Частота возникновения конфликтов с учителями в зависимости от возраста учеников

Оглавление

1. Программа социологического исследования

1.1. Методологический раздел программы………………………………………3

1.2. Процедурный раздел программы…………………………………………….12

2. Характеристика выборочной совокупности…………………………………………..13

3. Основные результаты пилотажного исследования…………………………………..15

4. Методический анализ инструмента……………………………………………………29

5. Список используемой литературы…………………………………………………..…32

6. Приложения

6.1 Итоговая анкета с процентами………………………………………….……33

 

 

1. Программа социологического исследования

1.1. Методологический раздел программы

Постановка проблемы исследования

В современное время очень часто можно заметить, что у значительной части подростков наблюдается негативное отношение к школе. Это проявляется в отсутствии интереса к учебе, пропусках уроков, конфликтов с учителями. Каковы же главные причины конфликтов, по мнению учителей и школьников?

Основываясь на литературе, можно выделить несколько типов противостояний. Первым рассмотрим противостояние ученик – учитель. В ходе исследования, которое было проведено в 1988 году, было опрошено 620 учащихся шести образовательных школ города Тулы (всего 22 класса: 11- восьмых и 11 – девятых). В результате выяснилось, что совершенно необходимыми качествами учителя, с точки зрения учеников, являются хорошее знание предмета (91,6%), справедливость (91,2%), общительность, выдержка, творческий подход к работе, тактичность, отзывчивость, самокритичность, эрудиция. К несущественным качествам учениками отнесена строгость. В реальности же примерный портрет выглядит примерно так: дети сталкиваются с раздражительностью(57%), несправедливостью(52,8%), грубостью(30,3%), мстительностью, высокомерием[2, с.70]. Так же стоит подчеркнуть, что большинство детей, высказывая свое недовольство, предлагают взамен свои предложения, как должен быть организован учебный процесс.

По мнению учеников необходимо:

1. Интересное проведение уроков (викторины, дискуссии, семинары, телеуроки, соревнования двух классов по знанию дополнительного материала, обзор литературы по темам с последующим собеседованием).

2. Выбор предметов для основательного изучения самими учащимися, свободное посещение остальных уроков (а не всех!), введение по ним зачетной системы за ознакомительный курс. Отмена дневников в старших классах (задания обширны, все записывают в тетрадях, в 16 лет писать замечания родителям бессмысленно), отмена оценок (нужны уроки, где что-то понял своим умом, а не трясся из за отметки, они мешают выражать свое мнение).

3. Сдваивание уроков, сокращение объема обязательных домашних заданий. За счет освободившегося времени – чтение дополнительной литературы по интересующим предметам, индивидуальная работа.

4. Пересмотр и упрощение программы (много предметов и сложных понятий в них, больше внимания необходимо уделять подготовке к семейной жизни, предметам эстетического цикла, изучать, хотя бы на факультативах, логику, психологию, философию, чтобы научиться размышлять над явлениями, а не просто знать наизусть огромное количество формул).

5. Подготовка и издание «нормальных» учебников, особенно по истории.

6. Предоставление учащимися права выбирать учителей (хорошие без внимания не останутся, а другие в школе не нужны).

7. Отмена переводных экзаменов, так как они нисколько не помогают учебе, отнимают много времени и нервов, ставят учащихся в зависимость от учителей, особенно от тех,с которыми не складываются отношения. [2, с.69-70]

 

Причинами противостояния между учителем и учеником, как выяснил Нижегородский отдел института социологии РАН в 1989г., с точки зрения учеников, являются: 1) оскорбления со стороны учителя, 2) нетактичное поведение, 3) необъективность при оценке знаний, 4) завышенные требования. Наиболее распространены следующие формы поведения старшеклассников в конфликтных ситуациях с учителем: 1) сотрудничество, 2) компромисс, 3) соперничество, 4) уклонение от контактов, 5) приспособление. Причем формы поведения в конфликтной ситуации у юношей и девушек существенно различаются. Девушки прежде всего стремятся к сотрудничеству, затем выбирают компромисс, сотрудничество, сведение контактов к минимуму, приспособление. Таким образом, в случае возникновения конфликтных ситуаций с учителем старшеклассники выбирают продуктивные формы поведения, хотя юноши более конфликтны, чем девушки. Опрос учащихся общеобразовательных школ Тулы показал, что конфликты с учителями чаще всего возникают из-за: 1) неинтересного ведения урока учителем(38%), 2) неподготовленного домашнего задания(36,6%), 3) пропусков уроков(36,3%). Крайнюю форму соперничества конфликт, связанный с учебной деятельностью, приобрел в последнее время: старшеклассники требуют убрать того или иного учителя. [1, с.95]

Что касается учителей, причины неудач они видят, прежде всего: в плохой материальной базе (62,9%), в сложном социальном составе микрорайона (42,9%), в отсутствие инициативы со стороны учителей (42,6%), в не внимании местных властей к проблемам школы (27,5%), в разобщении членов администрации (23,6%).[2, с.74]

Не стоит также забывать еще об одной проблеме, с которой приходится сталкиваться всем учителям старших классов, а именно подростковый возраст. Авторы учебников так же часто называют его «кризисным», «трудным», «переломным», «конфликтным», «болезненным». Именно в этом возрасте для подростка свойственна потеря интереса к учебной работе. Он склонен к романтике. У него пробуждается интерес к сексуальным занятиям и опыту. Он склонен переоценивать свои силы и способности. Тяга к взрослости и слепое подражание привычкам старших. Психологи отмечают, что в этот период жизни проявляется резкость, грубость, недисциплинированность даже у того, кто в начальной школе был вполне благополучным. Вместо прежнего лояльного отношения к требованиям учителя начальных классов у подростка появляется собственное мнение, преувеличенное представление о своем человеческом достоинстве. Все это так же не может не стать основой конфликта. [3, с.74]

Возникают конфликты в области этики. Особо остро переживаются подростками преследование со стороны учителей авторов записок, которые передаются на уроках мальчиками девочкам и наоборот. Каких только драм ни возникает по этому поводу! Так же вызывает у подростков озлобленность, придирчивость учителей к внешнему виду: прическам, подкрашенным векам, юбкам. [3, с.84].

Следует помнить, что взаимодействие с учениками учитель организует через решение педагогических ситуаций…В педагогических ситуациях перед учителем наиболее отчетливо встает задача управления деятельностью ученика. При ее решении учителю надо уметь вставать на точку зрения ученика, имитировать его рассуждения, понимать, как ученик воспринимает сложившуюся ситуацию, почему он поступил именно так. Педагогические ситуации бывают простыми и сложными. Первые разрешаются учителем без встречного сопротивления учеников через организацию их поведения в школе. В сложных ситуациях большое значение имеют эмоциональное состояние учителя и ученика, характер сложившихся отношение с соучастником ситуации, влияние присутствующих при этом учеников, а результат решения всегда имеет лишь определенную степень успешности по причине трудно прогнозируемого поведения ученика… [5, с.43-44]

Еще одной очень важной в современном мире причиной конфликтов является материальная дифференциация учителей и учеников. Рыночные реформы, проводимые в нашей стране, привели к существенному расслоению по уровню доходов. Дети из более обеспеченных семей стали относиться к учителям по-другому, с меньшим уважением. Вследствие этого упал авторитет, престиж преподавателей резко снизился в глазах учеников.

Следующее противостояние – это ученик – ученик. Нижегородским отделом института социологии РАН в 1989г. и 1991г. было выяснено, что конфликты среди учеников происходят довольно часто и, по мнению учителей «являются обычным делом для школы». Основные поводы конфликтов между учениками – грубость, хамство, жестокость, озлобленность. Детская жестокость – явление общеизвестное. Большую роль в предотвращении конфликтов играет дисциплина – умение обеспечить ребенку необходимую для его полноценного развития свободу в рамках разумного подчинения установленному порядку. [1, с.94-95]

Противостояние ученик – родитель обуславливается, прежде всего, тем, что идет борьба за самостоятельность между ребенком и родителем, борьба за право поступать по своему разумению, что родители расценивают как непослушание. Социологи Нижегородского государственного университета изучили причины конфликтов между родителями и детьми. Анкетированием было охвачено 850 учащихся 6 – 10х классов общеобразовательных школ города. Опрос показал, что конфликты между родителями и детьми обусловлены полом ребенка. У мальчиков, это прежде всего такие причины как: мало учу уроки дома(54,5%), иногда не слушаюсь родителей(46,1%), делаю по-своему, плохо учусь(40,4%), мало читаю(34,1%), много гуляю (33,5%), много смотрю ТВ(30,2%), много слушаю магнитофон(24,6%), мало помогаю по дому(23,4%), плохо веду себя в школе(24,3%). Причины девочек: иногда не слушаюсь родителей (50,3%), мало учу уроки дома(47,4%), из-за моей грубости(37,2%), из-за плохой учебы(33,7%), не убираю свои вещи(31,9%), ссорюсь с братом (сестрой)(28,6%), забываю выполнять просьбы(27,4%), много смотрю ТВ(25,4%), мало ем, ем не то что надо(23,7%), мало помогаю по дому(23,4%), меня не понимают(23,3%), из-за выбора будущей профессии(23,3%). [1, с.96]

Существуют противоречия и в учительской среде, такие как учитель – учитель, учитель – администратор, администратор – администратор. По мнению педагогов, они часто возникают из-за: нетактичного отношения друг к другу, неудобного расписания занятий, непродуманных нововведений в школе, перекладывание чужих обязанностей на учителя, неравномерное распределение педагогической нагрузки. [1, с.96]

В заключение можно сказать, что такое явление как конфликты в средней школе, нельзя рассматривать в отрыве от происходящих в обществе процессов. Надо помнить, что на ухудшение отношений внутри этого социального института влияют противоречия в звене «общество - школа». Можно констатировать, что конфликты в общеобразовательной – явление закономерное, в значительной мере вытекающее из ее неспособности реагировать на изменившиеся внешние(экономические, политические, социальные) условия. Конфликты в школе часто приобретают массовый характер. Выходом из данной ситуации может стать выработка новой стратегии образования. [1, с.97-98]

Стоит заметить что, не смотря на постоянное реформирование школ результатов особых нет. Учителя и ученики по-разному видят учебный процесс. Преподаватели согласны, что школа должна учить и воспитывать, давать практические навыки в образовании и общении. Но когда речь зашла о переходе школы на систему лицейского образования мнения разделились. На чаше весов «за» - наличие сильных кадров учителей, на другой «против» - перегруз школы, низкая материальная – техническая база, необходимость переобучение кадров. Часть учителей вообще считают, что опыт альтернативных школ неприемлем. [4, с.4-5]

Таким образом, получается, что ученики ждут одного от образовательного процесса, а учителя считают по-другому. Расхождения между содержанием учебного процесса и ожиданиями школьников являются глубинной основой конфликтов между учителями и учениками. Эта тема мало изучена, особенно в социологической литературе, а это необходимо, для того чтобы управлять конфликтом. Школа не должна забывать о гуманистических ценностях: доверии, свободе, уважении у личности. [1, с.97-98]

 

Объект, предмет, цель и задачи исследования.

Объект - учащиеся 9 и 11 классов

Предмет - конфликты между учителями и учениками

Цель – выявить причины и факторы конфликтов между учителями и учениками

Задачи

1. Установить частоту конфликтов

2. Выявить причины конфликтов

3. Установить наиболее важные факторы, влияющие на возникновение конфликтов

       3.1.Выяснить, влияют ли возраст и пол на возникновение конфликтов    

       3.2.Выяснить, влияет ли успеваемость класса  на возникновение конфликтов

       3.3.Определить, влияет ли материальное положение семьи школьников на возникновение конфликтов

       3.4. Выяснить, влияют ли уровень образование и социальное положение родителей школьников на возникновение конфликтов

4. Установить типичные способы разрешения конфликтов

                                                                                                           

 

 Теоретическое уточнение и эмпирическая интерпретация основных понятий.

Конфликт – ситуация, в которой каждая из сторон стремиться занять позицию несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны. Это особое взаимодействие индивидов, групп, объединений которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах.

Социальный конфликт - открытая борьба между индивидами или группами в обществе или между государствами. Конфликт носит социальный характер, когда в его основе лежит объективное расхождение или противоречие целей и интересов различных социальных субъектов. Таким образом, конфликт можно рассматривать как способ выражения и разрешения (или урегулирования) социальных противоречий.

Педагогический конфликт можно рассматривать как возникающую в ре­зультате профессионального и межличностного взаимодействия участников учебно-воспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектно-субъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его причин.

Ценность - термин, используемый в социологии для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных объектов и явлений, отсылающий к миру должного, целевого, смысловому основанию, Абсолюту.

Ценностные ориентации - элементы внутренней (диспозиционной) структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации. Ценностные ориентации отграничивают значимое (существенное для данного человека) от незначимого (несущественного) через принятие или не принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве рамки предельных смыслов и основополагающих целей жизни, а также определяющие приемлемые средства их реализации.

Мотив - одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности - наряду с потребностями, интересами, установками, эмоциями, инстинктами. Мотив может пониматься как предмет, который побуждает и направляет на себя деятельность и поступки, или как причина, лежащая в основе выбора действий и поступков и объясняющая их.

 

 

Эмпирическая интерпретация понятия «конфликты между учителями и учениками»

Показатели:

1. степень удовлетворенности отношениями с учителями

2. наличие у учителей «любимчиков» и «не любимчиков»

3. способы разрешения спорных ситуаций

4. причины конфликтов

5. степень остроты конфликтов

6. частота возникновения конфликтов

7. продолжительность конфликта

8. характер поведения сторон в конфликтной ситуации

9. снижение уровня посещаемости занятий после конфликта с учителями

10. ухудшение успеваемости после конфликта с учителями

11. Инициатор конфликтов

 Предварительный системный анализ объекта исследования

Функциональный анализ

Факторы

· специфические

1. пол школьников

2. возраст учителей

3. класс

4. уровень образования родителей

5. социальное положение родителей

6. профессиональный стаж учителей

7. материальное положение семьи школьника

8. пол учителя

9. уровень успеваемости учеников

10. возраст учеников

11. степень несовпадения ожиданий у учителей и учеников по поводу того, каким должно быть содержание учебного процесса

· общие

1.  политика государства в сфере образования

2. падение престижа и статуса профессии учителя в российском обществе

3. низкий уровень оплаты труда работников в бюджетной сфере в стране

 

Структурный анализ

Типология школьного конфликта.
Можно выделить 10 видов противостояний:

1. ученик - ученик

2. ученик - учитель

3. ученик - родитель

4. ученик - администратор

5. учитель - учитель

6. учитель - родители

7. учитель – администратор

8. родители – родители

9. родители – администраторы

10. администратор – администратор

[1, с.94]

Типология конфликтов между учениками и учителями

1. Конструктивный конфликт - возникает, когда оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Причинами являются обычно недостатки в организации деятельности и управления. Разрешение такого конфликта приводит к развитию отношений между людьми и развитию группы.

2. Деструктивный конфликт - возникает когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом либо когда один из оппонентов прибегает к нравственно осуждаемым методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта являются дисфункциональными и приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации.

[7]

  

Гипотезы

1. Школьники, находящиеся в подростковом возрасте, чаще конфликтуют в связи с особенностями этого возраста

2. Ученики с хорошей успеваемостью реже вступают в конфликт с учителями

3. В конфликт с учителями чаще вступают мальчики

4. Девочки в конфликтных ситуациях чаще всего стремятся к сотрудничеству или компромиссу

5. Чаще конфликтуют с учителями школьники, у родителей которых доход значительно выше доходов учителей

6. Учащиеся чаще конфликтуют с учителями женского пола и с молодыми учителями

7. Основными причинами конфликтов с учителями, с точки зрения учеников, являются оскорбление со стороны учителя, нетактичное поведение и необъективность при оценки знаний.

8.  Наиболее распространены такие способы разрешения конфликтов, как сотрудничество и компромисс.

 

1.2. Процедурный раздел

 

Проводится пилотажное исследование дифференцированного характера. Поэтому требование репрезентативности при формировании выборочной совокупности не соблюдается. Но в выборку войдут представители всех основных групп, которые должны участвовать в будущем исследование: учащиеся 10 и 11 класса школы №111.

Методом сбора информации является анкетный опрос. Анкета включает в себя следующие смысловые блоки вопросов:

1. Социально-демографический блок, необходимый для анализа зависимостей между переменными и установления факторов, влияющих на изучаемое явление

2. Ценностный блок, необходимый для анализа ценностей респондентов, которые влияют на изучаемое явление

3. Конфликтологический блок, необходимый для анализа  взаимодействий между учениками и учителями, которые возникают при их несовместных взглядах, позициях и интересах

 

 

Информация обрабатывается вручную. Для анализа результатов будут использованы следующие методы:

1- описание простых распределений

1.1.укрупненные группировки

1.2.вычисление величин средних тенденций (определение моды)

2- анализ зависимостей между такими факторами, как:

      2.1.возраст

      2.2.успеваемость

      2.3.пол учеников

      2.4.материальное положение их родителей

      2.5.пол учителей

      2.6. возраст учителей

и показателями конфликтности между учащимися и учителями.

 

2. Характеристика выборочной совокупности.

Пилотажное исследование проводилось в городе Перми среди школьников 10 и 11 класса средней образовательной школы №111 в период с 13 по 15 апреля 2010 года. Выборка имела целевой характер. Было опрошено 31 школьников. Из них 29,1%(9) - мальчиков и 70,9%(22) -девочек. Что касается возраста, то было опрошено 32,2% (10) 16-ти летних, 45,1%(14) 17-ти летних и 22,5%(7)  18-ти летних школьников. В выборку вошло 48,3%(15) школьников из 10 класса и 51,6%(16)  школьников из 11 класса. Неполное среднее образование имеют 3,2%(1)  отцов школьников. Общее среднее образование имеют 19,3% (6) матерей школьников, 22,5% (7) отцов. Среднее специальное образование имеют 45,1% (14) матерей школьников и 51,6% (16)  отцов. Высшее или незаконченное высшее имеют 22,5%(7)  отцов школьников и 35,4% (11) матерей.

Материальное положение родителей школьники определили следующим образом:

· Семья с высокими доходами – 3,2% (1)

· Семья со средними доходами – 93,5% (29)

· Семья с низкими доходами – 3,2%(1)

 

Школьники определили профессию своих родителей следующим образом:

Мать

- специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, библиотекарь, экономист, инженер и т.д.) – 41,9% (13)

- руководитель на предприятии, в организации, учреждении – 9,7% (3)

- военнослужащий или работник правоохранительных органов – 3,2% (1)

- предприниматель, коммерсант – 3,2% (1)

- рабочий (токарь, слесарь, шофер, продавец, повар и т.д.) - 19,3% (6)

-служащий-неспециалист (машинистка, секретарь и т.д.) – 3,2% (1)

- занимается индивидуальной трудовой деятельностью – 3,2% (1)

- безработный – 6,4% (2)

- домохозяйка – 9,6% (3)

-пенсионер – 3,2% (1)

Отец

- специалист, работа которого не связана с руководством людьми (врач, учитель, библиотекарь, экономист, инженер и т.д.) – 35,4% (11)

- руководитель на предприятии, в организации, учреждении – 22,5% (7)

- военнослужащий или работник правоохранительных органов – 6,4% (2)

- предприниматель, коммерсант – 6,4% (2)

- рабочий (токарь, слесарь, шофер, продавец, повар и т.д.) – 22,5% (7)

- занимается индивидуальной трудовой деятельностью – 3,2% (1)

- пенсионер – 3,2% (1)

 

 

Данная выборка не позволила решить одну задачу, а именно влияет ли материальное положение семьи школьников на возникновение конфликтов. Абсолютное большинство учащихся определили свою семью, как семью со средними доходами, что привело к отсутствию дифференциации и невозможности решить задачу. Во избежание этого возможно нужно было брать не одну школу, а несколько. Причем статус этих школ должен быть разным, например, одна из них должна являться лицеем или гимназией.

Так же в малом количестве были представлены школьники 18-ти лет, значительно больше было школьников подростков 16-17 лет. Это необходимо для решения задачи – выяснить, влияет ли возраст на возникновение конфликтов. Для выяснения, влияет ли успеваемость класса на возникновение конфликтов, недостаточно были представлены школьники с успеваемостью на «5». Точнее учеников с данной успеваемостью вообще не было. Для решения этой задачи нужно было взять классы с разной успеваемостью, то есть «сильный» класс и обычный.

 

 

3. Основные результаты пилотажного исследования

 

В ходе исследования была поставлена задача установить частоту конфликтов между учениками и учителями. Данная задача решалась по итоговым данным. С учителями часто конфликтует 6,4% (2) школьников, редко конфликтуют 38,7% (12) школьников и конфликтов с учителями не бывает у 48,3% (15) человек. С завучем и директором часто конфликтуют 3,2% (1) школьников, редко конфликтуют 9,6% (3) и конфликтов не бывает с завучем и директором у 80,6% (25) человек. Школьники отметили, что конфликты с учителями происходят чаще в два раза, чем с завучем и директором. Более третьи учеников считают, что конфликты с учителями происходят редко. В то же время конфликты с завучем и директором редко происходят у 9,6% школьников, что значительно меньше, чем в случае с учителями. Почти у половины учащихся конфликтов с учителями вообще не бывает и у 80,6% школьников конфликтов не бывает с завучем и директором. Можно сделать вывод, что с учителями школьники конфликтуют чаще, чем с завучем и директором, но в целом в обоих случаях конфликты редки.

Представление об общем уровне конфликтности школьников можно получить, рассмотрев конфликты с одноклассниками, учителями и обслуживающим персоналом. Что касается конфликтов с одноклассниками, то здесь самый распространенный ответ, это конфликты происходят редко - так ответило 67,7% (21) школьников. Часто конфликты с одноклассниками возникают у 3,2% (1) человек и у четвертой части школьников конфликтов с одноклассниками вообще не бывает. Более высокий уровень конфликтности у учеников наблюдается с родителями. Здесь более половины школьников отметили, что конфликты с родителями бывают, но редко. Часто конфликтуют с родителями 25,8% (8) человек и конфликтов не бывает у 16,1% (5) школьников. С обслуживающим персоналом вообще не конфликтуют 64,5% (20) школьников. Редко конфликты с персоналом случаются у четверти учащихся и часто с работниками школы конфликтуют 6,4% (2) человека. Из всего этого следует, что уровень конфликтности школьников низок. Более высокий уровень конфликтности наблюдается только с родителями.

 

 

Вторая задача исследования, это выяснить причины конфликтов. Данная задача так же решается по итоговым данным.

В рамках этой задачи была выдвинута гипотеза: основными причинами конфликтов с учителями, с точки зрения учеников, являются оскорбление со стороны учителя, нетактичное поведение и необъективность при оценке знаний. В ходе исследования было выяснено, что на первое место ученики ставят такую причину конфликтов, как грубость учеников, так ответило 54,8% (17) человек, что говорит о высокой объективности учащихся. Второе место занимают такие причины конфликтов, как несоблюдение учениками установленных норм и правил в школе и невыполнение домашних заданий, этот вариант ответа отметили 41,9% (13) школьников. На третье место ученики поставили такую причину, как необъективность при оценке знаний, так ответило 35,4% (11) человек. Лишь на четвертом месте оскорбление и нетактичное поведении со стороны учителей, так считают 25,8% (8) школьников. На пятом и шестом месте расположились такие варианты ответов, как завышенные требования и всегда бывает по-разному, так ответило 6,4% (2) школьников. Гипотеза не подтвердилась.

 

Третья задача- это установление наиболее важных факторов, влияющих на возникновение конфликтов. Здесь было выдвинуто несколько гипотез. В первой гипотезе речь идет о том, что школьники, находящиеся в подростковом возрасте, чаще конфликтуют с учителями в связи с особенностями этого возраста.

В таблице №1 рассматривается, как часто возникают конфликты с учителями у подростков 16-17 лет и у 18-ти летних школьников.


Таблица №1

Частота возникновения конфликтов с учителями в зависимости от возраста учеников.

(в абсолютных числах и в % от числа опрошенных в каждой группе)

 

возраст

16-17 лет (24/100%) 18 лет (7/100%)
Часто 2/ 8,3 0
Редко 6/ 25 5/ 71,4
Не бывает 15/ 62,5 2/ 28,5

 

Из таблицы следует, что 8,3%  подростков 16-17 лет часто конфликтуют с учителями, причем таких, кто часто конфликтует с учителями, среди 18-ти летних вообще нет. Редко конфликтуют с учителями 71,4%  школьники 18-ти лет. У учеников 16-17 лет конфликты возникают редко лишь в четверти случаев. Конфликтов не бывает совсем у большей части 16-17 летних учащихся, так ответило 62,5%  человек. Напротив, у 18-ти летних такой вариант ответа, как конфликтов не бывает, стоит лишь на втором месте, и так считают лишь 28,5%. Из этого следует, что более конфликтны учащиеся 18-ти лет, гипотеза не подтвердилась.

В таблице №2 рассмотрена частота конфликтов подростков 16-17 лет и 18-ти летних школьников с завучем и директором.

 


Таблица №2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: