Характерно для низших учеников

 

Трипитакамала говорит, что хотя цель у двух колесниц одна и та же (состояние Будды), всё же Мантраяна превосходит Парамитаяну по четырём пунктам.

"Первое отличие заключается в том, что практикующие Мантраяну не омрачены, а практикующие Парамитаяну – омрачены. Практикующие Мантраяну понимают, что вершина парамит – это плод самадхи, а также что невозможно завершить парамиты, действительно отдавая своё тело и так далее. Практикующие Парамитаяну не понимают этого, поэтому омрачены".

Эта интерпретация неверна. В контексте Парамитаяны Шантидева говорит, что раз мы видим остающихся в этом мире нищих, но знаем, что прежние Будды и бодхисаттвы реализовали парамиту даяния, следовательно парамита даяния не подразумевает полного искоренения бедности во всём мире. Вернее будет сказать, что парамита даяния является предельным развитием великодушной мысли о том, чтобы отдать всем живым существам всю свою собственность вместе со всеми кармическими последствиями даяния. Согласно Шантидеве, эта парамита зависит от настроя ума. Следовательно, данное Трипитакамалой объяснение неясных аспектов этой темы нельзя счесть приемлемым.

"Вторая особенность заключается в том, что Мантраяна содержит много методов, а Парамитаяна – мало. В Парамитаяне практикующий развивается только мирными средствами. В Мантраяне же четыре раздела, и в каждом из них множество способов решения одной проблемы. В частности, для страстных и гордых в Мантраяне много методов – таких, например, как созерцание себя в качестве одного из большого числа идамов".

Трипитакамала описывает эти особенности довольно верно, но их недостаточно для того, чтобы объясненить разделение Махаяны на Парамитаяну и Мантраяну; Ануттарайога тантра, например, содержит много техник, отсутствующих в трёх других тантрах, однако при этом она не является отдельной колесницей.

"Третья особенность состоит в том, что Парамитаяна предполагает аскетизм, а Мантраяна – нет. Джнянакирти и Трипитакамала говорят, что в Мантраяне имеется два типа учеников: не желающие видьи и желающие её. Те, кто не желает видьи, – это высшие ученики, и они созерцают реальность махамудры, представляющую собой реализацию единства метода и праджни. Те же, у кого есть желания, в свою очередь делятся на две группы: не желающие внешней видьи, и желающие её. Первые созерцают образ видьи, вторые используют конкретную видью".

Такая интерпретация неверна, поскольку как раз те ученики Ануттарайога тантры, которые имеют наилучшие способности, и используют на пути желание внешней видьи. Утверждение, что "драгоценные" (из семейства "драгоценность") достигают состояния Будды за одну жизнь, указывает именно на них. Кроме того, обе колесницы содержат как практику путей, лишённых желания, так и практику путей, использующих желание, поэтому колесницы нельзя различать по такому принципу.

Указание Трипитакамалы на четвёртую особенность – высокие способности учеников – тоже неверно, поскольку он подразумевает неомрачённость по отношению к методу, а его объяснение различий, связанных с линией метода, выше уже было проанализировано и  признано неадекватным. Но если он имеет в виду, что в Мантраяне на пути используется страсть к признакам Камадхату (мира желаний), то и в этом случае его объяснение содержит противоречие, так как сам же он утверждает, будто лучшие из лучших учеников такой страсти не имеют (что неверно).

 

Ошибочная идея: четыре класса тантр


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: