяет увидеть взаимоотношения учащихся в коллективе, их привязанность друг к другу, определить нравственную сторону взаимоотношений учащихся. Можно разыграть ситуацию: “Вам предстоит участвовать в спортивных соревнованиях. Кого вы хотели бы видеть победителем?”

Полученные результаты дадут представление о главных свойствах личности ребёнка, которые выражаются в единстве знаний, отношений, мотивах поведения и действий.

На втором этапе целью диагностики является выявление направленности интересов младших школьников, характера самооценки, изучение уровня нравственного развития личности и духовно-нравственной атмосферы в детском коллективе.

 

1) Методика “Цветик-семицветик”

Цель: выявление направленности интересов младших школьников.

Ходпроведения. На уроке труда каждым учеником изготавливается цветок со съёмными лепестками. Затем учитель предлагает записать на лепестках желания, исполнения которых детям больше всего хочется. Прежде чем записать желание на лепестке, надо поставить порядковый номер. Таким образом, каждый ребёнок сформулирует семь желаний - для себя, для родных и близких, для класса и школы, для всех людей.

 

2) Игра “Магазин”

Цель: изучение уровня нравственного развития личности учащихся и духовно-нравственной атмосферы в детском коллективе.

Ход проведения. Эту игру целесообразно проводить с учащимися младшего и среднего возраста.

Первый этап игры проходит в начале учебного года в виде “купли-продажи”. Школьникам предлагается сформировать несколько небольших групп (по5 -6 человек). Все учащиеся играют роль покупателей нравственных ценностей. “Купля-продажа” осуществляется как своеобразная бартерная сделка. Положительные качества (вежливость, доброта, аккуратность, терпеливость, отзывчивость и т.д.), которых, по мнению самих детей, у них не хватает, они могут приобрести в обмен на свои отрицательные (грубость, неряшливость, недисциплинированность, жадность и т.д.) или же на свои положительные, которые у них имеются в избытке.

После проведённой “купли-продажи” классный руководитель вместе с учащимися подводит итоги осуществлённой сделки. Они обсуждают, что нужно сделать для того, чтобы “приобретённые”, “купленные” положительные качества закрепить в деятельности детского коллектива.

Затем в течение всего учебного года классный руководитель ведёт наблюдение за детьми, организует совместную деятельность по улучшению духовно-нравственной атмосферы в классе, стимулирует работу учащихся по формированию положительных качеств.

В конце учебного года проходит второй этап игры. Детям предлагается “приобрести” те нравственные качества, которые, по их мнению, удалось сформировать в своём характере в течение этого учебного года, а на аукцион выставить “ненужные вещи”, т.е. те отрицательные качества, которые ещё у них сохранились.

При завершении игры классный руководитель подводит итоги торгов, помогает детям проанализировать результаты работы коллектива класса за прошедший учебный год.

Педагогический анализ результатов игры.

На основе результатов первого этапа классный руководитель может зафиксировать исходный уровень этического развития личности учащихся и определить духовно-нравственные ценности детского коллектива, проблемы в воспитании детей.

После второго этапа можно сделать выводы об уровне духовного уровня учащихся и изменениях в нравственно-психологическом климате детского коллектива. Для удобства фиксации результатов “купли-продажи” можно заготовить карточки, на которых обозначены положительные качества, и чистые листочки бумаги для заметок, где учащиеся запишут свои отрицательные свойства.

 

3) Методика “Приглашение в гости”.

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе, выявить симпатии детей.

Ход проведения. Детям предлагается ситуация: “Вы решили пригласить к себе в гости своих одноклассников. Кого вы хотели бы видеть среди своих гостей?”

Предложить детям записать фамилии 5 человек.

 

4) Методика “Психологическая атмосфера в коллективе”

Цель: изучить психологическую атмосферу в коллективе.

Ход проведения. Каждому ученику предлагается оценить состояние психологической атмосферы в коллективе, используя рисунки:

Дружелюбие

Согласие

Удовлетворённость

Увлечённость

Теплота взаимоотношений

Взаимная поддержка

Занимательность

Скука

Успешность

Анализ результатов предполагает субъективные оценки состояния психологического климата и их сравнения между собой.

На третьем этапе целью диагностических исследований является определение динамики развития коллектива, уровня развития самоуправления, сформированности межличностных отношений, определение степени удовлетворённости своим коллективом.

 

1) Методика “Какой у нас коллектив”.

Цель: выявить степень удовлетворённости учащихся различными сторонами жизни коллектива.

Ход проведения. Учащимся предлагается шесть утверждений. Нужно записать номер утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.

1. Наш класс очень дружный и сплочённый.

2. Наш класс дружный.

3. В нашем классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.

5. Наш класс недружный, часто возникают ссоры.

6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе.

Обработка результатов. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, говорят об определённых взаимоотношениях в коллективе и конкретно о каждом ученике, как ощущает он себя в системе этих отношений.

2. Диагностическая методика “Анкетирование”

 

Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы анкеты:

1. Тебе нравится в школе или не очень?

- не очень

- нравится

- не нравится

2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома?

- чаще хочется остаться дома

- бывает по-разному

- иду с радостью

3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающим можно остаться дома, ты пошёл бы в школу или остался бы дома?

- не знаю

- остался бы дома

- пошёл бы в школу

4. Тебе нравится. Когда у вас отменяются какие-нибудь уроки?

- не нравится

- бывает по-разному

- нравится

5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?

- хотел бы

- не хотел бы

- не знаю

6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

- не знаю

- не хотел бы

- хотел бы

7. Ты часто рассказываешь о школьной жизни своим родителям?

- часто

- редко

- не рассказываю

8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой учитель?

- точно не знаю

- хотел бы

- не хотел бы

9. У тебя много друзей в твоём классе?

- мало

- много

- нет друзей

10. Тебе нравится твой класс?

- нравится

- не очень

- не нравится

Для анализа анкеты можно использовать следующий ключ:

Вопросы Оценка за 1ответ Оценка за 2 ответ Оценка за 3 ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0

Анализ анкетирования:

25-30баллов – высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. Такие ученики чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, очень переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания.

20-24балла – хорошая школьная мотивация. Такой мотивацией обладают большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

19-11баллов – положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Это учащиеся, которым интересно общаться в школе со сверстниками, с учителем. Познавательные интересы у них развиты мало.

10-14 баллов – низкая школьная мотивация. Учащиеся ходят в школу без желания, иногда пропускают занятия. Такие учащиеся испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности, им трудно адаптироваться к школьному обучению.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

Диагностические исследования детского коллектива позволяет мне составить более полную картину при характеристике уровня сформированности коллектива в конце четвёртого класса. Материал представляю в таблицах, чтобы наиболее ясно была видна динамика сформированности детского коллектива, роли каждого ученика в детском коллективе.

I. Уровень сформированности навыков в различных видах деятельности

п/п Ф. И.О Умение планировать работу Умение выделять главное Умение делать обобщения, выводы Осуществлять самоконтроль Уровень настойчивости в деятельности Собранность, организованность
                 

 

II. Нравственное состояние коллектива

п/п Ф.И.О Коллек тивизм Товарищество Дисциплини рованность Забота об одноклассниках Степень развитости чувства долга Честность Порядочность
                   

 

III. Культурный кругозор

п/ п Ф.И.О Интересы и склонности Начитанность Умение видеть и понимать прекрасное Художественные способности Реализация способностей в коллективе
               

 

IV. Общественная, трудовая, спортивная активность учащихся

п/п Ф.И.О Инициативность Добровольное включение в трудовую деятельность Участие в трудовых десантах, сан. часах Дежурство по классу Состояние здоровья Отношение к физкультуре и спорту Участие в спортивных соревнованиях
                   

 

К концу формирования детского коллектива ученики отличаются особым психологическим настроем, у них появляется своё положительное отношение к действительности, к коллективной жизни, осознание своего “Я”. Ребята живут по правилу “Один за всех и все за одного”. Считаю, что при определённых условиях диагностика может помочь учащимся правильно поступить в той или иной ситуации, дать правильную оценку своим поступкам и поступкам своих товарищей, способствует формированию представления о достойном поведении и нравственных качествах человека.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: