Торговля газом на специализированной

Торговой площадке.

Формирование организованной торговли газом по свободным (коммерческим) ценам на краткосрочные поставки газа является важным методом развития свободного сектора рынка газа.

Торговля газом должна осуществляться на специализированной торговой площадке, которая будет учреждена всеми участниками нерегулируемого рынка газа. При этом такая площадка будет в равной степени зависеть от всех участников рынка, органов исполнительной власти, вырабатывающих условия ее эксплуатации на условиях консенсуса.

На площадке должна осуществляться торговля физическими объемами газа (спотовая торговля) в режиме на сутки (двое суток) вперед. Участниками торговли газом будут ОАО «Газпром» и хозяйствующие субъекты, входящие с ним в одну группу лиц; независимые производители газа; хозяйствующие субъекты, занимающиеся сбытом газа и не входящие с ОАО «Газпром» в одну группу лиц, которые отвечают установленным законодательством Российской Федерации квалификационным критериям; потребители газа, отвечающие установленным законодательством Российской Федерации квалификационным критериям.

Продавцы газа участвуют в торгах с подтвержденными объемами имеющегося в их распоряжении газа. На начальной стадии функционирования организованной торговли группа лиц ОАО «Газпром» предоставляет для торговли до 5 млрд.м.3 газа, а независимые производители газа также выставляют на торги не менее 5 млрд.м.3 газа. Доля газа, продаваемого на торгах группой лиц ОАО «Газпром», должна зависеть от того, насколько соблюдены условия конкуренции на стороне предложения газа и обеспечено отсутствие возможности доминировать и злоупотреблять доминирующим положением на этом сегменте рынка. (Проект такого постановления в настоящее время внесен Минпромэнерго по согласованию с ФАС и Минэкономразвития в Правительство РФ).

Покупатели газа участвуют в торгах с подтвержденным соответствующим оператором газораспределительной системы согласием осуществить распределение газа в объемах, заявляемых покупателем. Формирование эффективной торговли газом потребует разработки правил работы указанной площадки, стандартов и правил совершения операций на данном сегменте рынка.

Для обеспечения устойчивости организованной торговли газом и конкуренции участников рынка, являющейся основой для формирования экономически обоснованного уровня цен на газ, будет предусмотрен комплекс мероприятий по противодействию необоснованному росту или падению свободных (коммерческих) цен на газ, а также пресечению злоупотреблений доминирующим положением каким-либо участником (участниками) торговли и (или) картельных сговоров. Такие механизмы должны включать в себя постоянный мониторинг уровня цен, выявление подозрительных сделок и согласованных действий участников рынка, а также действенный механизм наложения санкций. Предполагается, то меры государственного контроля в этой части будут дополнены инструментами правил организованной торговли, позволяющими действиями организатора торгов предотвращать подобного рода нарушения.

На организаторов торговли газом целесообразно возложить обязанности регулярно публиковать информацию о складывающихся в результате торговли ценах на газ и объемах торгов.

Регулярное проведение торгов позволит формируемым ценам стать общепризнанными индикаторами конъюнктуры рыночных цен на газ, что позволит более активно использовать данные цены для целей налогообложения в соответствии с действующим налоговым законодательством.

Формирование в России организованной торговли газом по свободным ценам будет способствовать выявлению экономически обоснованного уровня цен на газ на внутреннем рынке, создаст условия стимулирования энергосбережения, повысит эффективность использования газотранспортной системы.

Развитие организованной торговли позволит выявить реальную ценность газа для потребителей, будет способствовать созданию стимулов к инвестициям в развитие инфраструктуры магистрального и регионального транспорта и хранения газа, в разработку новых месторождений, а также реализации новых экспортных программ.

Расширение сферы применения рыночных цен, увязывающих ценообразование с рыночным соотношением спроса и предложения, позволит снять проблему возникновения ресурсных ограничений на внутреннем рынке газа, упорядочить проведение договорных компаний, способствовать установлению межтопливной конкуренции, а также развитию долгосрочных контрактов, индикатором цены для которых должна служить цена, складывающаяся в результате торгов. [3]

 

Заключение

По окончании исследования монопольной власти и результатам проделанной работы, можно сделать следующие выводы:

1. Монопольная власть в общем виде заключается в способности продавцов или покупателей воздействовать на цену товара.

2. Рыночная власть существует в двух формах. Когда продавцы назначают цену, которая выше предельных издержек, мы говорим, что они обладают монопольной властью, и мы определяем монопольную власть той величиной, на которую цена превышает предельные издержки. Когда покупатели могут получить цену, которая ниже их предельной оценки товара, мы говорим, что они обладают монопсонической властью, а ее размер определяем величиной, на которую предельная оценка превышает цену.

3. Частично монопольная власть определяется количеством фирм, конкурирующих на рынке. Если на нем есть только одна фирма (чистая монополия), монопольная власть полностью зависит от эластичности рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса, тем большей монопольной властью фирма обладает.

4. Когда на рынке действуют несколько фирм, монопольная власть зависит также от того, как взаимодействуют фирмы. Чем более агрессивно они конкурируют, тем меньшей монопольной властью обладает каждая из них.

5. Монопольная власть может накладывать издержки на общество. Как власть монополии, так и власть монопсонии могут быть причиной того, что производство находится ниже конкурентного уровня и поэтому, потребительский излишек производителя могут иметь полные чистые убытки.

6. Иногда эффект масштаба делает желательным чистую монополию. Но для того чтобы максимизировать социальное благосостояние, правительству нужно устанавливать и регулировать цены.

Список использованной литературы

1. Гальперин В.М. Микроэкономика. Т.2  — Санкт-Петербург: «Экономическая школа», 1997.– 74с.

2. Герасименко В.В., Соснин В.К. Институциональные условия реструктуризации  естественных монополий в России // Вестник Московского университета. Сер. 6, Экономика. 2008. - №2.- 41с.

3. Голомолзин А.Н. Конкуренция и рынок // О развитии конкурентных отношений на рынках газа. 2006. (Интернет ресурс: http://www.fas.gov.ru/article/a_9088.shtml).

4. Дерябина М. Реформирование естественных монополий: теория и практика // Вопросы экономики. 2006.-№1. – 103с.

5. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Рынок: микроэкономическая модель. - С. - Пб., 1992. Гл. 8. Гл. 16.

6. Максимова В.Ф. Рыночная экономика. Т.1. Ч.1. Теория рыночной экономики. Микроэкономика. – М.: «Соминтэк», 1992. – 121с.

7. Нуреев. Р.М. Курс микроэкономики. Учебник для вузов. – 2-е изд., - М.: Норма, 2004. – 225с.      

8. Ореховский П.А. Общая экономическая теория: учебное пособие.- Международная академия современного знания.- 2000. (Интернет ресурс: http://ellib.gpntb.ru/cgi - bin/ellib_new/).

9. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. Ч. 3. Гл. 10. Изд-во: М.: Экономика, 1992. (Интернет ресурс: http://www.vuzlib.net/beta3/html/1/3032/3094/).

10. Райзберг Б.А. Современный экономический словарь. — 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 1999.

11. Сажина М. А. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРИА, 2003. – 118с.

12.  Фишер С. Экономика: Пер. с англ. со 2-го изд. – М.: «Дело ЛТД», 1993. – 864с.

13.  Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Подвинутый уровень: Учебник. – М.: ИНФПР-М, 2008г. – 245с.

14.  Черкашов Е. М. Экономическая теория. Микроэкономика. Учебное пособие. Часть 2. 3-е изд. - Тюмень: Издательство ТюмГУ, 2004. – 35с.

15.  Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. - М., 1992. Т.2.- Гл. 10.

16.  Экономический словарь / Е. Г. Багудина [и др.] – М.: Проспект, 2000.– 340с.

17. Янова В.В. Экономика. Курс лекций: учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – 115с.

18.  50 лекций по микроэкономике. Т. 1. -  Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000.

19.  50 лекций по микроэкономике. Т. 2. -  Санкт-Петербург: Экономическая школа. 2000. – 459с.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: