Глава 1. Особенности пищи в похоронно – поминальных обрядах

Содержание

 

                                                                                                                                     стр

Введение………………………………………………………………………………. 3-4

Глава 1.Особенности пищи в похоронно-поминальной обрядности…………….. 5-7

     1.1Похоронная пища…………………………………………………………… 5

     1.2 Поминальная пища после погребения усопшего (9–й день, сороковой

          день)……………………………………………………………………………5-6                                                   

     1.3 Поминальная пища во время религиозных праздников…………………..6-7

Глава 2. Особенности пищи в свадебной обрядности……………………………….8-10

      2.1 Особенности свадебного стола в сёлах Губкинского и Волоконовского

районов………………………………………………………………………8  

      2.2 Хлеб на разных этапах свадебной церемонии …………………………...8-9                  

      2.3. Свадебные блюда и их значение в брачном ритуале…………………...9-10

Глава 3. Рецепты поминального и свадебного стола сел  Губкинского и

          Волоконовского районов…………………………………………………...11-14

          3.1. Курник……………………………………………………………………. 11

          3.2. Свадебный суп…………………………………………………………..11-12

          3.3. Холодец …………………………………………………………………..12-13

          3.4.Жаренный поросёнок……………………………………………………13-14

Заключение……………………………………………………………………………….15

Приложения:

Приложение №1 Копия фотографии «Щи»…………………………………………..16

Приложение №2 Копия фотографии «Окрошка»……………………………………..16

Приложение №3 Копия фотографии «Лапша»………………………………………...17

Приложение №4 Копия фотографии «Блины»………………………………………...17

Приложение №5 Копия фотографии «Пирожки жареные»…………………………...18

Приложение №6 Копия фотографии «Пирожки печёные».…………………………..18

Приложение №7 Копия фотографии «Кутья»………………………………………….19

Приложение №8 Копия фотографии «Вино»…………………………………………..19

Приложение №9.1 Копия фотографии «Квас»………………………………………….20

                  №9.2 Плакат «Пейте фруктовый квас» ………………..………………….20

Приложение №10 Копия фотографии «Кисель»……………………………………….21

Приложение №11 Копия фотографии «Курник»……………………………………….21

Приложение №12 Копия фотографии «Свадебный каравай»………………………….22

Приложение №13 Копия фотографии «Холодец»……………………………………….23

Приложение №14 Копия фотографии «Борщ»………………………………………….24

Приложение №15 Копия фотографии «Картофель»……………………………………25

Приложение № 16 Копия фотографии «Каша»………………………………………….25

Приложение № 17.1 Копия фотографии «Отец Кирилл (Волошенко), настоятель

церкви Сретения Владимирской иконы Божией Матери с. Ольшанка Губкинского

районав 1968 – 1986 гг. с прихожанами на поминальной трапезе»…………………..26

            №17.2 Копия фотографии «Похороны на сельском кладбище 1970-е гг.»...26

Приложение №18 Ксерокопии иллюстраций «Свадебный пир»………………………27

Приложение №20 Ксерокопия фотографии «Молочные поросенок на свадебном

столе»………………………………………………………………………………………..28

Приложение №21 Воспоминания Чуевой Татьяны Сергеевны, жительницы села Сергиевка Губкинского района………………………………………..………………….29

Приложение №21 Воспоминания Елисеевой Галины Васильевны   жительницы с. Коновалово Волоконовского район……………………………………………….………30 

Приложение №22 Воспоминания Мухартова Ивана Васильевича, жителя села Коновалово Волоконовского района……………………………………………………31 

Использованная литература……………………………………………………………….32

 

Введение

       В 2007 году лето я провел в гостях у своих родственников в Волоконовском районе и в селах Архангельское и Никаноровка Губкинского района. Этот год в этих селах был богат на свадьбы. К сожалению, в этот год ушли из жизни многие дорогие мне люди. Бывая на этих мероприятиях, я обратил внимание на столы, которые накрывают в честь этих событий. Меня поразило, что набор блюд во многом похож. О своих наблюдениях я рассказала своему учителю истории Рожновой Елене Николаевне. Она предложила организовать в эти сёла экспедиции, с целью изучения особенностей пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности.

       В 2009, 2010 году члены школьного научного общества «Исследователь» побывали в двух экспедициях в селах Погромец, Коновалово, Покровка, Пятницкое Волоконовского района и сёлах Никаноровка и Сергиевка Губкинского района. Главная задача этих экспедиций сбор материалов об особенностях пищи в похоронно-поминальной и свадебной обрядности этих сел.

     Пища - непременный атрибут различных ритуальных циклов: семейного (свадебный, родильно–крестильный, именинный, похоронно – поминальный), хозяйственного (трудовой, скотоводческий), календарного (праздничный). Будучи по характеру обрядовой, она обладает ярко выраженной сакрально-магической направленностью, является аллегорически насыщенной. По этому поводу Л.Н. Толстой писал: «Воспроизведение этих ритуальных ритуалов, их структуры, отдельных элементов этой структуры или отдельных реалий, персонажей, вербальных компонентов используется для актуализации стоящей за ними, закреплённой за ними ими мифологической сениматики, необходимой при совершении каких-то магических, охранительных, лечебных действий»[1]. Символика обрядовых кушаний имеет глубокие языческие и христианские корни.

       В Белгородской области в настоящее время сохраняются многие старинные обряды, семейного цикла, важным компонентом которых являются разнообразные продукты питания и блюда.

       Актуальность вышесказанного определило тему исследования «Характеристика крестьянской обрядовой пищи сёл Губкинского и Волоконовского районов Белгородской области».

       Новизна нашего исследования состоит в том, что нами предпринята попытка изучить особенности поминальной и свадебной пищи Белгородской области, на примере 5 сёл Губкинского и Волоконовского районов, сделать сравнение и увидеть различия.

  На эту тему нам не встретилось ни одного исследования. Авторы данной работы 4 года занимались исследовательской работой в школьном этнографическом музее «Русская горница», в экспедициях, в музеях Белгородской и Воронежской областей.

    В связи с вышесказанным мы в данной работе опирались на научно- исследовательскую, на поисково-краеведческую работу нашего научного общества и его деятельность по духовно – нравственному воспитанию учеников нашей школы. Коллектив нашей школы – учителя и старшеклассники создали авторскую программу «Лествица». Это программа воспитательной системы нашей школы с этнокультурным компонентом, реализуется деятельностью музея «Русская горница» и НОУ «Исследователь».

       Проблема исследования: как в результате исторического развития складывались особенности обрядовой пищи в селах Губкинского и Волоконовского района Белгородской области.

       Решение данной проблемы определило цель исследования: какое влияние оказывает  пища на похоронно – поминальный и свадебный обряды..

       Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать особенности  похоронно – поминального и свадебного обряда в в селах Губкинского и Волоконовского района;

- собрать воспоминания сторожил этих о поминальным и свадебным обрядах в этих селах;

- познакомиться с рецептурой приготовления блюд;

- подробно изучить основные ритуальные циклы поминального и свадебного обрядов;

- изучить рецепты самых интересных блюд и познакомить с ними своих одноклассников на уроках технологии и православной культуры.

 

       Объект исследования: похоронно – поминальной и свадебный обряд в в селах Губкинского и Волоконовского района

       Предмет исследования: пища похоронно – поминального и свадебного обрядов в в селах Губкинского и Волоконовского района

       Хронологические рам ки исследования 30-е годы XX века – по настоящее время.

       Методы исследования:  встречи и беседы с жителями этих сёл, воспроизводившими по памяти отдельные моменты обрядов, сбор воспоминаний, ретроспективный метод, анализ и наблюдение, историко-географический, экспедиционный.

       Практическая значимость исследовательской работы: материалы исследовательской работы, используются учителями школы для проведения классных часов в воспитательной работе, с работой были познакомлены все члены НОУ обучающихся «Исследователь», по материалам данной работы телерадиокомпания «Губкин ТВ» сняла в цикле «Деревенька моя» передачу об особенностях свадебного обряда с селах Губкинского района.

       Материалы исследовательской работы используются на уроках географии, истории, литературы, трудового обучения, иностранного языка на заседаниях методических объединений учителей и др.

       Такая работа  позволяет формировать у наших учащихся возможно полное представление о  национальном характере  славян, русских;

- о традициях русской семьи, и продолжение этих традиций в наших семьях;

-начать деятельность по изучению культурного наследия своей малой Родины;

-принять участие в сохранении лучших традиций своего района их преумножении.

        Авторы данной работы печатают  статьи в местных газетах.

       Структура исследовательской   работыопределилась логикой исследования и поставленной целью. Работа включает в себя введение, три  главы, заключение, список источников и приложения.  

       Данная работа имеет большое значение для авторов работы, т.к они уже четыре  года является членами НОУ «Эрудит»и авторами  многих исследований по результатам которых в музее открыты экспозиции, восстановлены многие давно утерянные ценные экспонаты.

       Автор в своей работе использовал материалы музея «Русская горница», материалы работы школы по авторской программе учителей и учащихся школы «Лествица», материалы экспедиций по сёлам Губкинского ти Волоконовского районов, материал методического пособия созданного учителями школы под руководством руководителя музея «Русская горница» Посоховой Т.М, использовалась литература краеведческого характера белгородских авторов, методические пособия Белгородского музей традиционной культуры, также авторы опирались на воспоминания старожилов своего поселка Рожнова Н.В. – уроженца с. Сергеевка Губкинского района, Русанова Н.Г.  – уроженца с. Гущино Губкинского района, воспоминания Воронкова Н.П.жителя Воронежской области.

 

Глава 1. Особенности пищи в похоронно – поминальных обрядах

Похоронная пища

       В современных похоронно-поминальных обрядах находит своё отражение древней культ мёртвых (предков) и сил земли. Их предшественниками были языческие погребальные пиршества, на которых все присутствующие предавались безудержному веселью, полагая, что таким образом они смогут помочь умершему возродиться в новой форме. Со временем исторически сложившееся поминовение духов умерших, направленное на то, чтобы их умилостивить, обеспечить пищей, отдать им должное, дабы похоронить смерть, дабы они не вмешивались в дела живых, а также уберечь последних и похоронить смерть, соединилось с христианской православной идеей о вечной загробной жизни и последующем воскресении из мёртвых. По народным представлениям, для спасения души умершего необходимы не только различные заупокойные службы, но и поминальные трапезы – как ближайшая возможность проявить любовь, уважение и поклонение памяти усопшего, а также «чтобы накормленные люди сохраняли в памяти доброе воспоминание об умершем».

       Поминальный стол всегда разнообразен: из первых блюд могут подаваться щи, лапша, окрошка:(приложение 1,2,3) из выпечки – блины, пирожки, пироги:(приложение 4,5,6) из напитков – вино, квас, кисель, сыта: обязательными кушаньями являются кутья и оладьи (булочки) с мёдом. «На поминках было много харчей. Первым предлагают кутью: рассыпной рис, несладкий, сверху вишенки, после мёд с белым хлебом, пироги, лапшу, щи, блины… последним подают тилялюй, крутой кисель, который режется ножом на квадратики»[2]. (приложение 22)

«Сперва рис едят с изюмом, кутью, блины с мёдом, щи, квас»[3]. «На поминках много кваса поминального (разведённые водой квашенная капуста, варённый картофель, пережаренная селёдка или килька). Праховая каша- стакан крупы на литр воды, когда умрут покойники, говорят, что праховую кашу надо варить»[4]. «Поминали так: пампышку (булочку) в мёд три раза макали. Катышки (оладьи, замешенные на воде) с мёдом падают на поминках. Чинёнки – пирожки пекли на поминки».[5]

       Главным угощением на поминальной трапезе является кутья (кутня, кутя, канун). «На поминках кутью варят».[6] «Кутья – это когда кто-то помрёт, хоть с изюмом, хоть без изюма, кто какую сообразит».[7] «Кутью только на поминках ели».[8]

«Поминали: кутья была».[9]  Как правило, поминки начинаются и заканчиваются кутьёй, освящённой в церкви или окропленной святой водой: поминки кануном начинаются. «А кутью потом после всего падают. Чужым каноном родичей не поминают».[10](Приложение 7)

       Сладкая зерновая каша – одно из древнейших языческих обрядовых блюд, символ плодородия, победы над смертью, торжества жизни. Составные компоненты кутьи несут определённую символическую нагрузку: подобно зерну, которое, истлевая в земле, воскресает в новом произрастании, погребённое тело умершего тоже истлеет, ног затем воскреснет в будущей жизни. Кроме того, значение вечной жизни имеет и мёд, знаменующий сладость будущей блаженной жизни, а также изюм – древнейший символ плодородия.

        Рецептура и способ приготовления кутьи по сёлам разнообразные, однако в силу её важной ритуальной функции, сохраняется главное – зерновая основа (рис, пшеница, рожь) как символ постоянного обновления жизни плюс какой-то сладкий компонент (мёд, изюм, сахар, варенье). «Кутью готовят поминать: рис с сахаром. Рис отварили, откинули, варенье крестиком положили - вот и кутья». «Варили кутью из пареной пшеницы с сахаром». «Кутья пшеницу распариваем, потом её на тарелки кладём, сахарком поливает и едим». «Вот сварят рожь – вот и кутья».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: