Понятие инновации как экономической категории

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение 6
1 Социально-экономическая сущность научно-технического прогресса и инноваций в современной мировой экономике 1.1 Понятие инновации как экономической категории 1.2 Виды и типы инноваций 1.3 Современный мировой инновационный процесс 2 Анализ состояния инновационной сферы Республики Беларусь 2.1 Инновационная инфраструктура в Республике Беларусь: цели, задачи создания, элементы и выполняемые функции 2.2 Проблемы инновационной сферы в Республике Беларусь 3 Прогноз развития инновационной сферы в Республике Беларусь 3.1 Необходимость глобальных трендов развития посткризисного мира 3.2 Энергетика и энергоэффективность 3.3 Химические технологии 3.4 Биотехнологии и фармсубстанции 3.5 Информационно-коммуникационные и космические технологии 3.6 Инновационные промышленные технологии 3.7 Новые материалы 3.8 Инновационные технологии сельхозпроизводства 3.9 Формирование эффективной национальную инновационной системы   8 8 12 15   26   26 33   41   41 43 44 45   45 47 48 49   50
Заключение 53
Список использованных источников 55

 



ВВЕДЕНИЕ

 

Современный этап развития человеческой цивилизации тесно связан с формированием постиндустриального общества. Необходимым условием этого становится качественное непрерывное развитие науки, техники, технологии, организации производства. Стремительно возрастает роль инновационных процессов в общественном развитии, их влияние на изменения в социально-экономических системах. Многие проблемы, связанные с особенностями осуществления инновационных процессов в отечественной экономике, являются слабо проработанными. В массовом сознании инновационная политика, как и инновационная активность промышленности, пока еще не воспринимается в качестве главной движущей силы экономического роста.

Поэтому в последнее время в нашей стране научно-технической и политической общественностью активно обсуждаются дальнейшие направления развития страны. И все единогласно сходятся во мнении, что альтернативы инновационному пути нет.

Одним из основных факторов развития экономики в развитых странах Европы и Северной Америки является инновационная деятельность. Роль государственной власти в экономически развитых странах в вопросах регулирования хозяйственных и коммерческих процессов, в том числе и поддержания инновационной деятельности, сводится к созданию условий эффективного функционирования всех составляющих элементов рынка. Рассматривая вопросы планирования развития социально-экономической составляющей развитых стран, можно сделать вывод о том, что все достижения последних десятилетий сделаны благодаря правильной политике при максимальном использовании достижений науки и техники. Доля государственного бюджетного финансирования процессов научно-технического роста странами Европейского союза составляет менее 50 % в соотношении со средствами, поступающими из частных источников, а также муниципальных и региональных бюджетов. Особое внимание государство уделяет поддержке устойчивого жизнеобеспечения научного сообщества на ближайший и долгосрочный периоды
(до 20 лет), а также привлечению широкого круга специалистов всех сфер деятельности для стратегического планирования.

В сложившихся условиях только переход на инновационный путь развития, использование достижений науки в производстве, переход на новые технологии определяют динамику экономического роста, уровень конкурентоспособности государств в мировом сообществе, степень обеспечения их экономической безопасности, равноправной интеграции в мировую экономику. Инновационное развитие экономики — это, по сути, единственная возможность для Республики Беларусь занять подобающее место в глобальном мировом экономическом пространстве нового столетия.

Роль и значение инноваций в современной экономике определяют необходимость комплексного подхода к выработке основных направлений, форм и методов стимулирования развития инновационного бизнеса, что может быть реализовано в концепции совершенствования финансово-организационного механизма инновационного бизнеса.

Целью данной работы является рассмотрение и анализ теоретических основ инноваций и научно-технического прогресса в современной экономике, а также практики инновационной сферы Республики Беларусь в условиях перехода к рынку.

Для достижения данной цели были поставлены и решались следующие основные задачи:

— рассмотрение социально-экономической сущности инноваций в современном мировом хозяйстве;

— анализ состояния инновационной сферы Республики Беларусь;

— выявление перспектив развития инновационной сферы в Республике Беларусь.

Объектом исследования выступает феномен инноваций как экономической категории, в том числе в Республике Беларусь.

Предметом исследования выступают экономические отношения, возникающие в результате инновационной политики государства.

Данная работа базируется на теоретических исследованиях, периодических изданиях, в которых затронута тема инновационной политики и ее особенностей в Республике Беларусь.

 

 




СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ИННОВАЦИЙ В СОВРЕМЕННОЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ

 

Понятие инновации как экономической категории

 

В ряду характеристик экономических и особенно научно-технологических процессов в последние годы стали широко использоваться понятия «инновация» и «инновационный». В подавляющем большинстве случаев они применяются в качестве синонимов научно-технического или технологического «нововведения» или выражения «базирующийся на новых научно-технических или технологических разработках». Когда же речь идет о политике, то инновационная политика и научно-техническая политика практически отождествляются.

Для многих, в том числе представителей научно-технической сферы, инновация есть нечто, что сначала разрабатывается, а затем внедряется в производство. Таким образом, старая проблема «внедрения науки в практику» сегодня переименована в «инновационную деятельность».

Однако, понимание «инновации» как нововведения, мало что дает. Зачем собственно нужно новое понятие, если оно обозначает то же самое, что стояло за старым. Налицо типичная мимикрия: в крайнем случае, можно согласиться на замену слов, но только ценой сохранения старого понимания. Зато в этом случае все становятся «инноваторами».

Приведенное понимание смысла инновации не может устроить. Более того, оно принципиально порочно. И это не вопрос дефиниций, не просто игра в слова, а вопрос суперважный: от ответа на него, в конечном счете, зависит представление, а значит и формирование, подлинного инновационного процесса в Республике Беларусь.

Аналогичным образом (в смысле внешней похожести) обстоит дело и на Западе, где многочисленные научные издания содержат отсылки к инновационному обществу и инновационной практике. Этой тематике посвящено масса изданий, в том числе и фундаментальных монографий. Однако при ближайшем рассмотрении оказывается, что смыслы, которые вкладываются в это понятие в Республике Беларусь и на Западе, не совпадают.

Из анализа работ западных исследователей следует, что инновация является, прежде всего, категорией экономической, социальной и даже личностной, а не только инструментально-технологической. Инновационный процесс в виде технико-организационно-социальной задачи понимается ими как целостная и комплексная проблема.

В белорусской же практике инновация в подавляющем большинстве случаев представляется не как социально-экономическая категория, а, скорее всего как направление научно-технического прогресса (прежде всего высокотехнологичной его составляющей), связанное с внедрением результатов научных исследований и разработок в практику. Иными словами, любая научно-техническая деятельность и все, что её обеспечивает, объявляется инновационной, по той лишь причине, что её (деятельности) целью провозглашено получение результатов, которые предстоит внедрять в производство, продукты, процессы. [11, с. 59]

Применительно к экономике инновационность рассматривается как следствие традиционной рыночной практики, как следствие конкуренции на рынке товаров и услуг. В хозяйственной сфере инновационность не может существовать без рынка. Она неразрывно связана со способностью общества порождать перемены. Являясь исходным условием необходимых перемен, сам рынок между тем не приводит в движение инновационные процессы в нужных масштабах, не обеспечивает их устойчивости. Необходимы определенные культурные изменения, которые бы закрепили на уровне общества предприимчивость, изобретательность и оперативность. Речь идет о переменах в стереотипах мышления. Но, как известно, легче сменить правительство, чем такие стереотипы.

Понятием «инновация», как экономической категорией, одним из первых стал пользоваться австрийский экономист Й. Шумпетер, который исходил из того, что двигателем развития выступает предприимчивость, выражающаяся в постоянном поиске новых комбинаций факторов производства. Сущность инновации не заключается в практическом использовании научно- технических разработок и изобретений. Инноватор — не изобретатель, не человек техники, инноватор — это предприниматель, человек бизнеса.

По Шумпетеру, хозяйственная деятельность (в широком понимании) в условиях рынка предполагает четыре роли: предпринимателя, менеджера, капиталиста (владельца капитала) и изобретателя. Предприниматель — это и есть инноватор.

Инновация выступает в функции явного фактора перемены. Предметно сфера инновации всеобъемлюща: она включает перемены в продукте, процессах, маркетинге, организации. Для Шумпетера инновация — это не усовершенствование, а существенная смена функции производимого, состоящая в новом соединении между собой средств производства.

Следует отметить, что Шумпетера интересовал в первую очередь процесс хозяйствования, динамизированный инновацией, понимаемой как придание новой функции часто уже известному продукту, что дает прибыль большую по сравнению со средней. Технические, организационные, управленческие перемены его интересовали лишь постольку, поскольку они влияли на основу его понимания инновации. Как подчеркивал Шумпетер, введение инновации не означает, прежде всего, прирост существующих факторов производства, за ней стоит чаще перенос существующих факторов со старых на новые применения. Кстати, в этом суть понятия «трансфер», чаще всего применяемого в сфере производственных технологий.

Помимо Й. Шумпетера сходная трактовка понятия «инновация» присуща и другим западным исследователям (Э. Мэнсфилд Р. Фостер, Б. Твисс, М. Е. Портер).

Саудер Ум. Е. и Нашар А. С. [7], следуя международным стандартам, определяют инновацию как результат деятельности, воплощенный в новые или усовершенствованные продукты, востребуемые рынком, новые или усовершенствованные технологические процессы, используемые в практической деятельности, новые услуги и новые подходы к удовлетворению социальных потребностей.

Жизнь инновации с определенным приближением описывается S-образной траекторией, начальный этап которой соответствует моменту возникновения и начала реализации замысла. Второй этап связан с воплощением замысла в развернутые организационно-структурные решения и, наконец, третий этап соответствует периоду существования нового решения, когда достигается состояние зрелости. Как правило, реализация нового решения на начальной стадии приносит экономический эффект намного меньший по сравнению с уже имеющимися традиционными решениями.
Эта разница и определяет степень риска.

Истины ради стоит отметить, что не всегда судьба инновации описывается кривой «S». Этому могут воспрепятствовать как шаги, направленные на сохранение старого, так и появление новых инноваций, которые способны нарушить условия нормального развития предшествовавшей инновации.

Новое решение далеко не всегда означает ликвидацию старого продукта. Инновацию порождает также стремление продлить жизненный цикл продукта.
Тут нужно различать собственно инновацию и субинновацию. Последняя связана с совершенствованием характеристик старого продукта, судьба которого оказалась под вопросом в результате появления той или иной инновации. Субинновация не завершается становлением новой функции производимого, часто она сводится к модификации уже существующего.

В число основных элементов теоретической концепции инновации можно включить следующие:

а) инновация возникает как результат решения и действий предпринимателя, которые ориентированы на формирование новой (усовершенствованной) продукции (новой функции продукции);

б) в основе инновации лежат технические, социальные и организационные перемены (новые решения);

в) важный признак инновации — дискретность;

г) в рамках каждой функции продукции наблюдаются в разной мере корректирующие ее форму субинновации, носящие непрерывный характер;

д) инновационный процесс это не элемент научно-технического прогресса, скорее это его стимулирующий фактор и потребитель. Фундаментальные исследования — это не часть\этап инновационного процесса, а потенциальный источник важнейшего ресурса инновационной деятельности.

Природа «инновации» как категории обуславливает её базовое определение, в качестве которого можно предложить следующее:

Инновация — суть действие или способ действия, в основе которого:

— новые знания или новое использование ранее полученных знаний;

— новые технологии или технологии новые для данной сферы применения;

— новые комбинации производственных факторов;

и цель которого:

— снятие последствий деструктивных процессов;

— получение новых (или с новыми свойствами) продуктов/услуг с высоким рыночным потенциалом.

Из такого определения следует, что «инновационная деятельность» – это не вид, и тем более не сфера, а характер деятельности. Иными словами, инновация – это не «что», а «как». Следовательно, инновационной сферы, как предметной области, не существует, так как любая деятельность и в любой сфере – от экономики до образования, искусства и даже политики — может быть инновационной, если в неё привносится новое (знания, технологии, приемы, подходы) не новизны ради и не с целью подтверждения возможности практического использования нового, а исключительно для получения результата, отличающегося высокой востребованностью (социально-общественной, рыночной, оборонной и т. п.).

Таким образом, «инновация» не тождественна «нововведению», а лишь связана с ним, в том смысле, что нововведение в виде новых знаний\подходов\приемов является фактором инновационности. Если научно-техническая разработка и изобретение это новый продукт, то инновация – новая выгода.

В отличие от научного поиска (творчества), идущего изнутри субъекта, инновационный поиск мотивируется внешней средой.

И, наконец, инновация не может быть абсолютной, в том смысле, что она всегда привязана к месту (внешним и внутренним условиям) и времени, более того, она вытекает из них.

Что касается «технологии», то она может быть новой, старой и даже реликтовой, но она становится инновационной тогда, когда используется как фактор конкурентного преимущества (фактор успеха в бизнесе). Отсюда коммерциализация технологии – это не только превращение её в рыночный товар (предмет бизнеса), но и в инновационную технологию. Оценка коммерциализуемости технологии должна вестись не от её разработки, а от востребованности, обусловленной рыночной потребностью в продукте, при производстве и реализации которого она может сработать как инновационый фактор. Представляется, однако, что словосочетание «инновационная технология» более уместно использовать для обозначения технологии инновационного процесса как такового (по аналогии с «обучающей технологией»). В рассматриваемом же случае, когда технология является средством (фактором) инновации, было бы уместнее говорить о технологической инновации.

Что касается экономической категории «инновация» в контексте рынка, то её сущность (причина возникновения) в необходимости (стремлении) завоевать потребителя/клиента через производимый товар/услугу, которую клиент воспримет или предпочтет аналогичному конкурирующему товару/услуге.

Инновации мотивируются рынком и оцениваются рынком, а вовсе не наукой или стремлением «внедрить науку в производство».




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: