Путём тех, кто жаждет освобождения

 

Начав рассматривать великие цели – свои собственные и других людей, – человек не найдёт нигде удовлетворения, кроме как в системе, раскрытой старейшинами мира, – той, где достигаются счастье и избавление от страданий в течение одной этой жизни.

Вратами для ищущих высоких качеств будущих жизней, а также освобождения от круговорота бытия и достижения всеведения служит только Учение Сугаты (Ушедшего в Блаженстве), чей стяг развевается над Тремя Драгоценностями.

Он глубочайшая основа благополучия всех существ; одно лишь движение его дыхания – вдох и выдох – есть величайшее средство, дающее исцеление чувствующим существам; и это от того, что он достиг состояния высшего блаженства – в результате стремления к просветлению ради всех чувствующих существ и посредством великих волн деяний Сынов Будд, побуждённых бодхичиттой.

Бодхичитта – это термин, который означает, что некто испытывает жалость к другим более, чем проявляет внимание к себе; этот предмет разговора мало близок к мирской жизни, так как большинство людей находит трудным даже то, чтобы черпать из глубин своего сердца блаженство, порождаемое бодхичиттой.

Матричета (Ашвагхоша) и Дигнага в "Сотканном восхвалении" говорят:

 

"Я нахожусь в безгранично глубоком

Океане круговорота бытия.

Ужасные морские чудища – такие, например,

Как чудовища желаний, – пожирают моё тело.

Где мне искать спасения?

Если имеешь ум,

Надо искать прибежища в нём –

В том единственном, что не

Имеет пороков,

Но исполнено всевозможных

Благоприятных качеств.

Надлежит восхвалять, почитать

Его и погружаться в его учение".

 

Однако Капила и другие, хотя и не знали пути к освобождению, но были сведены с ума ядом гордости и претендовали на то, чтобы быть учителями. Желая учить таковости дхарм путём, отличным от данного Сугатами, они написали множество книг, которые затем были выставлены ими как верный путь, а также давали советы тем, кто ищет освобождения. Однако только полностью совершенный Будда, Его Учение и правильно изучившие его могут быть для желающих освобождения учителем, путём и друзьями в путешествии. Учитель, учение и ученики, отличные от этих, не являются подходящими.

Вы должны обрести непоколебимую убеждённость в источнике прибежища. Посредством этого вы осознаете, что только учение Победоносного является путём для тех, кто желает освобождения. Те, чей ум не очень силён, лишь примут это как предположение; но те, чей ум крепок, должны искать твёрдой уверенности, побуждаемой действительным знанием. Так следует избегать догматизма.

Далее, в "Восхвалении Высшего Божества" (84) Шамкарапати говорит:

 

"Я не приверженец Будды,

Я не испытываю ненависти к Капиле и другим.

Я следую как Учителю только

Тому, чьё слово имеет смысл".

 

Вам следует отставить приверженность к системам ваших учителей и ненависть к чужим, а затем проанализировать, где действительно хорошие разъяснения, а где – плохие. Вам нужно будет принять только то, что демонстрирует наличие средств достижения двух плодов. Затем вам следует отбросить то, что лишено средств, необходимых для достижения двух целей учащихся (то есть высшего положения в круговороте бытия и конечного блага – освобождения и всеведения) и не даёт истинных плодов.

Писания двух систем – это то, что надо анализировать, чтобы выяснить, где есть возможность породить истину, а где её нет; таким образом, недостаточно только цитировать писания в подтверждение их собственной истинности. Только размышление различает, что истинно, а что ложно.

Характер размышления таков: истинно, что в индивидуальном потоке бытия сначала обретается преходящее по своей сути высокое положение, а затем конечное благо; однако когда анализируется истинность писаний, показывающих две цели живых существ, то сперва посредством размышлений исследуется, является ли система ошибочной с точки зрения главной цели – конечного блага.

Если в этом она оказывается верной, то можно сделать вывод, что система не вводит в заблуждение и относительно достижения высокого положения, – так говорят цари Учения. Дхармакирти в своём комментарии на "Краткое изложение истинного познания" (Pramanavarttika) Дигнаги (51) говорит:

 

"Поскольку суть не может быть оспорена,

То также и остальное".

 

Арьядева в "Четырёхсотенной" (Chatuhsataka) (36) говорит:

 

"Любой, в ком зародилось сомнение

В словах Будды о непроявленном,

Может убедиться, что всеведение Будды несравненно,

Если будет основываться на его учении о пустоте".

 

Необходимо постичь рациональным умом как существование круговорота бытия – последовательности страданий, вызванных ложным представлением о "я" дхарм (врождённом существовании, svabhavasiddhi), – так и существование ступеней, ведущих к освобождению, то есть обретению состояния свободы посредством интуиции (также называемой мудростью), познающей отсутствие "я" у личности. И то, и другое должно быть доказано размышлением, поскольку находится в пределах применимости логики.

Если некто говорит: "Поскольку простое существо чрезвычайно омрачено, то единственное доступное мне в качестве опоры доказательство – это текст писания; я прибегаю к Тебе, о Бхагаван, отвергая других учителей", – то он очевидным образом демонстрирует ошибочность своего прибежища. Это всё равно, что сказать: "Прибежище заключается в стремлении, точного доказательства нет". Поэтому цитирование текстов не является логическим доказательством; следует уяснить, что доказанное лишь таким образом не доказано вовсе.

Далее, писания ваших учителей и другие писания не находятся в согласии относительно того, существуют ли перерождение, физические элементы, "я" и тому подобное.

Когда в великих школах, к которым принадлежите вы, или же в других школах обсуждается истинность подобных вещей, то нет никакой возможности доказать, что тексты вашего учителя верны, не полагаясь при этом на размышление. Существуют также тексты, которые учат столь глубоким вещам, что логически безошибочного анализа, основанного на очевидном, недостаточно для доказательства их истинности. Однако размышление, очищенное посредством трёх анализов, позволяет принять их как верные и почтительно отнестись к их содержанию.

К убеждению приводит размышление; ученику не следует полагаться на текстуальное утверждение как на доказательство. Здесь я лишь коснулся этой темы и детально объясню её в других книгах.

Писания других школ, учащие о главных целях, противоречивы. В частности, они допускают, что некий постоянный фактор (например, всеобщность – pradhana; или же бог – Ишвара) является творцом круговорота бытия; но при этом они утверждают, что ищущие освобождения, двигаясь по пути, преодолевают это бытие. Это противоречиво: круговорот бытия не может быть преодолён, если не преодолена его главная причина; а она не может быть преодолена, будучи постоянной. Аналогичным противоречием является утверждение о существовании индивидуального "я" в сочетании с принятием в качестве цели освобождения, отсекающего все узы круговорота бытия.

Как уже объяснялось выше, для тех, кто желает освободиться, существуют Три Прибежища; учителя и прочие, отрицающие эти объекты, не могут быть окончательным прибежищем. Пока вы не обрели убеждённости в этом, вы не сможете иметь твёрдого ума, направленного единственно на почитание вашего собственного источника прибежища. А такой твёрдый ум порождается в результате размышления о достоинствах и ошибках двух систем.

Несущественно, присутствует ли в данный момент оппозиция буддизму (учение тиртиков), которая может быть объектом опровержения; если ученики желают создать сильный настрой ума на отречение, они должны поступить так, как описано выше: то есть удостовериться путём размышлений, что Три Драгоценности – это единственное прибежище. Здесь следует сказать о трактатах по логике (в частности, о "Семи трактатах" Дхармакирти) как о величайшем средстве, вырабатывающем огромное почтение – причём не только на словах – к нашему Учителю (Будде), его учению как устной доктрине, реализации этого учения и верной практике.

 

2. Пути к состоянию Будды:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: