Хлеб на разных этапах свадебной церемонии

       Хлеб используется на всех этапах свадебного обряда: на сватовстве, при благословении, до и после венчания в церкви, во время свадебного застолья, одаривания молодых. Так, почти за неделю до предполагаемой свадьбы родственники жениха приносят невесте витушку – изделие из тесты особой формы (калач, булка или крендель, свитые из нескольких полос с украшениями) – в знак обещания будущей сытой и богатой жизни. Испекли витушку – пошли проведать молодую. Витушку свекровь принесла. Хлеб с солью является непременным атрибутом ритуала благословения молодых на брак и встречи их на пороге дома после венчания. Они олицетворяют гостеприимство, доброжелательность, готовность принять молодую жену в новую семью.(приложение 12)

       Центральное место на свадебном столе занимает каравай – большой круглый хлеб, щедро украшенный цветами, ленточками, фигурками из теста. Каравай невеста с женихом несу. Заводит за стол молодых крёстная, на столе три каравая хлеба.

       Свадебный хлеб обладает особой знаковой ценностью, обозначая жениха и невесту и являясь предметным символом бракосочетания. Он играет важную знаковую роль изобилия, плодородия, жизненных благ, прочности брачных уз, а также невинности невесты. Возникновение каравая уходит своими корнями в глубокое язычество: обряд принесения в жертву животных, в том числе, коров требовал их убийства; если же расстаться с кормилицей невозможно, то из теста изготавливалась фигурка коровы и именно она приносилась в жертву. В наши дни каравай тоже иногда украшается выпеченными рожками или фигурками коровы и его так же «приносят в жертву» - разламывают и съедают. Коровье-бычья символика современного каравая воплощает в себе мужское и женское начала.

       Каравай – как правило, хлеб из муки высшего сорта, сдобный, без начинки, круглой формы. Сам процесс его приготовления требует соблюдения некоторых важных условий, имеющих магический смысл. Так, например, в Воронежской области, по-видимому, для того, чтобы молодые жили дружно, его выпекают семейная пара, муж с женой. Превращение сырого теста в печёный хлеб символизирует переход физический (от девушки к женщине) и социальный (от невесты к дочери к жене и невестке).

       Старинный каравайный ритуал является самым характерным для сельской свадьбы. Для этого надрезанный на куски каравай дружки кладут на платок и накрывают другим; затем один из них, помещая его на голову, три раза идет вокруг столов, читая при этом троекратно молитву, а после подпрыгивает, одновременно разламывая края каравая по надрезам; каждый из гостей взамен подарка получает кусок этого каравая. На каравай нам наклали кто кусок мыла, кто чулки простые, кто платок носовой, кто платок головной. Такое ритуальное действие с караваем, как делёж и последующая раздача, символизирует расставание молодых с прежней, вольной жизнью и обретение ими нового социального статуса. Принятие кусочка каравая гостями в обмен на дары означает, что они признают и одобряют данные изменения.

       Постепенно караваем стали называть не только выпечное изделие, но и самые различные действа и атрибуты, что, по всей видимости было вызвано тем, что этот ритуальный хлеб является не только самым главным, но и непременным, обязательным угощением на свадьбе. Так, каравай – это и первый тост с подарком на свадьбе и подарок новобрачным, и игра на свадьбе – одевание смешных костюмов, дразнилки, чудачества. [17]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: