Молодежь как объект социализации

ВВЕДЕНИЕ

Перспективы развития нашей страны, проблемы и пути разрешения ближайших задач (выход страны из кризисной ситуации) и формирование долгосрочных программ жизнеобеспечения нашего общества не могут - теперь это уже очевидно - обойтись без пересмотра всей концепции работы с молодежью, ее места и социальной роли в судьбе всего общества в целом. Во-первых, именно молодежь является всегда одним из важнейших внутренних ресурсов при решении обществом любых проблем. (В нашей прошлой истории - покорение целины, строительство БАМа и пр.). Во-вторых, она составляет одну из наиболее перспективных социальных групп, актуализированных в каждом данном обществе в любой исторический момент. А вместе с тем, это одна из наиболее дискриминируемых социальных групп, нерешенность жизненных проблем которой сегодня с неизбежностью обернется катастрофическими последствиями для всего общества завтра.

В Российской Федерации в целом и в г.Екатеринбурге, в частности, идет процесс становления государственной молодежной политики. Молодежь теперь признается реальной социальной группой с собственными экономическими, социально-политическими, духовными и другими интересами. И молодежь, естественно, стремится занять свое место во всех сферах жизнедеятельности общества.

Указ Президента Российской Федерации N 1075 от 16 сентября 1992 года "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" гласит:

"1. Признать осуществление государственной молодежной политики в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства, имея в виду:

- обеспечение соблюдения прав молодых граждан,

установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействия их предпринимательской деятельности;

- создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг;

- осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений;

- содействие международным молодежным обменам." Этот процесс становления с необходимостью имеет определенную специфику, вызванную культурно-историческими традициями и социально-экономической ситуацией в различных регионах. Поэтому очень важно фиксировать моменты реального движения молодежи к созданию своего места и роли в жизни общества в целом и каждого региона в отдельности, помогать ей четко формулировать собственные стратегические и тактические цели.

Естественно, процесс становления молодежной политики в основных своих моментах либо будет повторять некоторые общие закономерности становления и развития массовых общественных и политических организаций, либо примет характер неуправляемого процесса, чреватого непредсказуемостью происходящих событий, переходом от одной крайности к другой: от проявления в одни моменты повышенной политической активности до полной апатии и недоверия к любым политическим и государственным структурам - в другие. Сегодня, когда этот процесс еще только набирает силу, есть уникальная историческая возможность "взять" будущее общества в свои руки. Ибо невооруженным глазом видно, что идет - где открытая, где замаскированная - борьба за умы и души молодого поколения, и от того, в чьих руках они окажутся, будет во многом зависеть судьба нашей страны.

Перед теоретиками и практиками молодежного движения страны стоят далеко не праздные вопросы, что именно можно передать молодежи из своего недавнего прошлого опыта работы с ней, а кроме того, что она, в свою очередь, из предлагаемого примет. Ясно, что опыта осуществления государственной молодежной политики у нас в стране просто нет. Имевшийся опыт работы и функционирования ВЛКСМ сегодня практически бесполезен, а практика разного рода неформальных объединений специально не анализировалась и не обобщалась. Следовательно, и возможные методы работы с современной молодежью могут нарабатываться только в процессе реальной практической деятельности по осуществлению молодежной политики в разных регионах страны. (Опыт реализации государственной молодежной политики в так называемых развитых странах может служить лишь определенным ориентиром, но не более).

Сегодня люди, занимающиеся осуществлением молодежной политики на всех ее уровнях, должны четко представлять себе, чего же они хотят от нашей молодежи. Необходимо знать, какие ценности она сегодня реально принимает, а какие уходят в прошлое, и возможно навсегда.

Одним из принципов, заложенным стать системообразующим при осуществлении государственной молодежной политики, является принцип организованной поддержки молодежи. Это означает, что она сама может и должна решать свои собственные проблемы, преодолевая существующие и широко распространенное сегодня иждивенчество, а государство должно брать на себя функции обеспечения ее поддержки. Этот принцип может быть преломлен сегодня, например, при решении проблемы занятости молодежи следующим образом: молодые люди создают собственные предприятия в различных отраслях экономики (как показывает практика, желающих не так уж и много) и формируют "свои команды", как правило из своих ровесников, тем самым они практически решают государственную проблему занятости, а государство поддерживает их путем предоставления режима наибольшего благоприятствования.

Однако, всякая целенаправленная деятельность - будь то организация поддержки молодежи в ее самостоятельной социализации, а тем более попытка управления процессом развития молодежной политики, - требует с необходимостью такого неотъемлемого компонента, как информированность. Здесь предполагается наличие знаний и об объекте управления и развития (объективные и субъективные характеристики социальной группы "молодежь"), и конкретизация социально-исторических характеристик общества, чей облик и динамика в конечном итоге всегда формирует свою специфику молодежной среды, и проверка гипотез и прогнозов о возможных, маловероятных и состоятельных моделях поведения молодежи, локализованной в Свердловском городском регионе, а следовательно, апробация прогностических моделей управления ею. Коротко говоря, ни о каком осознанном - тем более управленческом - действии здесь нельзя говорить, не введя в практику молодежной политики всестороннее и целостное информирование о положении молодежи (в нашем случае - конкретно молодежи г. Екатеринбурга), во всей его многоаспектности.

Собственный опыт реализации государственной молодежной политики в г. Екатеринбурге, в частности, одобренная Малым Советом "Концепция молодежной политики и первоочередные мероприятия в г. Екатеринбурге" в которой как раз и был заложен именно как деятельностный принцип - принцип целостности, свидетельствует о том, что только целостный подход к такому сложному социальному процессу, как молодежная политика, может иметь успех и дать не только краткосрочный, но и долговременный эффект. Признание приоритетности молодежной политики в рамках государственной политики означает, что государство и общество взяли на себя ответственность не только за настоящее, но и будущее, которое в каждый конкретный момент потенциально заложено в молодом поколении страны, области, города.

В наше сложное время обеспечить соблюдение прав молодых граждан во всех сферах жизнедеятельности общества, не просто.

Реализация упомянутого выше Указа Президента Российской Федерации "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики" требует осуществления целостной политики. Но для этого надо иметь не только общие представления о процессах, идущих в молодежной среде, но и знать их причины, представлять тенденции их развития и работать на упреждение.

Необходимо, анализируя сегодняшнюю реальность, осуществить стратификацию общества и молодежи и, соответственно, выработать критерии процессов, происходящих в этих стратах и в обществе в целом. Каждая группа молодежи должна быть типологизирована. Это значит, что необходимо постоянно фиксировать провозглашаемые и реально проводимые нормы, ценности и идеалы этих групп и, соотнося их с общечеловеческими, попытаться моделировать взаимодействия этих групп в недалеком будущем и в отдаленной перспективе. Это будет означать начало процесса управления молодежью и обществом. Каждый ежегодный доклад - это вешка, ориентир для работы со следующим поколением и соответствующей программой деятельности.

Получить ответ на вопрос, что нас ждет завтра, можно лишь точно зная, как себе это завтра представляет молодое поколение и с какими идеалами, ценностями, опытом и навыками оно будет строить свое, а значит и наше будущее.

Весь цивилизованный мир давно понял, что процесс включения молодежи в жизнестроительство должен быть управляемым. Именно здесь должна быть выстроена целая система организованной поддержки молодежной активности, таким образом, чтобы активность эта носила созидательный характер. К этому и призвана молодежная политика, являющаяся на сегодня одним из приоритетных направлений в социальной сфере мирового сообщества.

Три года назад мы объективно оказались в ситуации полной беспомощности по отношению к молодежным процессам. Провозгласив демократические идеалы строительства общества, мы разрушили все имеющиеся институты молодежной политики старого государства (основной ВЛКСМ) ничего не построив взамен. В момент растерянности и понимания, что в новой плюралистической реальности управлять молодежными процессами гораздо сложнее, чем в тоталитарной системе появилась расхожая фраза "С молодежью что-то надо делать". А это логически значит, что кто-то этим должен заниматься специально. И явно также, что ни одно из существующих ведомств в отдельности этого сделать было не в состоянии.

Надо отдать должное прозорливости и мудрости властей области и города, которые три года назад на правах местной инициативы одними из первых в стране открыли городской и областной Комитеты по делам молодежи.

На сегодня такие Комитеты существуют по всей стране и во всех районах и городах области, вышел Указ Президента, обсуждаются в Верховном Совете "Основные направления молодежной политики".

Молодежная политика приобретает статус государственной программы, нарабатывает свою оргструктуру. И тем ценнее, на наш взгляд, анализ уже имеющегося опыта, который представлен в этой монографии.

Анализируя опыт, придется делать определенные фиксации и оценки. И чтобы можно было их обсуждать по принципу, а не по стилистике изложения необходимо предъявить исходные понятия: "Что есть для нашей страны - молодежная политика". "Какие системообразующие принципы в ней заложены".

Со всей ответственностью можно сказать, что молодежная политика - есть экзотическое новшество для нашего общества, с такими характеристиками:

- Впервые ставится государственная задача не руководства сетью учреждений и отрядом государственных чиновников, а управления огромной социальной группой - молодежью. Задачи даже визуально разные, т.к. все многообразие жизни ни одного молодого человека невозможно втиснуть в рамки отдельного учреждения или социального института;

- Вдобавок группы специфически активной имеющей собственные цели и интересы, которые отнюдь не совпадают с предложенными "вакансиями" существующего общества. Поэтому сама работа должна строиться с интересами, мотивациями, ценностями молодежи. Это уже качественное отличие.

- Работа связана с такими понятиями, как проектирование будущего, налаживание механизма преемственности поколений, жизнестроительство, что само по себе есть научная и практическая проблема.

Сколько бы мы ни провозглашали необходимость и важность молодежной политики, если мы не выстроим грамотного подхода к внедрению данного новшества (инновации), то оно никогда не станет реальностью, а останется в лучшем случае политической декларацией или набором отдельных культмассовых мероприятий.

Управление такой широкомасштабной социальной инновацией, как молодежная политика, могут обеспечить следующие факторы:

- Необходимо разработать целый комплекс методов, методик и техник по "включению" молодежи в активное жизнестроительство. Для этого требуется не только особая техническая изобретательность, но и долгосрочная программа действий управляющего органа, которая бы стала привлекательной и приемлемой для молодежи в целом, а также для ее различных групп. Такой программой может быть только поэтапная программа жизнедеятельности поколения во всех сферах. Осложняется ситуация тем, что ни в городе, ни в стране аналогов таких программ нет. Необходима разработка своего NOW-HOW;

- Привлечение всех возможных ресурсов финансовых, научных, организационных как существующих государственных и иных органов, так и вновь появляющихся. Необходимо понимать ограниченность наших возможностей, особенно на уровне города т.к. задают тон более общие процессы и зачастую противоположный желаемому;

- Механизм социальной адаптации всех начинаний, проектов и зарождающихся институтов молодежной политики. Для этого необходима просто ювелирная работа, т.к. это связано с распределением сфер ответственности. Это начинается с определения сферы деятельности создающихся новых ведомств по отделам молодежи и их адаптации в органах гос. управления и заканчивается создаваемыми ими структурами. Особенно это сложно делать при отсутствии нормативной и законодательной базы на уровне республики, когда любой шаг носит экспериментальный характер.

Учитывая факторы и характеристики выделяется системообразующие принципы:

- Решение проблем молодежи должно осуществляться самой молодежью при правильно организованной системе ее поддержки;

- Государство не может и не должно брать на себя всю тяжесть финансирования молодежной политики, которая должна иметь общественно-государственный механизм реализации, т.е.государство должно обеспечить частичную, либо полную начальную поддержку программ.

       Следовательно, реализация молодежной политики возможна в двух направлениях:

- стратегическое - создание условий для реализации наличного и потенциального интеллектуального ресурса молодежи в лице одаренных, талантливых, просто энергичных и предприимчивых людей. А также закладывание предпосылок для появления такого ресурса. (Например, переориентация системы подготовки организаторов досуга с развлекательного уклона на способность обучать молодежь навыкам организации собственного досугового пространства и времени);

- тактическое (компенсаторное), как создание условий, для удовлетворения минимальных физиологических потребностей молодежи, ниже которых борьба за выживание становится нормой обыденного сознания и поведения. Требуются формы прямой социальной защиты групп молодежи с фиксированным доходом (студенты), минимальными стартовыми возможностями (сироты, многодетные и неполные семьи), физически ущербных (Инвалиды).

Данная работа обобщает результаты нескольких исследований (социологических, социально-психологических, статистических и пр.), проведенных в последние два года 1991-92 гг. Опираясь на концепцию государственной молодежной политики, принятой Малым Советом г. Екатеринбурга, и развивая свои исходные концептуальные положения, монография имеет своей главной целью дать целостное (максимально возможное при соответствующей исследовательской информации) представление о положении молодежи в г. Екатеринбурге.

МОЛОДЕЖЬ КАК ОБЪЕКТ СОЦИАЛИЗАЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: