Ошибочная идея: йога идама не нужна

 

Можно возразить, что для обретения тела, украшенного благоприятными знаками чакравартина (правителя мира), нет необходимости практиковать созерцание, родственное телу великого правителя; то есть здесь для достижения результата не нужно практиковать причину, созвучную этому результату. Почему же тогда состояние Будды определяется как то, что требует причины, созвучной этому состоянию?

Ответ: Согласно Парамитаяне, Рупакая достигается обычно через накопление заслуг. Причём когда бодхисаттва достигает восьмого уровня из десяти, он заново реализует духовное тело, созвучное большим и малым признакам Будды, просветляясь в зависимости от скрытых семян неведения (содержащихся в мотивации приобрести духовное тело) и от неосквернённого действия (фактора побуждения ума – тонкого усилия, также включаемого мотивацией иметь духовное тело). Тело бодхисаттвы совершенствуется, постепенно превращаясь в Рупакаю. Таким образом, даже в Парамитаяне не утверждается, что одного накопления заслуг достаточно, или что с достижением состояния Будды заново обретается Рупакая – поток (сантана), которого не существовало прежде. Как Сутра, так и Тантра учат, что необходимо достичь тождества Рупакаи с прежним состоянием Будды.

Согласно Ануттарайога тантре, некоторые люди могут достичь состояния Будды за одну жизнь; но поскольку они не рождаются с телами, уже украшенными большими и малыми признаками, то, следовательно, должны обрести такое тело через йогу идама. Здесь не имеются в виду случаи рождения в Рупакае и другие случаи, которые обусловлены накопленной кармой, приводящей к рождению чакравартином, животным, голодным духом или существом ада. Что касается перерождения, то здесь нет необходимости в накоплении причин, похожих на тело конкретной участи. Существует огромная разница между причиной, вызывающей перерождение как таковое, и причиной, вызывающей сходство с обликом конкретного рождения.

Созерцание самого себя неотличимым от идама – это характерная причина "сходства", необходимого для достижения состояния Будды. Если человек только созерцает шуньяту, не практикуя никакого метода – ни метода Парамитаяны, ни метода Мантраяны, – то он опускается до уровня архата Хинаяны. Для достижения конечного блага – состояния Будды – необходимо практиковатъ йогу идама. Аналогичным образом, для реализации таких общих достижений, как восемь сиддх, необходимо явственно созерцать своё тело как тело божества и совершенствовать пребывание в гордости идама. Без йоги идама путь Мантраяны невозможен, в ней – сама суть Мантраяны.

Созерцание самого себя в божественном теле напоминает детскую игру; это нечто вроде сказки, развивающей воображение ребёнка. Однако сочетаемое с видением шуньи, мотивацией бодхисаттвы и знанием цели, оно необходимо как важнейшая практика, где совершается созерцание своего тела как тела идама, зарождение гордости идама, временное осуществления действий умиротворения и прочих; в конце концов – становление Буддой. Есть большая разница в эффективности между изолированным повторением мантры и повторением этой же мантры в контексте йоги идама; разъяснение этого, по возможности, будет дано ниже.

 

Ошибочная идея: состояние Будды в Парамитаяне


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: