Поминальная пища после погребения усопшего (9 – й день, сороковой день)

       Древнейшее отождествление материального и духовного, распространение качеств и свойств первого на второе и наоборот проявляется в представлении о душе как о неком существе, которое может летать, есть, пить и т.д. Крестьяне думают также, что душа, по разлучении с телом, нуждается в пище, и поэтому печь пироги и блины для поминовения усопших родственников значит, по их мнению, заботиться о насыщении их душ. Для души усопшего, как правило, ставят четыре съедобных предмета: воду (компот, вино, водка); мёд, зерно (ржаной хлеб, булку, кусочек хлеба); соль. Стакан с водой или водкой, накрытый ломтем хлеба, иногда стоит до 9-го или 40-го дня, а затем всё это отдают птицам. Посередине стола ставят тарелку для покойника, стакан с вином и ложку, чтобы он тоже ел вместе со всеми. Ставят стакан с водой и с мёдом. И всё это стоит до 40 дней. Душа его летает, пусть водичку пьёт и медок ест. На стол ставят зерно в стакане, туда свечку, рядом должен лежать ржаной хлеб. Ставят соль и стакан воды. И эту воду выливают на сорок дней и выливают не под ноги, а на крышу. Используя те же продукты, «провожают душу» на сороковой день после смерти. На сороковой день провожают душу. Читают Псалтырь, наливают в чашку компот, мёд, булку ставят на стол и выносят в ворота. На верею ставят стакан с водой и кусочек хлеба[11].

       Ритуальное кормление умерших совершается не только дома на поминках, но и на кладбище: на второй день после похорон покойника обычно кормят – приносят ему завтрак. Утром после похорон идут на кладбище несут ему завтрак. Существует также обряд ходить на родителей – поминать души усопших в особые родительские субботы («для этого они бросают на могилы блины, льёт на них даже воду»). В поминальную субботу отслужат службу, помин раздадут: кто – пышки, кто – чинёнки, кто – блины. Прихожане покупают просверки, по окончанию службы раздают эти просверки, поминают родных. На родительскую субботу пекли пампушки (пирожки из кислого теста с мёдом или сахаром). (приложение 17)

Поминальная пища во время религиозных праздников

       Существует также обычай поминовения умерших в дни некоторых религиозных праздников; при этом оставляют на могилах определённый вид пищи: на Пасху кладут или крошат куличи, крашеные яйца, конфеты, печенье, водку, посыпают пшено для птиц; на Яблочный спас – яблоки, на Медовый – мёд. Убирают могилку обычно под Пасху; где поравняют, венки принесут, от души помин принесут, печенье, конфеты, водички нальют. Христосовались: «Христос воскрес!» «Воистину воскрес!». На кладбище стол стоит. На стол кладут у кого, что есть. На могилку яйцо раскрошишь, пшено рассыплешь. Утром на Пасху ходили на кладбище, несли куличи и яйца своим родным, три раза перекатывали через могилку и говорили: «Христос воскрес!» - в этом обычаи катать яйца на могиле проявляется возможная связь с культом предков.

       Обычай раздавать после похорон и в церкви после панихиды просфорки (просвирги, просвирки, просвиры), оладьи, печенье, конфеты с просьбой помянуть усопшего, можно считать косвенной формой кормления умерших.

       На сороковой день после смерти усопшего пекут лесенки (лестницы) – печёные изделия из пресного теста или пирожного теста. Форма лестницы не случайна – это восхождение, подъём (по народным представлениям, по этой лестнице душа умершего будет подниматься на небо), ступенчатость, последовательность, поэтапность: фиксированное троичное число ступеней символизирует три дня поминовения и три мытарства, которые должна пройти душа умершего.

       В районах Белгородской области, которые раньше входили в состав Воронежской губернии есть специфическая особенность обряда с лестницами, во время совершения молебна, совершаемого в доме священником, лесенки не лежали, как в других местностях, а стояли. Например, в Волоконовском районе их помещали на божницы, а в Вейделеевском районе «эту лестницу с предшествующею домашнею иконой выносят во двор, ставят на приготовленную скамью и отпевают малую панихиду». Интересно, что в Бирюченском уезде лесенку пекли величиной с аршин и в день похорон ставили при выносе гроба.

       Существует поверье если тебе приснился умерший человек и о чём-то попросил, значит, родственники не заботятся о душе умершего. И считают, что это просьба о поминовении. Нужно сходить в храм заказать панихиду по усопшему и помянуть его. Лучшим помином считается то, который дается детям. Это тоже очень символично. Ведь дети в христианстве ангелы[12].

       В целом ассортимент ритуальной свадебной выпечки разнообразен. Он включает в себя хлебные изделия, различающиеся по форме (круглая – бабышка, баранка, блинец, каравай, курник, медовик, оладья, продолговатая – чинёнка, витушка).

 

 

Глава 2.Особенности пищи в свадебной обрядности


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: