Информационно-технологические системы

Технопарковые структуры – это научные, технологические и исследовательские парки; инновационные, инновационно-технологические и бизнес-инновационные центры; центры трансфера технологий; инкубаторы бизнеса и инкубаторы технологий; технополисы; виртуальные инкубаторы.

Между некоторыми из вышеперечисленных форм технопарковых структур существуют принципиальные отличия, связанные с различным функциональным предназначением, спецификой организационной формы, спектром решаемых задач, в то время как между другими — отличия носят скорее терминологический характер, иногда связанный с особенностями развития инновационной инфраструктуры в определенной стране. В связи с этим выделяют три группы технопарковых структур:

1.1. Инкубаторы;

1.2. Технопарки;

1.3. Технополисы.

Инкубаторы – это многофункциональные комплексы, предоставляющие разнообразные услуги новым инновационным фирмам, находящимся на стадии возникновения и становления.

Другими словами, инкубаторы предназначены для «высиживания» новых инновационных предприятий, оказания им помощи на самых ранних стадиях их развития путем предоставления информационных, консультационных услуг, аренды помещения и оборудования, других услуг.

Инкубатор занимает, как правило, одно или несколько зданий. Инкубационный период фирмы-клиента длится обычно от 2 до 5 лет, после чего инновационная фирма покидает инкубатор и начинает самостоятельную деятельность.

Все инкубаторы, созданные и функционирующие с целью поддержки новых инновационных компаний, содействия инновационному предпринимательству, можно разделить на два основных вида. К первому относятся те, которые действуют как самостоятельные организации. Ко второму – инкубаторы, входящие в состав технопарка.

В последнее время в связи с развитием электронного бизнеса, активным применением Интернет и других новых информационных технологий в производственной и управленческой практике выделяют как отдельный вид виртуальные инкубаторы или «инкубаторы без стен».

Виртуальные инкубаторы помогают оценить коммерческий потенциал инновационного проекта; провести соответствующие маркетинговые исследования; разработать бизнес-план и общую стратегию бизнеса; найти партнерские организации, выступающие в роли поставщиков или потребителей инновационной продукции и т. д. При этом основным достоинством виртуальной формы является то, что создание такого инкубатора по сравнению с традиционной формой сопряжено, как правило, с относительно небольшим объемом инвестиций.

Технопарк – это научно-производственный территориальный комплекс, главная задача которого состоит в формировании максимально благоприятной среды для развития малых и средних наукоемких инновационных фирм-клиентов.

Понятие технопарка довольно близко понятию инкубатора в сфере инновационной деятельности. Оба эти элемента инновационной инфраструктуры представляют собой комплексы, предназначенные для содействия развитию малых инновационных компаний, создания благоприятной, поддерживающей среды их функционирования.

Различие между технопарком и инкубатором заключается в том, что спектр фирм-клиентов технопарков, в отличие от инкубаторов, не ограничивается только вновь создаваемыми и находящимися на самой ранней стадии развития инновационными компаниями.

Услугами технопарков пользуются малые и средние инновационные предприятия, находящиеся на различных стадиях коммерческого освоения научных знаний, ноу-хау и наукоемких технологий. Другими словами, для технопарков не свойственна жесткая политика постоянного обновления, ротации клиентов, типичная для инкубаторов в области инновационной деятельности.

Кроме того, комплексы инкубаторов располагаются, как правило, в одном или нескольких зданиях. Технопарки же обычно имеют и участки земли, которые они могут сдавать в аренду клиентским фирмам под строительство теми офисов или других производственных помещений.

Следовательно, технопарки по сравнению с инкубаторами подразумевают создание более разнообразной инновационной среды, позволяющей предоставлять более широкий спектр услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы становления и развития деятельности малых и средних инновационных предприятий.

Основной структурной единицей технопарка является центр. Обычно в структуре технопарка представлены: инновационно-технологический центр, учебный центр, консультационный центр, информационный центр, маркетинговый центр, промышленная зона. Каждый из центров технопарка предоставляет специализированный набор услуг, например, услуги по переподготовке специалистов, поиску и предоставлению информации по определенной технологии, юридические консультации.

Технополис представляет собой крупный современный научно-промышленный комплекс, включающий университет или другие вузы, научно-исследовательские институты, а также жилые районы, оснащенные культурной и рекреационной инфраструктурой.

Цель строительства технополисов — сосредоточение научных исследований в передовых отраслях, создание благоприятной среды для развития новых наукоемких производств в этих отраслях.

2. Информационно-технологические системы – это базы данных технико-юридической, научной и технологической информации, технико-экономической информации, другие базы данных.

Быстрое развитие Интернет-технологий и других новых информационных технологий позволяет существенно повысить эффективность решения задачи информационного обеспечения инновационной деятельности. Использование телематических сетей для интерактивного удаленного доступа к базам данных информационно-технологических систем содействуют более эффективному осуществлению инновационных процессов.

Примерами успешного функционирования этого элемента инновационной инфраструктуры являются информационно-технологические системы ARIST, CORDIS, EPIPOS, поддерживаемые странами ЕС. Так, научно-технологическая информационная служба ARIST – это информационный инструмент для получения сведений о существующих на рынке инновационных технологиях. Он используется для установления контактов инновационных организаций, обладающих соответствующей технологией, с потенциальными клиентами.

ARIST предоставляет целый ряд информационных услуг, которые можно разбить на три группы:

· Научная и технологическая информация для анализа того, какой стадии достигла определенная инновационная технология.

· Технико-юридическая информация – анализируются такие темы, как промышленная собственность (патенты, торговые марки, национальные и зарубежные технические стандарты), а также законодательства, нормативно-правовые акты разных стран.

· Технико-экономическая информация включает рыночные исследования поставок и дистрибьюции.

С помощью вышеприведенных элементов инновационной инфраструктуры решаются следующие задачи содействия инновационной деятельности:

· информационное обеспечение;

· производственно-технологическая поддержка инновационной деятельности;

· задачи сертификации и стандартизации инновационной продукции;

· содействие продвижению эффективных разработок и реализации инновационных проектов;

· проведение выставок инновационных проектов и продуктов;

· оказание консультационной помощи;

· подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для инновационной деятельности.

Таким образом, инновационная инфраструктура – это все информационные, организационные, маркетинговые, образовательные и другие сети, благодаря которым обеспечивается практическая реализация новой технологии

В настоящее время в Беларуси функционируют 5 организаций, относящихся по уставной деятельности к технопаркам: ЗАО «Технологический парк Могилев»; ИРУП «Научно-технологический парк БНТУ «Метолит»; Фонд «Научно-технологический парк при БГУ», инновационная ассоциация «Академтехнопарк» НАН Беларуси; научно-технологическая ассоциация «Национальный инфопарк».

Инновационная ассоциация «Академтехнопарк» образована в 2002 г. в НАН Беларуси как некоммерческое объединение конструкторско-производственных и инновационных предприятий. Основные цели деятельности созданной ассоциации — комплексное решение проблем ускоренной передачи результатов научных исследований в производство и содействие доведению их до потребителя на коммерческой основе.

В структуру инновационной ассоциации «Академтехнопарк» входит Республиканский центр трансфера технологий (РЦТТ), который создан в мае 2004 г. в рамках Проекта ПРООН «Совершенствование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности в Республике Беларусь» при участии ГКНТ, НАН Беларуси и ЮНИДО. Основными задачами деятельности инновационной инфраструктуры РЦТТ являются оказание помощи субъектам инновационной деятельности в разработке и продвижении инновационных и инвестиционных проектов, создание и поддержание информационных баз данных, обеспечение доступа клиентов РЦТТ к международным базам научно-технической информации и технологического трансфера, подготовка кадров в сфере научно-инновационного предпринимательства.

РЦТТ оказывает услуги в области трансфера технологий 30 государственным организациям, малым и средним частным предприятиям, физическим лицам, среди которых НАН Беларуси, БГУ, БНТУ. При поддержке РЦТТ более 300 белорусских специалистов прошли подготовку в различных областях инновационной деятельности на национальных и международных семинарах, конференциях и выставках в Австрии, Германии, Индии, Китае, Польше, России, Украине, Чехии. При поддержке РЦТТ в ноябре 2004 г. в Минске прошло заседание группы экспертов ЮНИДО в области нанотехнологий, в котором приняли участие специалисты из многих стран мира. Были рассмотрены области и опыт применения нанотехнологий в промышленно развитых и развивающихся странах, состоялось обсуждение проекта программы международного сотрудничества, определены возможные источники финансирования, рассмотрен вопрос о создании при поддержке ЮНИДО специализированного центра по наноэнергетике в Минске. РЦТТ подписано 11 соглашений по взаимодействию в области трансфера технологий с организациями из Великобритании, Германии, Китая, Южной Кореи, Польши, России.

Предпосылки для развития технопарков есть во всех крупных городах Беларуси. В ближайшее время планируется создание технопарков в Гродно, Новополоцке, Лиде, Бресте, а также в пределах СЭЗ «Гомель-Ратон». В последнее время уже принято решение о создании зоны высоких технологий аналогичной Силиконовой долине. Наибольшие возможности для ее создания сформировались в Минске.

При вузах страны были созданы Межвузовский центр маркетинга НИР, центры трансфера технологий по направлениям на базе профильных вузов, а при классических университетах — региональные маркетинговые, инновационные и бизнес-центры. В разрезе специализации работают инновационно-маркетинговые центры: Белорусского государственного технологического университета (деревообработка, лесное хозяйство), Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (радиоэлектроника), Белорусского государственного университета транспорта (железнодорожный транспорт), Белорусского национального технического университета (энергосбережение, строительство, металлургия и заготовительное производство); Брестского государственного технического университета (строительство); Брестского государственного университета им. А. С. Пушкина (региональный маркетинговый центр); Витебского государственного технологического университета (легкая промышленность); Гомельского государственного университета им. П. О. Сухого (машиностроение); Гомельского государственного университета им. Ф. Скорины (региональный маркетинговый центр); Гродненского государственного университета им. Я. Купалы (региональный маркетинговый центр); Международного экологического университета им. А. Д. Сахарова (возобновляемые источники энергии); Могилевского государственного технического университета (региональный маркетинговый центр); Могилевского государственного университета продовольствия (пищевая промышленность); Полоцкого государственного университета (региональный маркетинговый центр); инновационного РУП «Научно-технический парк БНТУ «Метолит» (вторичные ресурсы и экология); межвузовского центра маркетинга научно-исследовательских разработок (отраслевой маркетинговый центр Министерства образования).

В 2008 г. в Беларуси функционировало 47 Центров поддержки предпринимательства (ЦПП) и 9 бизнес-инкубаторов малого предпринимательства. Пока деятельность указанных формирований разрознена и оказывает незначительное влияние на инновационную активность предприятий. К услугам ЦПП обращается небольшое число малых инновационных предприятий. Так, из 314 инновационно активных организаций к услугам ЦПП в 2005 г. обратилось около 40 субъектов хозяйствования.

Важная роль при формировании национальной инновационной системы принадлежит развитию малого инновационного предпринимательства. В настоящее время в Беларуси имеется около 300 малых инновационных предприятий. На протяжении длительного периода времени число малых инновационных предприятий и численность работающих на них имеет стабильную тенденцию к снижению, а также уменьшается численность работающих в данной области. Только за 2003–2008 гг. количество малых инновационных предприятий сократилось в 2,3 раза, при сокращении численности работающих в данной области более чем в 3 раза (табл. 2.1). Таким образом, наблюдается тенденция сокращения количества малых инновационных предприятий с уменьшением численности работающих на одном предприятии.

 

Таблица 2.1 Малое инновационное предпринимательство

  2004 2005 2006 2007 2008 2009
Количество малых предприятий: 21279 24061 25706 25404 26849 28490
в том числе по отрасли «Наука и научное обслуживание» 601 537 412 348 317 266
в % к общему числу малых предприятий 2,8 2,2 1,6 1,4 1,2 0,9
Численность работающих на малых предприятиях, тыс. чел.: 232,1 280,5 291,2 291,5 308,6 348,9
в том числе на предприятиях отрасли «наука и научное обслуживание» 6,2 6,6 3,1 2,7 2,5 1,9
в % к численности работающих на малых предприятиях 2,7 2,4 1,1 1,0 0,8 0,6

В стране отсутствуют такие эффективные и признанные в мире формы предпринимательского инновационного финансирования, как инвестиционные банки, венчурные фонды и другие. Венчурные инвестиции должны направляться на финансирование разработок и внедрение их в производство, продвижение на рынок новых изделий и технологий, создание новых и развитие действующих предприятий, укрепление производственного и рыночного потенциала инновационных фирм. Через эффективно работающие фонды коммерческие банки смогут кредитовать инновационные компании, выступающие на момент кредитования фактически или потенциально ведущими в своей области.

Необходимо развитие базовой предпринимательской инфраструктуры (инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы, фондовый рынок и др.), которая является основой для перехода страны на устойчиво инновационный путь развития.

Правила операций на фондовом рынке не адаптированы к потребностям малого и среднего инновационного бизнеса и инвесторов, заинтересованных во вложениях в ценные бумаги таких компаний. Для этого целесообразно рассмотреть вопрос о создании специализированного инновационного подразделения на белорусской валютно-фондовой бирже.

Важнейшей составляющей эффективного протекания инновационных процессов являются кадры. В Германии правительство поддерживает в вузах программы, направленные на формирование у будущих выпускников навыков, необходимых для создания ими собственных инновационных предприятий. По оценкам для успешного продвижения инновационных проектов в Беларуси должно быть около 7 тыс. специалистов в области управления инновациями. В настоящее время специалистов в области инновационного менеджмента вузы не готовят. Это одна из причин низкой инновационной активности предприятий и организаций. Обучение и переподготовку кадров целесообразно осуществлять на базе вузов, имеющих в своем составе соответствующую инфраструктуру (научно-технологические парки, инновационные и маркетинговые центры, центры трансфера технологий).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: