А также между двумя Махаянами
(Некоторые пункты взяты из работы Далай Ламы
"Буддизм в Тибете и Ключ к Срединному Пути")
1. Далай Лама учит тому, что необходимо сочетать эрудицию, способности к практике и ясный ум. Следовательно, одна лишь информированность об отличиях, существующих между колесницами, не является достаточной.
2. Прояснение ума необходимо для различения колесниц; непосредственная цель состоит в том, чтобы познать разницу между колесницами для облегчения практики.
Хинаяна и Махаяна
3. Можно определить термины "Хинаяна" и "Махаяна" с точки зрения школ сиддханты и с точки зрения пути.
4. Можно быть махаянистом по сиддханте и хинаянистом по своему пути, как в случае великих архатов прошлого. Таким образом, существуют те, кто способен принять систему махаянской сиддханты, но временно не способен к деяниям махаянского пути.
5. Из обеих хинаянских систем сиддханты (Вайбхашика и Саутрантика) и обеих махаянских систем (Читтаматра и Мадхьямика) каждая представляет пути Хинаяны (шраваков и пратьекабудд) и Махаяны (бодхисаттв).
6. Причиной для существования четырёх школ сиддханты являются различия в способностях индивидов – в частности, гордыня желания высшего при невозможности действительного достижения; из-за этого низшие, незавершённые системы преподаны так, как если бы они были окончательными.
7. Различие между Хинаяной и Махаяной, а также между двумя Махаянами содержится как в аспекте плода, так и в аспекте способа движения (имеются в виду два значения термина "колесница").
8. Пустотная природа ума делает возможным безграничное развитие метода и интуиции.
9. Различия между Хинаяной и Махаяной касаются как того, к какой цели движется индивид (в одном случае это архат, ищущий блага для себя, в другом – Будда, ищущий блага для всех чувствующих существ), так и тех средств, с помощью которых эта цель достигается (причём эти различия касаются метода, но не касаются интуиции).
10. С точки зрения Прасангики-Мадхьямаки, интуиция в обеих колесницах одна и та же, так как корнем сансары для них равно является концепция индивидуального "я" личности и других дхарм; архаты освобождаются от сансары, победив врага – клешу неведения.
11. Поэтому пути как Хинаяны, так и Махаяны включают реализацию тонкой шуньи, то есть познания отсутствия самобытия личности и других дхарм.
12. Поэтому различие между Хинаяной и Махаяной, касающееся средств, с помощью которых индивид движется, лежит не в интуиции, а в методе – то есть мотивации и сопутствующих действиях. Мотивацией Хинаяны является желание обрести освобождение от сансары для себя, в то время как махаянской мотивацией является желание достичь состояния Будды ради спасения всех живых.
13. Существует два типа помех: помехи клеш (препятствующие освобождению из сансары) и помехи, препятствующие всеведению – одновременному познанию двух истин (абсолютной и относительной), или пустоты и пустотных объектов.
14. Помехи клеш следующие: вера в реальность индивидуального "я" личности и индивидуального "я" других дхарм, другие клеши, побуждаемые этой, а также их следствия.
15. Помехи к сарваджняне (всеведению) – это предубеждения, порождённые концепцией индивидуального "я", создающие ложное представление о существовании индивидуального "я" и мешающие непосредственному и одновременному познанию двух истин.
16. Если целью является только преодоление помех клеш, то для этого достаточно неглубокого проникновения в шуньяту. Если же целью является не только преодоление клеш, но и искоренение препятствий к сарваджняне и достижение, таким образом, состояния Будды, то необходимо полностью постичь шуньяту посредством ума, свободного от ограничений.
17. Следовательно, хотя между Хинаяной и Махаяной нет разницы в интуиции, всё же существует различие в способе достижения конечного результата.