Потенциально российская экономика обладает рядом привлекательных особенностей для иностранного инвестора, среди которых следует выделить емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.
На начало 1995 г. в России было зарегистрировано 13300 предприятий с иностранными инвестициями, а число работающих на них равнялось 330 тыс. человек. Для сравнения в Эстонии на тот же период было зарегистрировано около 14000 предприятий с иностранным капиталом.
Основная масса осуществленных инвестиций, как показывают данные табл. 8.4, приходилась до 1996 г. на предприятия пищевой промышленности, наиболее привлекательные в силу быстрой окупаемости вложенного капитала. Однако в последние годы отмечалось увеличение доли капиталовложений в ТЭК.
Из других отраслей наибольшей привлекательностью для иностранных инвесторов пользуются торговля, строительство, деревообработка. На долю всех остальных приходится около трети всех инвестиций.
|
|
Таблица 4.
Отраслевая структура иностранных инвестиций в 1995—1998 гг. (%)*
Отрасль | 1995 | 1996 | 1998 |
Промышленность | 43 | 33,3 | 32,9 |
в том числе | |||
топливная | 9,3 | 7,6 | 21,4 |
пищевая | 10,1 | 11,5 | 3,6 |
деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная | 5,7 | 4,4 | 1,3 |
машиностроение | 5,9 | 2,7 | 3 |
Торговля и общественное питание | 16,9 | 4,7 | 2,8 |
Транспорт и связь | 3,7 | 4,0 | 6,9 |
Прочие отрасли | 17,3 | 4,8 | 57,4 |
|
* По данным Госкомстата РФ.
Нелишне обратить внимание и на то, что существующая отчетность недостаточно точно отражает реальное положение дел. Причина заключается в том, что большинство совместных предприятий записывает в своем уставном фонде крайне широкий спектр деятельности, стремясь диверсифицировать ее и минимизировать риск в связи с ухудшением инвестиционного климата.
Особенностью российской действительности являются резкие диспропорции в величине уставных фондов создаваемых компаний. В топливно-энергетическом комплексе фактически действует несколько крупных монополистов, инвестирующих средства под правительственные гарантии. В подавляющем большинстве других отраслей функционируют мелкие компании с величиной уставного фонда, не превышающей нескольких десятков тысяч долларов. При этом в стране практически отсутствует наиболее активный и стабильный средний слой бизнесменов и предпринимателей, являющийся основой рыночной экономики любого государства.
Неравномерно распределение инвестиций по регионам. Подавляющая масса сосредоточена в наиболее развитых, обеспеченных инфраструктурой и квалифицированными кадрами — в Москве, Петербурге, Красноярске; минимальный уровень инвестиций — в Кавказском регионе.
|
|
Существующий объем иностранных инвестиций в России оценивается большинством экспортеров как явно неудовлетворительный. По экспертным оценкам реальных потребностей и возможностей, Россия могла бы осваивать 12 млрд долл. в год; идеальный вариант допускает даже 40—50 млрд долл.
Фактически, по данным Госкомстата России, совокупный объем иностранных инвестиций в экономику России, по состоянию на сентябрь 1998 г., превысил 30 млрд долл., в том числе в 1992 г. составил 1,5 млрд, в 1993 г. - 1,3 млрд, в 1994 г. -1 млрд долл.[9]
Таблица 5.
Иностранные инвестиции в экономику России (млн долл.)*
1995 | 1996 | 1998 | |
Всего | 2796,7 - 100% | 6506,1 - 100% | 9300 - 100% |
в том числе | |||
прямые | 1876,9 - 67,1% | 2090,0 - 32,1% | 1562,4 - 16,8% |
портфельные | 30,0- 1,1% | 45,4 - 0,7% | 186-2% |
из них: | |||
долговые ценные бумаги | 27,6 | 34,0 | 170 - 91,2% |
Прочие инвестиции | 889,8 - 31,8% | 4370,7 - 67,1% | 7551,6 - 81,2% |
из них: | |||
торговые кредиты прочие кредиты | 162,4 487,0 | 384,9 2714,8 | 1230,9 - 16,3% 6048,8 -80,1% |
|
* По данным Госкомстата РФ.
Гипотетическая привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов (прежде всего в связи с его неограниченными сырьевыми возможностями) явно уступает сумме негативных факторов, наиболее важными из которых следует признать социально-экономическую неустойчивость. Публикуемый ежегодно английским журналом «Экономист» рейтинг оценивает политическо-экономический риск в России в 90% по сравнению с 30—40% для большинства европейских стран.
В число негативных факторов входят также неразвитость системы страхования иностранных инвестиций, приватизация предприятий, ориентированная преимущественно на передачу прав администрации, а не как средство привлечения зарубежного капитала, фискально ориентированная система налогов и тарифов, отсутствие необходимой для бизнеса системы и инфраструктуры транспорта, низкая культура ведения бизнеса со стороны российских партнеров, коррупция в госструктурах и организованная преступность.
После 1990 г. Россия привлекла прямых инвестиций на 47 долл. на душу населения, в то время, как КНР — 130 долл., Польша — 203 долл., Чили — 585 долл. В конце 1997 г. валютно-финансовый кризис, разразившийся в Юго-Восточной Азии и Республике Корея, «задел» и Россию, обусловив ощутимое падение курса акций крупных российских предприятий, отток иностранных инвестиций.
Особого внимания заслуживают проблемы разработки правовой базы инвестиционного регулирования, проходящей стадию становления. Исторически нормативно-правовое регулирование в целях привлечения иностранных инвестиций в Россию прошло несколько этапов.
Первоначально (1987—1991 гг.) нормативными документами, принятыми еще в период существования СССР, было разрешено осуществление иностранных инвестиций на территории СССР путем создания совместных предприятий. При этом доля иностранного участия ограничивалась 49% в уставном капитале. Совместные предприятия признавались юридическими лицами советского права и на них распространялся национальный режим в сочетании с определенными льготами — таможенными, налоговыми и валютными.
Последовавший затем распад Советского Союза поставил на повестку дня вопрос о разработке национального российского законодательства. Основу действующего положения об иностранных инвесторах в РФ составляет «Закон об иностранных инвестициях в РСФСР», который закрепляет для иностранных инвесторов национальный режим.
Важное место занимают различного рода гарантии, которые ставят задачу обеспечить стабильность инвестиций, их неприкосновенность, свободное распоряжение капиталом, а также эффективную защиту прав инвесторов.
|
|
Законодательство предусматривает определенный ряд льгот и, в частности, по налогообложению имущества, ввозимого в качестве вклада в уставный фонд, так же как и имущества, ввозимого для собственного материального производства. Предусматриваются дополнительные льготы, которые могут быть предоставлены в связи с созданием свободных экономических зон (СЭЗ). Российское правительство идет по пути создания таких свободных зон, которые могли бы служить анклавами для привлечения иностранного частного капитала. К 1990г. 11 регионов России были объявлены свободными экономическими зонами. Практически по всем из них соответствующими постановлениями правительства были утверждены организационные положения, касающиеся разработки конкретных вопросов финансирования и налогообложения; реально ни одна из объявленных зон работать не начала.
Впоследствии, однако, проводя политику создания единых условий для всех предпринимателей, как российских, так и иностранных, российское правительство отменило льготный режим иностранных капиталовложений.
Стремясь изменить складывающуюся ситуацию, в середине 90-х годов в России было принято несколько постановлений, касающихся улучшения инвестиционного климата для крупных компаний, действующих в сфере нефтедобычи (Закон о разделе продукции и т.д.), однако серьезных изменений в притоке иностранного капитала это не принесло.
В последний период, однако, наблюдается медленная и несколько противоречивая тенденция некоторого улучшения и стабилизации. В июне 1994 г. заключено крупномасштабное соглашение с Европейским Союзом о партнерстве и сотрудничестве, открывающее новый этап во взаимодействии России с этим ведущим центром экономического развития не только в Европе; но и во всем мире. 1 декабря 1997 г. оно вступило в силу после завершения процесса ратификации в России и странах ЕС.
|
|
Получены новые кредиты от МБРР и МВФ. В 1994 г. в соответствии с обязательствами, взятыми на встрече «большой семерки», США учредили специальный Фонд поддержки мелких и средних предприятий в России, существенную роль в финансировании которого играет ЕБРР. Однако после некоторого оживления в привлечении иностранных инвестиций в 1995—1997 гг. в связи с острым финансовым кризисом в 1998 г. приток их сократился, а после 17 августа имело место изъятие капитала зарубежными инвесторами. В первом полугодии 1999 г. существенных изменений в этой тенденции не произошло.
После достаточно трудных предварительных переговоров МВФ выразил готовность отсрочки платежей в 1999—2000 годах на 16 млрд долл. При этом России предполагается предоставить кредит на 7,5 млрд долл., в том числе 4,5 млрд долл. от МВФ, 2 млрд. долл. от Мирового банка — на бюджетную поддержку и 1 млрд. долл. от правительства Японии. Кроме того, Всемирный банк предоставит кредиты на строительство автодорог, на дальнейшую реструктуризацию угольной отрасли и социальный заем на общую сумму 1,05 млрд долл.
В Феврале 2004г. Всемирный банк представил очередной доклад о состоянии экономики в России.
2003г. эксперты БВ назвали «еще одним хорошим годом для российской экономики», но напомнили, что ее две известные проблемы не решены. Речь идет о следующих проблемах: зависимости роста валового продукта от цен на углеводородное сырье и значительных задержках в осуществлении реформ. Всемирный банк констатирует, что, несмотря на высокие темпы роста инвестиций в 2003г, Россия по-прежнему остается чистым экспортером капитала. Прямые иностранные инвестиции (ПИИ), которые считаются индикатором доверия к экономике страны и проводимой ее властями экономической политике, остались на прежнем уровне – около 4млд. Долларов в год. Даже покупка ТНК компанией «Бритиш Петролеум» не смогла улучшить статистику ПИИ. Сделка на сумму 6,5 млд. долларов была зарегистрирована в офшоре. Авторы доклада подвергли сомнению данные об официальной структуре российского ВВП. По данным Госкомстата, экономика России является постиндустриальной: объем производства услуг составляет 60% и превышает производство товаров (40%). Более того, сектор рыночных услуг превосходит сектор государственных на большую величину, чем показано в доходах о занятости.[10]
Вот что пишет личный корреспондент «Известий» М. Хмелев по поводу устойчивого роста инвестиционной привлекательности России в глазах иностранных инвесторов:
«В то время как весь мир переживает спад деловой активности – в 2003г. общее количество сделок на рынке слияний и поглощений снизилось на 23%, в Восточной Европе их число и объем этого рынка в прошлом году существенно выросли. Движущим фактором этого стала Россия, где по итогам прошлого (2003) года зафиксирован беспрецедентный рост рынка сделок с капиталом».[11]