Россия и Всемирная торговая организация

 

Приведение внешнеторгового и внешнеэкономического за­конодательства России в соответствие с нормами международ­ной практики является важным элементом цивилизованного вхождения России в систему международного разделения труда.

После окончания Второй мировой войны Советский Союз входил в число участников переговоров о создании организации, которая могла бы заложить основу будущей системы междуна­родной торговли. Однако впоследствии из-за позиции совет­ского руководства того периода среди участников созданного на базе этих переговоров Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ) его не оказалось. Причина заключалась в принципиальной несовместимости принципов рыночного либе­рализма, на которых базировалось ГАТТ, с системой плановой экономики СССР.

Одностороннее критическое отношение к деятельности ГАТТ со стороны Советского Союза преобладало вплоть до на­чала перестройки конца 80-х годов. В 1990 г. Советский Союз подал заявление о получении статуса наблюдателя и получил его, в 1992 г. этот статус перешел к Российской Федерации.

В 1993 г., когда Россией было принято стратегическое реше­ние о вступлении во Всемирную торговую организацию — на­следницу ГАТТ, начался длительный переговорный процесс.

С технической точки зрения, процедура присоединения Рос­сии к ГАТТ/ВТО предполагает одновременно с подачей заявле­ния подготовку объемного документа, характеризующего ее торгово-политический режим.[12]

О тщательности проработки этой проблемы свидетельствует тот факт, что после подачи соответствующего заявления Россия получила более 500 дополнительных вопросов, которые охваты­вали экономическую политику большой группы государствен­ных ведомств. Вопросы касались государственной поддержки экономики, аграрной политики, государственных торговых предприятий, технических барьеров, интеграции стран — членов СНГ и т.д.

Цель такой длительной процедуры состояла в нахождении баланса между национальными экономическими интересами потенциального участника международной организации и жест­кими требованиями мирового рынка, связанными в основном с либерализацией внешнеэкономических связей.

Россия, стремясь вступить в международный торговый клуб, ставит задачу добиваться не только предоставления права на равных участвовать в международном торговом регулировании, но также и в легализации системы защиты своей национальной экономики. Такая возможность связана с тем,, что ВТО как ор­ганизация допускает довольно гибкий подход к индивидуальным особенностям протекционизма, обеспечивая взаимную сбалан­сированность различных форм. Так, например, в области им­порта товаров сельскохозяйственного производства в развитых странах действует довольно широкая система компенсационных сборов и лицензирования. Ожидаемая тарификация квот, т. е. пересчет этих ограничений в таможенный эквивалент, показы­вает, что уровень защиты сельскохозяйственного производства в странах Западной Европы адекватен 200—300% таможенной пошлины. С другой стороны, Россия является чуть ли не единст­венной страной в мире, где нет количественных ограничений импорта, в том числе и сельскохозяйственных товаров. Актуаль­на, очевидно, какая-то форма компенсации либеральной поли­тики Российского правительства.

В более широком плане вступление России в ВТО должно стабилизировать направленность политики российского прави­тельства, обеспечив определенный противовес протекционист­ским устремлениям представителей отдельных министерских лобби.

Вступление России в ВТО крайне необходимо для того, что­бы Россия не осталась на обочине мирового развития. Следует признать, что в настоящее время ВТО является крупнейшей ор­ганизацией, объединяющей практически все страны.

По состоянию на 1 июля 1998 г. участницами ВТО были 132 страны и Комиссия Европейского Союза (КЕС), на которые приходилось более 90% мирового товарооборота. Из крупных стран лишь Россия и Китай находились вне ее, однако в на­стоящее время обе эти страны активно добиваются принятия их в эту организацию. 29 других более мелких государств, по раз- личным причинам оказавшихся вне системы ВТО, также ведут переговоры о вступлении в нее.

Переговоры о вступлении в ВТО необходимы для повыше­ния правового сознания правительственных органов России. В руководящем управленческом звене России до настоящего времени отсутствует четкое понимание задач, возможностей и ограничений, накладываемых членством в этой организации. Особенно настороженно подходят к вступлению в ВТО регио­нальные руководители, опасающиеся роста внешней конкурен­ции своим производителям.

На первоначальном этапе своей деятельности, когда ГАТТ регулировало исключительно вопросы таможенного налогооб­ложения промышленных товаров, это мало касалось России (или бывшего Советского Союза), практически весь экспорт но­сил сырьевой характер. Сейчас ситуация меняется прежде всего в связи с тем, что в сферу регулирования включены вопросы ин­вестирования, налоговой политики, государственных стандартов и закупок, поскольку они касаются внешней торговли. При раз­работке этих нормативов на национальном уровне Россия обя­зана считаться с установившимися международными правилами и координировать свою политику.

Чисто экономические потери из-за отсутствия полноправ­ного членства России в системе ВТО объясняются дискримина­цией той технологически сложной продукции, с которой Россия могла бы выйти на мировой рынок. От отсутствия такого досту­па страна ежегодно теряет свыше одного миллиарда долларов.

Глобальная задача переговоров — найти баланс прав и обя­занностей России с учетом интересов стран — членов ВТО. На­ходясь вне правового пространства этой важной международной организации, любая страна оказывается в положении аутсайдера в международной торговле. Россия прошла лишь часть пути к осуществлению внешней торговли цивилизованными методами.[13]



Заключение

 

По степени вовлеченности в мирохозяйственные связи и в том числе по величине товарооборота Россия занимает скромное место в конце второй десятки стран, пропуская вперед многие европейские государства. Сырьевая на­правленность экспорта и ориентация импортных поставок на продукцию машиностроения, продовольствие и сырье свидетельствуют о наличии значительных проблем во внешнеторговых связях России.

Особое место занимает внешняя торговля с так называе­мыми странами «ближнего зарубежья», куда входят рес­публики бывшего СССР. С целью сохранить и упрочить особые экономические связи с бывшими советскими рес­публиками Россия предпринимает усилия по налаживанию тесных интеграционных связей со своими ближайшими со­седями: Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и особен­но Беларусью.

Несмотря на положительное торговое сальдо как в рамках торговли внутри СНГ, так и со странами дальнего зарубе­жья, в 2003 г. России не удалось переломить негативную тенденцию падения величины внешнеторгового товаро­оборота. Привлечение иностранных инвестиций в экономику страны находится на начальной стадии. Низкий уровень иностран­ных капиталовложений, достигающий по некоторым под­счетам 4—6 млрд. долл., объясняется малопривлекатель­ным инвестиционным климатом, нестабильностью полити­ческого положения и высоким уровнем налогообложения.  Исправление сложной экономико-политической обстановки связывается с расширением участия страны в междуна­родных торгово-экономических организациях и прежде всего во Всемирной торговой организации как централь­ном институте, осуществляющем международный контроль за деятельностью стран — участниц мирохозяйственных связей.

Таким образом, в новое столетие Россия входит с комплексом сложных проблем и задач в сфере развития внешней торговли. В качестве одной из центральных задач в настоящее время является развитие экспортных возможностей России и реализации конкурентных преимуществ российских предприятий, в первую, очередь, в наукоемких отраслях.

Однако главной целью развития экономических связей остается интеграция экономики страны в мировое хозяйство – и здесь главным вопросом и проблемой остается присоединение России к ВТО.

 


Список литературы:

 

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

2. Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М., ВЛАДОС, 2002.

3. Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. – М., Юристъ, 2003.

4. Зиядуллаев Н. Россия – Украина: стратегическое соперничество или партнерство.// Экономист.-2003.-№5

5. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов/Ломакин В.К.-М.: ЮНИТИ, 2000.

6. Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М., Финансы и статистика, 2001.

7. Россия: интеграция в мировую экономику: Учебник. /Под ред. Зименкова Р. - М., Финансы и статистика, 2002.

8. Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация. Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.

9. Тарушкин А. Б. Интеграция России в мировую экономическую систему. Под ред. д.э.н. проф. Н.И. Диденко. СПб.: Издательство «СФИНКС», 1995.

10. Хмелев М. Россия – лидер по числу приобретенных компаний. //Известия.-2004

11. Тимошин И. Шансы удвоить ВВП за последние десять лет близки к нулю.// Известия.-2004.-№4

12.  Экономическая интеграция в рамках СНГ//РЭЖ.-2003.-№5

 

 


[1] Семенов К.А. Международные экономические отношения: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.

[2] Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: Учебник. - М.: Юристъ, 2003.

[3] Булатов А.С. Мировая экономика. Учебник. – М., Юристъ, 2003.

[4] Зиядуллаев Н. Россия – Украина: стратегическое соперничество или партнерство.//Экономист. -№5.- 2003.-С. 70

[5] Тарушкин А. Б. Интеграция России в мировую экономическую систему. Под ред. д.э.н. проф. Н.И. Диденко. СПб.: Издательство «СФИНКС», 1995.

[6] Россия: интеграция в мировую экономику: Уч. /Под ред. Зименкова Р. - М., Финансы и статистика, 2002.

[7] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М., ВЛАДОС, 2002.

[8] Россия: интеграция в мировую экономику: Уч. /Под ред. Зименкова Р. - М., Финансы и статистика, 2002.

[9] Постников С.Л., Попов С.А. Мировая экономика и экономическое положение России. Сборник статистических материалов. – М., Финансы и статистика, 2001.

[10] Шансы удвоить ВВП за последние десять лет близки к нулю// Известия.-2004.-№4.- С. 9

[11] Хмелев М. Россия – лидер по числу приобретенных компаний //Известия.-2004.-С.8

[12] Сазерленд П., Россия и Всемирная торговая организация. Международная жизнь, М. - 1995 г., №9.

[13] Андрианов В.Д. Россия в мировой экономике. – М., ВЛАДОС, 2002.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: