Вопросы:
1. Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова
2. Стадии организации КТД.
3. Виды коллективных творческих дел младших школьников.
4.Планирование воспитательной работы по тематическим периодам.
1.Истоки и сущность методики организации коллективных творческих дел И. П. Иванова
Теория коллектива А.С.Макаренко как основа разработки методики коллективной творческой деятельности. Исторические условия возникновения методики (система коммунистического воспитания в советской школе; становление демократических основ воспитания в 60-е годы ХХ в., педагогика сотрудничества).
И.П.Иванов противопоставил два подхода к воспитанию:
«передаточно-потребительская педагогика опеки» и «совместная коллективная творческая деятельность педагогов и воспитанников, направленная на заботу об окружающих людях». Главные особенности и характерные черты коммунарской методики: смысл деятельности – забота об окружающих людях; товарищеские взаимоотношения; творческий подход; инициатива и самостоятельность учащихся; групповое взаимодействие.
|
|
Коллективные творческие дела (КТД) - особый тип форм воспитательной работы. Основу методики их организации составляет коллективная организаторская творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до анализа и представляющая собой «совместный поиск лучших решений жизненно важной задачи».
КТД обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
C предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
C обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
C способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразию и мобильности внутри коллективных связей и отношений;
C эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса (см. приложение 10).
2. Стадии организации КТД
Стадии проведения КТД:
1 стадия. Предварительная работа. Продумываются возможные варианты проведения дела.
2 стадия. Коллективное планирование.
На общем сборе дается «время на шум», учащиеся в микрогруппах обсуждают, какое дело они предлагают провести. Представители микрогрупп оглашают вслух мнение группы. Педагогу важно сохранить самые творческие предложения, если необходимо, объединяются разные предложения. Выбирается совет дела – временный организующий орган.
|
|
3 стадия. Коллективная подготовка. Работает совет дела: продумываются все организационные моменты: место и время проведения, будут ли гости, победители. При необходимости разрабатывается сценарий, даются поручения остальным членам коллектива, микрогруппам. Работа в совете дела призвана развивать у учащихся инициативу, ответственность, самостоятельность, организаторские способности.
4 стадия. Коллективное проведение дела. Здесь важно поддерживать интерес к делу, соблюдать товарищеские взаимоотношения, поддерживать инициативу и творчество.
5 стадия. Коллективное подведение итогов. На общем сборе обсуждаются вопросы: Что удалось? Что не удалось? Как избежать ошибок в дальнейшем? На этой стадии важно не только проанализировать результаты проведенного дела, но и направить усилия педагога на сплочение коллектива (исполняется любимая песня, организуется игра, неформальное общение, взаимные сюрпризы и т.п.).
6 стадия. Ближайшее последействие. Задумывается новое дело. Меняется система общественных получений. Вносятся коррективы в воспитательный план.
3.Виды коллективных творческих дел младших школьников
По Иванову, виды КТД:
- познавательные (сказка-эстафета, защита фантастического проекта, клуб любознательных, турнир-викторина и др.);
- художественно-эстетические (концерт-ромашка, кольцовка песен, конкурс инсценированной сказки, вечер поэзии, концерт-молния и др.);
- трудовые (трудовой рейд, десант, «Подарок далекому другу», «Сюрприз ветеранам», операция «Помоги птицам» и др.);
- спортивно-оздоровительные (шуточная эстафета, зимняя олимпиада, игры на местности с элементами военизирования и др.);
- организационные (тренинги общения, день именинника, вечер шуток и забав и др.).
4. Планирование воспитательной работы по тематическим периодам
Планирование воспитательной работы предполагает цикличность и комплексность. Учебный год может включать 5-6 тематических периодов, каждый из которых имеет свое название – тему. В течение периода планируются и проводятся формы работы на данную тему, не требующие большой подготовки (чтение книг, посещение выставок, конкурс рисунков, беседы и т.п.), а завершается тематический период итоговым КТД.
Тема 7. Методика организации гражданско-патриотического воспитания младших школьников
Вопросы
1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания
2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности
3.Методика организации социально ориентированных воспитательных дел в начальной школе
1.Актуальность и сущность гражданско-патриотического воспитания
Актуальность проблемы воспитания у подрастающего поколения патриотизма и гражданственности обусловлена особенностями социально-экономического развития общества на современном этапе.
Под патриотизмом понимают любовь к своей Родине, готовность служить ее интересам. Структура гражданственности: чувство личного достоинства, развитость исторической памяти, патриотических чувств, национального самосознания, дисциплинированность, уважение других граждан, добросовестное отношение к своим обязанностям. Данное направление воспитания предполагает взаимосвязь и органическое единство патриотизма и культуры межнациональных отношений.
2. Задачи и средства воспитательной работы по формированию основ патриотизма и гражданственности
Задачи гражданско-патриотического воспитания младших школьников в учебной и внеклассной работе:
- воспитание любви и чувства принадлежности к своему народу;
- приобщение учащихся к общечеловеческим гуманистическим ценностям, культурным и духовным традициям народа;
|
|
- привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
- воспитание уважительного отношения к государственным символам Республики Беларусь, органам государственной власти;
- формирование уважения к защитникам Отечества;
- воспитание уважительного отношения к культуре других наций и народов, стремления к сотрудничеству и взаимопомощи.
Основное средство гражданско-патриотического воспитания – социально-ориентированная деятельность. Это взаимодействие детей с социальными объектами (общество, люди, Родина, народ, его культура, природа)
с целью формирования отношения к этим объектам.
Функции социально-ориентированной деятельности: социализация личности, ознакомление с жизнью страны, ее культурой, правами ребенка, воспитание активной гражданской позиции, самосознания и чувств.
Важными средствами гражданско-патриотического воспитания выступают родная природа, устное народное творчество, традиции и обычаи белорусского народа.
3.Методика организации социально-ориентированных воспитательных дел в начальной школе.
Формы гражданско-патриотического воспитания: беседы, устные журналы, общественные и народные праздники, заочные путешествия, трудовые дела, шефство над ветеранами и другие (см.тематику социально ориентированных дел в приложении).
Методика воспитания патриотизма и гражданственности базируется на знании учителем особенностей детей, семейного воспитания, национального состава коллектива, культурных особенностей окружающей среды.
Условия эффективности проведения социально-ориентированных дел:
- связь с жизнью общества, ориентация на социальные ценности;
- отбор доступного для восприятия познавательного материала;
- активная позиция ребенка в организации познавательной и практической деятельности;
- предоставление свободы выбора в содержании деятельности, мере участия, выборе социальной позиции;
- постепенное расширение круга социальных объектов: семья, школа, район, регион, страна;
|
|
- яркая эмоциональная окраска всех проводимых дел, нацеленность на чувства учащихся.