Экспортное регулирование

В связи с тем, что подавляющая часть экспорта приходится на минеральные ресурсы, являющие­ся национальным достоянием, а внутренние цены на них были оторваны от мировых, система административного регулирова­ния экспорта сырья стала основой внешнеторговой политики России начала 90-х годов.

По результатам специально составленного баланса модели «затраты-выпуск» Министерство экономики прогнозирует объе­мы внутреннего потребления по стратегически важным товарам. Ресурсы экспорта определяются как остаточная величина. Экс­порт в страны СНГ определяется на базе межгосударственных соглашений, экспорт вне пределов СНГ — на основе специальных квот, выделенных для государства, предприятий-производителей, совместных предприятий и отдельных субъектов Федерации. Небольшая часть квот распределяется Министерством внешних экономических связей через аукционы.

С целью удовлетворения нужд государства (которые опреде­ляются Министерствами финансов и экономики) выясняются потребности страны в иностранной валюте на будущий период. Министерство финансов, выкупив выделенную ему квоту това­ров, через «специальных экспортеров» осуществляли их постав­ку. За выполненные услуги Министерство финансов выплачива­ет специальным экспортерам комиссионные в размере 5—7% экспортной выручки (без учета транспортных расходов) и осво­бождает их от уплаты пошлин. Со своей стороны специальные экспортеры обязуются перевести на счет Министерства финан­сов определенную сумму выручки за поставленный товар в рас­чете на единицу продукции. Фактическая величина этой суммы определяется по результатам торгов, в результате которых право на экспорт предоставляется организации, предложившей за по­лучение такого права наибольшую сумму.

Промежуточные квоты на экспорт предоставляются отдельным территориально-административным образованиям (Татарстан, Баш­кортостан, Коми и Удмуртия), эти квоты распределяются на основе соглашения между регионами и федеральным правительством.

Определенная сумма квот «на удовлетворение технических потребностей предприятий» предоставляется предприятиям-производителям соответствующими министерствами.

Наконец, совместные предприятия также получили право на экспорт товара в рамках объема производимой ими продукции.

Однако, даже получив квоту, поставщик стратегически важ­ного товара был обязан вести торговлю через «специальных экс­портеров». По состоянию на середину 1994 г. в России насчиты­валось около 200 таких экспортеров. Утвержденный перечень этих организаций регулярно обновлялся Министерством внеш­них экономических связей и действовал в течение календарного года. На практике начиная с 1994 г. этот список постоянно со­кращался.

Фактически существовали три категории «специальных экс­портеров»:

• внешнеторговые организации, которые до распада СССР были монополистами в области внешней торговли. Эти организации по-прежнему работают в тесном контакте с Министерством внешних экономических связей и имеют право вести торговлю по широкому спектру товаров. По некоторым товарам, однако (прежде всего нефть и газ, вооружение), такое право передано лишь одному монопо­листу;

• региональные экспортеры, которые получили право осу­ществлять экспорт продукции, произведенной в своем регионе;

• совместные предприятия-производители, которые имеют пра­во экспортировать продукцию собственного производства.[7]

Административная система квотирования и использования «специальных экспортеров» дополнялась применением так на­зываемых «экспортных налогов», т. е. фактически экспортных пошлин, введенных в 1992 г. в связи со значительными разли­чиями в величине внутренних и мировых цен. Задача введения экспортных пошлин заключалась в том, чтобы не допустить бес­контрольного вывоза за пределы России товаров традиционного российского сырьевого экспорта, в частности, нефти, угля, кок­са, природного газа, пиломатериалов, чугуна, алюминия и т.д.

В конце 1993 г. административное регулирование, базиро­вавшееся на квотировании, лицензировании, системе специаль­ных экспортеров и экспортных пошлинах, претерпело ряд изме­нений.

В 1994 г. по требованию Международного валютного фонда, обусловившего предоставление кредитов России либерализацией ее внешнеторговой политики, правительство отменило экспорт­ные квоты на ряд товаров. Уже к середине 1994 г. были ликвидированы экспортные квоты на лес, удобрения, каменный уголь, мясопродукты.

Укрепление рубля ослабило позиции экспортеров. Столк­нувшись с падением конкурентоспособности экспорта, прави­тельство уменьшило налогообложение экспортных товаров. Если в 1992—1993 гг. вывозные пошлины охватывали до 3/4 всей но­менклатуры российского экспорта, то уже три года спустя пере­чень товаров, облагаемых экспортными пошлинами, сократился с 97 до 27 товарных групп. Перестали облагаться экспортными пошлинами машины и оборудование, для них отсутствуют ли­цензии и квоты. Были снижены максимальные ставки экспорт­ных пошлин, уменьшен размер специфических пошлин. Уменьшился перечень товаров, подлежащих квотированию и лицензированию.

Однако полная либерализация экспорта все же не была дос­тигнута. Практически все экспортные товары были включены в список «стратегически важных», экспорт который мог произво­диться только «специальными экспортерами».

Предпринимая впоследствии шаги по ликвидации системы «специальных экспортеров», правительство заменило их про­граммой создания «добровольных объединений производителей и экспортеров», пользующихся покровительством МВЭС, и к середине 1995 г. стало возможным говорить о создании более двух десятков такого рода объединений, призванных координи­ровать ценовую политику и вырабатывать общую стратегию по­ведения на внешних рынках.

В Совет производителей и экспортеров вошли объединения практически всех отраслей, связанных с внешней торговлей. Был создан реестр подобных объединений.

Создание специализированных советов по поддержке экс­порта дополнялось широкой гаммой других мер по финансиро­ванию отечественных экспортеров за счет средств федерального бюджета. Основными направлениями стали гарантийные обяза­тельства правительства по привлечению кредитных ресурсов, гарантированию и страхованию экспортных кредитов, привле­ченных Российским экспортно-импортным банком и другими уполномоченными банками; резервирование 500 млрд руб. и обеспечение гарантийных обязательств, введение прямого льгот­ного кредитования (ставка 66% против iOO% в сфере межбан­ковского кредитования).

В рамках дальнейших шагов по материализации внешней тор­говли система спецэкспортеров исчерпала себя и была отменена.

К числу других мер программы относятся приоритетное кре­дитование проектов, ориентированных на импортзамещение и экспорт, информационное, консультационное, маркетинговое и техническое содействие экспортерам и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: