Об особенностях различных дверей вхождения в Мантраяну

 

Некоторое тибетские ламы говорят, что четыре группы тантр были приспособлены к четырём типам (готрам) тиртиков: страстным последователям Шивы (Ишвары), полным ненависти последователям Вишну, невежественным последователям Брахмы и безразличным индивидуумам, выбирающим доктрину по случаю. Им проповедовались соответственно Ануттарайога, Чарья, Крийя и Йога тантры. Некоторые ламы утверждают, что Анандагарбха, Субхутипалита и прочие говорили подобное в "Собрании Основ" (6). Однако если и допустить, что существуют примеры такого анализа, всё же не следует определять таким образом особенности всех, кто совершенствуется в Мантраяне через эти четыре группы тантр. Но это, разумеется, не отменяет того, что каждой из четырёх тантр действительно были укрощены некоторые представители описанных четырёх типов.

Тем не менее, было бы неверно утверждать, что подобные люди необходимы как главные ученики этих групп тантр. Поскольку основные ученики Мантраяны являются высшими из тех, кому проповедовал Победоносный (Джина), им нет необходимости придерживаться неверного взгляда до вхождения в Мантраяну. Также было бы ошибкой считать, что те, кто изначально обладает верными взглядами, не могут изучать эти тантры. И учитель Анандагарбха подобного отнюдь не утверждает.

В первой главе его "Комментария на Гухьясамаджа тантру" (Гухьясамаджамахатантрараджатика) (34) сказано: "Так как Бхагаван обитает здесь, " бхага " означает место. Четыре богини, которых зовут Лочана, Мамаки, Пандаравасини и Тара, являются супругами; им учит седьмая глава этого текста. Почему он обитает в этом тайном месте? Ради зарождения стремления к отказу от желаний в тех, кто восхищается тантрами Вишну и других божеств, а также в тех, кто не полностью отказался от объектов желаний. Они хотят достичь Вишну и других божеств, используя женщин, экскременты, мочу и прочее. Кто ищет тонкого, изощрённого учения, проповеданого Вишну, войдёт в тайну супруги.

 

Блаженная бхага – это Вишну,

Живущий в лотосе женщины.

Taк как это даёт мужчинам наслаждение,

То называется Нараяной".

 

То есть Анандагарбха просто отмечает, что тем, кому нравится " Вишнутантра " (30), через этот отрывок были проповеданы действия страсти Ануттарайоги; следовательно, данное выше объяснение никак не может ему принадлежать.

Необоснованно и то, что утверждение о преподанности Ануттарайоги страстным ученикам, последователям Шивы (Ишвары), исходит из "Собрания Основ". Очевидно, у говорящих так ламы просто смешался отрывок, приведённый выше, с тем, что "Собрание Основ" действительно предлагает четверичное деление на основании наличия у учеников клеш страсти, гнева и других. Таким образом, веского подтверждения теории о связи четырёх тантр с линиями тиртиков мы не находим.

Некоторые тибетские ламы также утверждают, что четыре группы тантр были выделены в соответствии с четырьмя различными ритуалами порождения идама, относящимися к четырём школам сиддханты. Они говорят, что великий Нагарджуна с сыновьями и Джнянапада со своими последователями утверждали то же самое, следуя "Собранию Ваджров Мудрости" (7). Поскольку эти учителя являются последователями Гухьясамаджа тантры, то ламы, очевидно, пытаются делать заключения на основании объясняющей Гухьясамаджу тантры "Собрание Ваджров Мудрости", из которой можно вывести, что в Крия тантрах не содержится гордости идама и блаженства мудрости существования. Но этот источник не даёт возможности для сравнения с учениями четырёх школ. Если же находить взаимосвязь между Пратьекабуддаяной и ритуалами порождения в Йога тантре, то надо понимать, что Пратьекабуддаяна не относится к четырём школам (Вайбхашике, Саутрантике, Читтаматре и Мадхьямаке). Позднее, в разделе по Крия танре, я объясню, что упомянутый фрагмент из "Собрания Ваджров мудрости" указывает не на то, что в Крия тантрах не существует порождения себя в качестве идама, а на то, что некоторые из практикующих Крия тантру испытывают страх перед такой практикой йоги идама. То есть и это утверждение ошибочно.

Далее, Аламкакалаша утверждает в своём "Комментарии на Тантру Ваджрной гирлянды" (Ваджрамалатика) (33), что браминам проповедана Крия тантра, а правящей касте (кшатриям) проповедана Йога тантра. Торговцам (вайшьям), обладающим незначительными страстью и ненавистью, но необычайно невежественным и верующим в Вишну, проповедана Чарья тантра. Тем из торговцев, чьи страсть и ненависть велики, а неведение незначительно, проповеданы такие Йога тантры, как Гухьясамаджа (в действительности относящаяся к классу Ануттарайога тантр). Тем, кто относится к касте слуг (шудр) и чьи желания и ненависть сильнейшие из сильнейших, но неведение предельно мало, проповеданы материнские тантры – такие, например, как малая тантра Самвары (Лагхусамвара) (17).

Если Аламкакалаша предлагает эту точку зрения, имея в виду, что существует сходство между практикующими четырёх тантр и четырьмя кастами, то надо отметить, что подобное объяснение недостаточно для описания особенностей тех, кто входит в Мантраяну через каждую из четырёх групп тантр. А если утверждается, что отношение к одной из четырёх каст с необходимостью определяет практику в качестве ученика соответствующей из четырёх групп тантр, то это довольно неочевидное утверждение; связь практикуемой тантры с кастой происхождения никогда не была не только однозначной, но даже просто выраженной. Хотя идамы ваджрного семейства (проповеданные в "Собрании Основ") и описываются подобными своим царственным последователям, это отнюдь не означает, что все практикующие, например, Йога тантру являются членами касты кшатриев.

Если говорить в целом, то для всех главных учеников Махаяны характерно сильное сострадание. В частности, главные ученики Ануттарайоги, движимые величайшим состраданием, желают как можно скорее достичь состояния Будды, чтобы затем способствовать благу других. Бессмысленно было бы утверждать, что они должны иметь сильнейшую ненависть.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: