Ценовая дискриминация третьей степени

Ценовая дискриминация третьей степени, или дискриминация на основе сегментации рынка - политика назначения различных цен на один и тот же товар для различных групп покупателей (сегментов рынка).
Примерами подобной ценовой дискриминации могут служить:

1. Входная плата в музеи и кинотеатры, тарифы на проезд к городском транспорте могут предусматривать скидки (вплоть до нулевого уровня) для пенсионеров, детей, военнослужащих, студентов.

2. Цены на непродовольственные товары сезонного спроса (одежду, обувь) могут быть в конце сезона ниже, чем в начале.

3. Тарифы на авиаперелеты могут быть дифференцированы по дням недели (в рабочие дни ниже, чем в нерабочие).

4. Плата за подписку на специальные журналы для индивидуальных подписчиков может быть ниже, чем для библиотек, учреждений и организаций, а индивидуальные подписчики могут, кроме того, быть дифференцированы по их профессиональному статусу (например, профессора и студенты, члены профос тональных обществ и пр.).

5.  Низкоконкурентная на внешних рынках продукция может между тем продаваться там по конкурентным ценам, гораздо более низким, чем на отечественном рынке, где продавцы обладают определенной монопольной властью.

6. России гостиничные тарифы для иностранцев значительно выше, чем для россиян. [1]

После того, как фирма разделит своих потенциальных покупателей на некоторое количество сегментов, возникает вопрос установления своих цен для каждого сегмента.

Рассмотрим, как это происходит.
Пусть монополист выделяет два изолированных сегмента рынка. Его цель, как и прежде, максимизация совокупной прибыли.Основное условие максимизации прибыли на первом сегменте рынка может
быть записано как MC=MR1,
где MR1 - предельный доход от реализации на первом сегменте.
Соответствующим образом, основное условие максимизации прибыли на втором сегменте имеет вид: MC=MR2,
где MR2 - предельный доход от реализации на втором сегменте рынка. То есть MC=MR1=MR2.
Мы знаем, что предельный доход фирмы соотносится с коэффициентом эластичности спроса по формуле MR=P(1+1/Ed), поэтому равенство MR1=MR2 можно представить как
P1(1+1/Ed1)=P2(1+1/Ed2) или P1/P2=(1+1/Ed2)/(1+1/Ed1).
  Из данного равенства видно, что в основе ценовой дискриминации третьей степени лежит различие в эластичности спроса для разных сегментов рынка: чем выше эластичность спроса, тем относительно ниже должна быть цена.    На практике это означает использование ценовых скидок для категории потребителей с эластичным спросом и назначение более высоких цен для потребителей с неэластичным спросом. [14]

 

 










Глава 3. Антимонопольная служба


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: