Импортное регулирование

Система импортного регулирова­ния, сформированная в начале 90-х годов в условиях тотального дефицита всех товаров, носит гораздо менее жесткий характер по сравнению с экспортной.

За исключением требований санитарно-ветеринарной ин­спекции, общественной безопасности и здоровья граждан, ника­ких иных ограничений, включая квотирование и лицензирова­ние импорта, практически не применяется. Основным способом регулирования является таможенно-тарифная система, введен­ная с 1 июля 1992 г.

Российский тариф представляет собой перечень товаров, подготовленный на базе международной классификации. Каж­дому товару соответствуют различные уровни ставок таможен­ных пошлин в зависимости от режима, применяемого в отноше­нии страны происхождения товара. Базовыми являются пошли­ны по отношению к странам, пользующимся режимом наи­большего благоприятствования. Для товаров, поступающих из стран, не пользующихся этим режимом, базовые ставки увели­чиваются вдвое. Для товаров, ввозимых из стран, относящихся к развивающимся (по классификации ООН), базовые ставки уменьшаются в два раза. Товары, происходящие из 46 наименее развитых из развивающихся стран, ввозятся беспошлинно, точно так же, как импорт товаров из стран СНГ, заключивших с Рос­сией соглашение об интеграции. В тех случаях, когда страна не имеет с Россией торгово-политического договора, ставки тамо­женных пошлин увеличиваются вдвое по сравнению с базовыми.[8]

Общий принцип установления таможенных пошлин следую­щий: повышение ставки пошлины по мере увеличения степени об­работки товара. Так, например, если импортные ставки на сахар-сырец составляют 1%, то на готовую продукцию они равны 15%.

На первоначальном этапе введения тарифа абсолютная вели­чина таможенных пошлин была относительно небольшой, что объяснялось нехваткой потребительских товаров и стремлением обеспечить внутренний рынок за счет импорта. Впоследствии, однако, испытывая острую нехватку денежных средств, прави­тельство пошло по пути увеличения таможенного обложения.

Новая система таможенного регулирования включала ряд изъятий, основная масса которых касалась продовольствия, ме­дикаментов, а также некоторых других товаров, при импорте которых осуществлялись дотационные выплаты.

В последующем, однако, в связи с необходимостью повышения фискальных сборов тариф был увеличен. В конце 1992 г. после пер­вого повышения таможенных ставок их величина колебалась от 5 до 15%. На предметы роскоши, составляющие 7% объема им­портных товаров, ставки были повышены до 20—30% и более.

В 1994 г. было проведено очередное повышение таможенных налогов. Новая шкала предусматривает среднюю ставку в 12,5%. Основное повышение коснулось продукции сельского хозяйства, что было сделано по настоянию сельскохозяйственного лобби в правительстве. Одновременно были повышены тарифы на строительные материалы, оборудование, промышленные товары — в среднем на 10—20%.

Очередное повышение таможенных пошлин на фармацевти­ческие товары и некоторые виды оборудования было проведено летом 1996 г.

Одновременно с «легализированным», отражаемым в офици­альной статистике, импортом в России действуют десятки и сотни тысяч лиц, выезжающих за границу с сугубо коммерческими целя­ми (покупка продуктов питания, товаров народного потребления и другой продукции). Неучтенная торговля этих частных лиц («челноков») достигает нескольких миллиардов долларов (по неко­торым оценкам, в 1998 г. она составляла 10—12 млрд долл.). К чис­лу безусловно протекционистских мер следует поэтому отнести принятый летом 1996г. закон о снижении суммы необлагаемого пошлинами ввоза товаров физическими лицами с 2000 до 1000 долл., а также дополнительное повышение величины таможенной пошлины на товары, ввозимые сверх этой суммы.

В 2004г., по данным Минэкономразвития РФ, объем импорта составит 64,2 млд. долларов США. Это больше, чем в 2003г. на 11 с лишним процентов. Показатель, может быть, и не очень большой. Если не учитывать, что на сегодняшний день таможенные отчисления составляют около пяти процентов ВВП и примерно 40 % от налоговой составляющей государственного бюджета. Прирост импорта означает не только дополнительные поступления в бюджет, но и более напряженную работу всех подразделений Государственного таможенного комитета России.

Оценивая в целом развитие внешнеторговых и внешнеэконо­мических программ Российского правительства, можно сделать вывод о том, что 90-е годы свидетельствуют о наличии тенденции к либерализации экспорта, принимающей форму отмены системы лицензирования и института спецэкспортеров. Прямо противопо­ложные тенденции наблюдаются в импорте, где преобладает уси­ление протекционистских и фискальных тенденций.

 

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: