Введение
Одним из важнейших источников финансирования коммерческих организаций являются амортизационные отчисления, отражающие сумму износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Они входят в состав себестоимости производимой продукции и после ее реализации в виде выручки поступают на расчетный счет хозяйствующего субъекта.
По экономической природе амортизационные отчисления обеспечивают простое воспроизводство ценностей, однако они относятся к финансовым ресурсам. Дело в том, что износ зданий, сооружений, машин, оборудования, транспортных средств не возмещается сразу же по мере начисления и образования амортизационных отчислений. Последние могут накапливаться и расходоваться на расширение и обновление производства, на вложения в ценные бумаги и высокодоходные проекты, помещаться на депозиты и т.д.
В большинстве развитых стран, экономика которых характеризуется высокой инновационной активностью, амортизационная политика является одним из важнейших инструментов стимулирования инвестиций в обновление основных средств производства, в наукоемкие технологии, в научные исследования и опытно-конструкторские работы. В этой связи становится особо актуальным более подробное рассмотрение способов реализации амортизационной политики компании.
|
|
В последние 50 лет в развитых странах амортизационная политика превратилась в один из главных инструментов стимулирования экономического роста. Если в середине XX в. доля амортизационных отчислений в общих инвестициях составляла всего 25 - 30%, то сегодня она стабильно держится на уровне 70 - 80%, и наоборот, доля прибыли в общих инвестициях уменьшилась с 50% до 5 - 10, а заемных средств - соответственно с 25 - 30 до 12 - 15%.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что государство, проводя активную политику ускоренной амортизации и сознательно через нее сокращая свои поступления по налогу на прибыль в бюджет, способствует перетоку денежных средств в амортизационный фонд, что позволяет без уплаты налога расширять, модернизировать, обновить свои фонды. В результате ускоряются темпы развития экономики, заметно растет ее эффективность, качество производимой продукции и ее конкурентоспособность на мировых рынках и т.д. Все это вместе взятое с лихвой компенсирует государству сокращение поступлений от налога на прибыль в бюджет.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть особенности начисления амортизации в целях налогообложения.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть налог на прибыль как элемент налоговой системы;
|
|
- рассмотреть основные положения НК РФ по налогу на прибыль;
- рассмотреть понятие амортизируемого имущества;
- рассмотреть влияния на налогооблагаемую базу применение разных способов начисления амортизации.
Налог на прибыль как элемент налоговой системы
Плательщики налога на прибыль и объекты налогообложения
Налог на прибыль организаций в соответствии с НК РФ является федеральным налогом.
С точки зрения микроэкономики налог на прибыль организаций представляет собой важнейший из элементов, образующих систему налогов и сборов РФ[1]. Исчисление данного налога, взимаемого с хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают основную долю прироста ВВП (т.е. с юридических лиц), происходит, во временном отношении, в последнюю очередь - после начисления и (или) уплаты всех остальных видов обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды.
Поэтому налог на прибыль организаций фактически является налогом на их финансовый результат, сформированный в учете по факту совершения юридическим лицом всех хозяйственно значимых действий в истекшем периоде. Помимо прочего, расчет налога на прибыль является завершающим этапом закрытия каждого финансового года в любой организации, за исключением применяющих специальные налоговые режимы, такие как упрощенная система налогообложения и единый сельскохозяйственный налог.
Плательщики налога на прибыль установлены в статье 246 Налогового кодекса РФ. К ним относятся:
- российские организации (к которым, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, относятся юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ). В порядке, предусмотренном НК РФ, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений (ст. 19 НК РФ);
- иностранные организации, к которым, в соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ, относятся:
- иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;
- международные организации;
- филиалы и представительства иностранных корпоративных образований и международных организаций, созданные на территории РФ.
Определение объекта обложения налогом на прибыль содержится в абз. 1 ст. 247 НК РФ: «Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций... признается прибыль, полученная налогоплательщиком».
Законодательное определение прибыли как экономической категории для целей налогообложения, данное в ст. 247 НК РФ, является производным от конкретной категории налогоплательщика:
- для российских организаций - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;
- для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, - полученные через эти постоянные представительства доходы, уменьшенные на величину произведенных этими постоянными представительствами расходов, которые определяются в соответствии с главой 25 НК РФ;
- для иных иностранных организаций - доходы, полученные от источников в РФ и определяемые в соответствии со ст. 309 НК РФ.
Соответственно, исчисление налоговой базы производится в одной из двух форм:
1) путем производимого в налоговом учете налогоплательщика сопоставления величины полученных доходов с суммами произведенных расходов.
Данный режим, распространяющийся на российские организации и иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства, предусматривает, что налогоплательщик, по общему правилу:
|
|
- самостоятельно исчисляет сумму налога на прибыль, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот (абз. 1 ст. 52 НК РФ);
- самостоятельно исполняет обязанность по уплате налога на прибыль (абз. 1 п. 1 ст. 45 НК РФ).
Требования ст. 23 НК РФ, устанавливающие обязанности налогоплательщиков, распространяются на две указанные категории организаций в полной мере; за неисполнение (несвоевременное либо ненадлежащее исполнение) обязанностей по уплате в бюджет налога на прибыль они несут ответственность в соответствии со ст. 122 НК РФ;
2) путем учета доходов налогоплательщика у источников получения указанных доходов.
Данный режим, распространяющийся на иностранные организации, получающие доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства, предусматривает возложение обязанностей по исчислению и уплате в бюджет налога на прибыль не на самих налогоплательщиков, а на российские организации (либо иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства), выплачивающие таким иностранным организациям доход.
Согласно требованиям ст. 24 НК РФ, российские организации (иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства), действуя как налоговые агенты, в данном случае обязаны:
- удерживать суммы налога на прибыль из средств, которые выплачиваются ими иностранным организациям, получающим доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства;
- вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты сумм налога на прибыль (в т.ч. персонально по каждому налогоплательщику);
- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога на прибыль.
Выступая в качестве источника выплаты дохода иностранным организациям, получающим доходы от источников в РФ без образования постоянного представительства, указанные две категории предприятий несут ответственность за несвоевременное либо ненадлежащее исполнение обязанностей налогового агента в соответствии со ст. 122 НК РФ.
|
|