Система импортного регулирования, сформированная в начале 90-х годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.
За исключением требований санитарно-ветеринарной инспекции, общественной безопасности и здоровья граждан, никаких иных ограничений, включая квотирование и лицензирование импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введенная с 1 июля 1992 г.
Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каждому товару соответствуют различные уровни ставок таможенных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отношении страны происхождения товара. Базовыми являются пошлины по отношению к странам, пользующимся режимом наибольшего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увеличиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран, ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Россией соглашение об интеграции. В тех случаях, когда страна не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки таможенных пошлин увеличиваются вдвое по сравнению с базовыми.[8]
|
|
Общий принцип установления таможенных пошлин следующий: повышение ставки пошлины по мере увеличения степени обработки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они равны 15%.
На первоначальном этапе введения тарифа абсолютная величина таможенных пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств, правительство пошло по пути увеличения таможенного обложения.
Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия, медикаментов, а также некоторых других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты.
В последующем, однако, в связи с необходимостью повышения фискальных сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после первого повышения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши, составляющие 7% объема импортных товаров, ставки были повышены до 20—30% и более.
В 1994 г. было проведено очередное повышение таможенных налогов. Новая шкала предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию сельскохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары — в среднем на 10—20%.
|
|
Очередное повышение таможенных пошлин на фармацевтические товары и некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.
Одновременно с «легализированным», отражаемым в официальной статистике, импортом в России действуют десятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за границу с сугубо коммерческими целями (покупка продуктов питания, товаров народного потребления и другой продукции). Неучтенная торговля этих частных лиц («челноков») достигает нескольких миллиардов долларов (по некоторым оценкам, в 1998 г. она составляла 10—12 млрд долл.). К числу безусловно протекционистских мер следует поэтому отнести принятый летом 1996г. закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долл., а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.
В 2004г., по данным Минэкономразвития РФ, объем импорта составит 64,2 млд. долларов США. Это больше, чем в 2003г. на 11 с лишним процентов. Показатель, может быть, и не очень большой. Если не учитывать, что на сегодняшний день таможенные отчисления составляют около пяти процентов ВВП и примерно 40 % от налоговой составляющей государственного бюджета. Прирост импорта означает не только дополнительные поступления в бюджет, но и более напряженную работу всех подразделений Государственного таможенного комитета России.
Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэкономических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противоположные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает усиление протекционистских и фискальных тенденций.