Совершенная ценовая дискриминация

  При совершенной ценовой дискриминации (или дискримина­ции первой степени) цена каждой единицы продукции устанав­ливается на уровне цены рыночного спроса именно этой единицы, в результате чего весь потребительский излишек присваи­вается монополистом. Совершенная ценовая дискриминация представлена на рисунке 3.

 

Рис.3. Совершенная ценовая дискриминация.

 

   Мы знаем, что оптималь­ный выпуск простой, недискриминирующей монополии определяется пересечением кривых МС и MR. Он, как видно на рис. 3, соста­вит Q2*при цене Р2*. Изли­шек потребителей составит в таком случае сумму, равную площади P2*AL, излишек продавца — сумму, равную площади СР22. Если бы монополист смог осуществить совершенную ценовую дискриминацию, он стал бы продавать каждую единицу продукции по той цене, по которой кто-либо согласился ее поку­пать, т. е. по ценам ее спроса, все множество которых представле­но ординатами точек линии спроса, D. Следовательно, каждая дополнительно произведенная и проданная единица продукции увеличивала бы общую выручку монополиста ровно на ту сумму, по которой она бы продавалась.

А это значит, что для монополиста, осуществляющего со­вершенную ценовую дискриминацию, кривая спроса становится и кривой предельной выручки, как в случае совершенной конкуренции. (На рис. 3 слияние кривой MR с кривой 1) показано стрелкой). Однако в отличие от совершенно конку­рентного рынка, на котором существует единая цена и, значит, MR = AR, в случае монополии, проводящей совершенную це­новую дискриминацию, цены разных единиц продукции раз­личны и, значит, MR * AR-

Оптимальный выпуск монополиста, проводящего совершен­ную ценовую дискриминацию, также определяется пересече­нием кривых предельной выручки и предельных затрат. Но, поскольку для него кривой предельной выручки становится кривая спроса, именно ее пересечение с кривой МС (точка Е1 на рис. 3) определяет оптимальный выпуск. Таким обра­зом, объем выпуска при совершенной ценовой дискриминации увеличивается до уровня, соответствующего совершенно кон­курентному рынку, Q*1. Следствием этого является увеличение общественного выигрыша (англ. social gain) на величину без­возвратных (в случае простой монополии) потерь, равных пло­щади криволинейного треугольника E2LE1.

С другой стороны, практикующий совершенную ценовую дискриминацию монополист, как очевидно из рис. 3, при­сваивает себе весь потребительский излишек PL*2AL, который в случае простой, недискриминирующей монополии, при вы­пуске Q*2, достался бы покупателям.

В чистом виде совершенная ценовая дискриминация труд­ноосуществима. Ведь для этого монополист должен располагать совершенной информацией о функциях спроса всех возможных потребителей своего товара. Некоторое приближение к ней воз­можно при наличии небольшого числа покупателей, когда каж­дая единица товара производится по индивидуальному требо­ванию (заказу). [14]

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: