«Управленческие» игры, включающие в себя три уровневые: — «тактик, сценарист и идеолог», — являются сложными, нелинейными и много векторными; заслуживают, по нашему мнению, более детального рассмотрения.
В своей основе эти игры имеют общую схему действий, выполняемых в следующей последовательности: сбор информации, подготовка территории и деятельность, направленная на достижение результата
При этом сбор информации имеет многовекторную направленность в соответствии с целями ее последующего использовании, в том числе: стратегическую, тактическую и
ситуативную.
Очевидно, что любая самостоятельная единица с собственным бюджетом, будь то фирма, мэрия, транснациональная компания или государство, имеет вертикаль власти, которую можно представить в виде пирамиды. Внутри такой пирамиды на всех ее уровнях идут игры, непрерывно нуждающиеся в информации, как «хлебе насущном», что, естественно, требует создания соответствующих систем информации, пронизывающих «насквозь» все, включая каждого гражданина. Сказанное, думается, не нуждается в детализации, ибо любой из нас может привести не менее десятка примеров о существующих службах информации разного уровня и методах их работы.
|
|
Со своей стороны полагаем целесообразным кратко рассказать о методах получения информации при непосредственном общении. Речь идет о методах отслеживания как сознательной или вербальной, так и неосознаваемой, или невербальной информации. Сознательная информация — это всё, произнесенное вслух вашим собеседником, что и анализируется прежде всего с целью как понимания тактики и стратегии его действий — прошлых, настоящих и будущих, — включая выяснение слабых и сильных сторон, так и игры им ведомой. Неосознаваемая информация — это всё, что сопровождает высказываемое вслух вашим собеседником, — интонации голоса, «язык тела» и другие внешние проявления его состояния. Сопоставляя результаты анализа обоих методов отслеживания (сбора информации), можно более определенно сказать об искренности и преследуемых целях собеседника, а самое главное, осознать его программы, заложенные на уровне бессознательного. При этом особая эффективность достигается при единении этих двух методов на базе высочайшего уровня освоения и применения каждого из этих способов.
Естественно, что в беседах, переговорах кто-то больше опирается на логику и соответственно развивает умение слушать, а кто-то на невербалику, или интуицию. Как указывалось в разделе «Коммуникативные приемы РСИ», мощным инструментом считывания невербальной информации является «Калибровка» — соединение знаний о скрытых внутренних процессах человека и их внешнем проявлении, а также умение мгновенно сопоставлять последние с вербальной информацией. Причем приемы Калибровки позволяют, на основе быстрого сопоставительного анализа, осуществлять ответные, также невербальные, воздействия на скрытые мотивы действий собеседника. Данный инструмент детально изучается при освоении коммуникативных техник РСИ и отрабатывается умение его практического применения.
|
|
Ниже выскажем лишь отдельное соображение о внешних проявлениях собеседника, которые могут ошибочно трактоваться.
Не вызывает никаких сомнений закономерная связь между бессознательными программами и передаче их вовне. Однако, как показывает практика, следует весьма осторожно относиться к общепринятым оценкам определенных внешних проявлений человека — жестам, позам. Может возникнуть ошибочное толкование фактов с вытекающими последствиями. Поза и жесты человека — это, как нам представляется, в первую очередь проявление энергоструктуры человека и лишь в незначительной степени выражение его мыслей и отношения к происходящему.
Управляющие часто разыгрывают спектакли, ведут «беседы-тесты» и используют многие другие приемы для отслеживания реакции присутствующих и определения программ поведения.
В арсенале «управленческих» игр имеется такое «оружие», как энерговоздействие на своих оппонентов и присутствующих, вызывая ощущения физического недомогания: тактик — состояние физического «давления» собственной массой, сковывая свободу мышления; сценарист — состояние удушья, дискомфорта в плечах и шее, приводящих к утере способности концентрироваться на мыслях и деталях.
Широкий спектр коммуникативных техник используется управляющими именно для получения информации, ибо единоличное обладание последней, например, задолго до неких грядущих финансовых потрясений на рынке ценных бумаг, делает ее владельца несказанно богатым. Недаром говорят: «информация — это власть», тем более в век информатики, где фирмы и компании ведут ожесточенные информационные войны.
При обсуждении социальных игр часто упоминается, что весьма желательно вести игру именно на «своей территории»; при этом подразумевается как пространственная, так и «виртуальная» территории. Если понятие «пространственная территория» вполне осязаемо и легко воспринимаемо, как, например, ваш кабинет, ваш зал заседаний и др., то понятие «виртуальная территория» требует пояснения.
Виртуальную территорию следует понимать как знание по крайней мере основных элементов «пульта управления» человеком — его привычки, пристрастия, биографические сведения, страхи, особенности характера. Управление и контроль подобной территорией осуществляется во время беседы или переговоров, либо посредством применения имеющихся психотехник, либо путем создания определенных под поставленную задачу условий. Принципиальным в эти» действиях является то, что мы стремимся «заманить» собеседника в наши рамки, а совсем не «выбить» его из собственных. Приглашая собеседника на нашу территорию, понимаем, что игра будет проходить в удобных рамках наших правил, и он будет вынужден подчиниться им; результат такой игры очевиден. Процесс «заманивания» соперника можно разбить на следующие этапы: «разрушение» его территории, «внедрение» своих правил игры и «доведение» игры до победного конца.
Вот почему так важен момент продуманной и тщательной подготовки территории — как важного инструмента воздействия на соперника. В этот момент, можно сказать, «куется» победа.
В подобной коммуникации важно помнить всегда, что перед вами очень сильный игрок, тем более, если это управляющий, владеющий по крайней мере не меньшим, чем вы, арсеналом приемов, техник, игровых заготовок. В начальной стадии игры, чаще ведущейся на нейтральной территории, стремитесь обсуждать общие вопросы, избегая личные местоимения и разговоры о собственной персоне. При этом старайтесь, чтобы ваш собеседник начинал задавать вопросы, что дает вам тот самый, возможно, первый и последний шанс контроля над процессом, и, главное, отслеживания его мыслей, а в конечном итоге понимания его замыслов.
|
|
4.5.3. Движение по Играм и его Особенности
Как указывалось выше, в Базовых Играх существуют 5 уровней игр: «реалисты, моралисты, тактики, сценаристы и идеологи» — некий вертикальный стержень развития, придающий рассматриваемой системе важное преимущество — линейность и понятную последовательность. При этом единым связующим элементом игр является внутренняя энергетика, не позволяющая появляться смешанному типу игр. *
Для удобства обращения с предлагаемой системой был введен «алгоритм перехода», единый для всех игр и состоящий из трех этапов: вход на уровень или первый этап (подуровень), баланс уровня или срединный этап (подуровень) и выход на следующий уровень или третий этап (подуровень)'. Приступая к рассмотрению алгоритма перехода, сделаем одну ремарку: «наследие» предыдущей игры исчезает только тогда, когда индивидуум полностью «собрался» на определенном уровне. Так, например, если моралист перестал испытывать потребность в постоянных спорах и сравнениях типа «хуже — лучше», то это означает только одно — он «состоялся как личность», его мнение стало авторитетным как среди сослуживцев, так и дома; он готов совершить переход в
игру «тактиков».
Вход в игру — это подуровень, на котором человек обладает признаками и предыдущей игры, и новой.
На этой стадии происходит адаптация к новой игре и ее правилам, требующая полной отдачи сил и энергии на их изучение. Этот этап характеризуется отсутствием результатов независимо от объема предпринимаемых усилий, что, естественно, вызывает стрессы и недомогания. Лекарство одно __- прекратите какие-либо действия, займитесь «инвентаризацией» пройденного с подведением итогов прошлого и незамедлительно приступайте к тщательному изучению внешней обстановки на текущий момент. Настоящий переходный этап таит в себе немалые проблемы, связанные с привычками предыдущей игры и порой неуёмным желанием борьбы, а также неумением подвести итоги прошлого и соответственно сделать из него четкие выводы, то есть неумением «снимать сливки». Все это «вкупе» приводит к «застреванию» на этом этапе с вполне высокой вероятностью возврата в прежнюю игру.
|
|
Кроме того, на этапе входа в игру человек остается один на один с собой, его сопровождают постоянные внутренние переживания и споры, чувства подавленности и растерянности. Теперь его задача — восстановить силы и накопить энергию.
Срединный или адаптивный уровень — некий «приют», как говорят альпинисты, — площадка для отдыха. Выход из данного этапа, безусловно, возможен, но при условии полного переосмысления и осознания прошлого и настоящего, а также при наличии достаточных сил, воли и энергии для осуществления балансировки уровня. Его окончание знаменуется завершением адаптации индивидуума к новому уровню мышления. При этом длительность процесса зависит только от его энергетического уровня и умения адаптироваться. Довольно часто случается, что именно в момент окончательного вступления в новую игру вступивший остается без сил. Eгo основной задачей становится «перестроить тело», принять все требуемые атрибуты перемен во внешнем облике. На стадии балансировки человек максимально вживается в новый мир: успокаивается, набирается сил, внешность начинает соответствовать уровню игры, мучения и сомнения остаются позади и, наконец, полностью входит в рамки нового Уровня. Длительность его пребывания на вновь освоенном Уровне определяется временем, необходимым для накопления энергии, достаточной для осуществления «прорыва» на следующий уровень. При этом на данной стадии он стопроцентно соответствует внешним признакам игры, но порой чрезмерно благодушествует, что чревато неблагоприятными последствиями для дальнейшего движения вверх по вертикали игр: вся его энергия расходуется на простое воспроизводство, то есть ничего не остается на накопление энергии для продвижения на другой уровень. Для выхода из такого «благодушного» состояния, из второго или срединного этапа, требуется достаточно сильный внешний импульс — потеря работы, переход на более высокий уровень близкого знакомого или коллеги, появление сильного конкурента.
Вызванная той или иной причиной «встряска» приводит к возникновению желания, ведущего к разработке конкретной цели, что, по сути, и является индикатором наличия необходимой энергии для достижения заданных результатов. Это и есть начало третьего, переходного этапа в следующую игру «выхода на новый уровень». Снова начинается структурирование собственных дел, приведение в боевую готовность наработок и извлечение соответствующих возникшей ситуации примеров из жизненного опыта. В таких экстремальных условиях интеллект игрока включает в игру скрытые, а также ранее незадействованные возможности.
Следует подчеркнуть, что весьма существенным фактором является конкретность и, главное, практическая осуществимость за достаточно короткий промежуток времени, желания и, соответственно, цели. Иначе, в случае амбиционного и неосуществимого в обозримом будущем желания, весьма вероятно появление парализующего состояния безысходности.
Итак, третий, переходный, этап целиком посвящается структурированию — глубокому осознанию собственного опыта и умения ведения прошлых игр, и на этой основе выявлению подспудно растущей внутри индивидуума качественно новой способности, готовой реализоваться «здесь и сейчас». Исходя из опыта непосредственного общения на семинарах и консультациях с активной частью молодых российских предпринимателей и деловых людей (на занятия и консультации, как показывает практика, не приходят пассивные, со слабо выраженной жизненной позицией и низкой целеустремленностью, люди), можно сказать, что три—пять лет — это тот срок, который необходим для окончательных внутренних изменений в мировосприятии человека. Последующее за осознанием наличия нового качества и «рождения» осязаемой и конкретной цели появление того самого шанса, влекущего за собой конкретные действия для достижения результата, происходит достаточно быстро — счет идет на месяцы.
По существу, переходный этап можно назвать также и «авантюрным», но в самом позитивном смысле слова, когда оно являет собой отступление от старых схем, появление Неуемного желания и стремления двигаться вперед и действовать по-новому, с огромным азартом и интересом. Очень часто именно на таком этапе оживляются безынициативные люди, становясь абсолютно другими, совсем непохожими на самих себя. Ярким подтверждением сказанному могут служить недолгие годы перестройки конца восьмидесятых годов прошлого столетия в нашей стране, когда многие советские люди были охвачены идеей кооперации и начали организовывать бесчисленное количество кооперативов, что в подавляющем большинстве было чистой авантюрой. Каждый, кто пережил состояние «перехода», в течение которого чувствуется биение каждой клетки организма, жизнь становится насыщенной и интересной, испытывает острое желание продлить свое присутствие в этом периоде. Но, к сожалению, пребывать долго в таком «переходе» невозможно: либо входим в новую игру, либо сползаем назад. Вступление в новую игру это новый цикл перехода на другой уровень: все начинается снова, но на новом витке движения по спирали.
Ниже рассмотрим конкретно переходы из игры в игру, начиная с игры «реалистов», и их особенности.
Итак, «реалист» — игра на страхе потери с основной целью: «добыча пищи». Вокруг «враги», но есть сплоченность и взаимная поддержка друзей и близких, чувство гордости за «свои руки» и «свою группу». При этом полностью отсутствует понимание того, что он как личность плохо ориентируется во внешнем мире — много непонятного и необъяснимого.
На стадии входа в игру он выглядит подавленным, в его голосе преобладают просящие ноты, присутствует «жалость» в глазах. При длительной работе на одном предприятии появляется чувство стабильности и безопасности, что знаменует переход реалиста в срединную часть игры — второй этап. Его жизнь стабильна и однообразна. Но внезапный «удар судьбы» — например, серьезные проблемы со здоровьем родителей, детей, жены, лечение которых требует значительных средств. Это заставляет его, никогда не ценившего времени вообще, структурировать, ценить свое время для дополнительных заработков и оплаты возникших расходов; причем начинает осознавать необходимость укрепления стабильности через образование, повышения профессионального уровня. Полученное образование и приобретенный профессионализм создают в нем чувство интеллектуальной стабильности, исходом которой является формирование собственного своеобразия и приход стадии выхода из реалистов.
Начинается процесс адаптации к игре «моралисты». В период адаптации он одновременно чувствует и свою ничтожность, и свою значимость, что, естественно, способствует возникновению и развитию внутреннего конфликта, происхождение которого он не может понять прежде всего по причине отсутствия умения анализировать. Вместе с тем он приобретает убежденность в том, что «интеллектуальная стабильность» — это защита от всего, и пытается ее усилить; причем знания он воспринимает как набор архивной информации. Его знания служат для оправдания собственных неудач или для высказывания рекомендаций окружающим.
В принципе моралист — это реалист, считающий знания «панацеей от всех бед». На основе знаний, различных образовательных дипломов он формирует свою позицию, порой излишне чванясь своими дипломами и поощрительными знаками по служебной или трудовой деятельности. На стадии входа в моралисты человек попеременно агрессивен и неуверен. Только с приходом внутреннего спокойствия завершается этот этап.
С полным утверждением понятия «интеллектуальной стабильности» моралист вступает в срединный этап игры. Большая часть моралистов, получив специальное образование и работая на стабильном предприятии, вполне довольна своим существованием. При этом обнаруживается поразительное обстоятельство: процесс мышления служит в качестве простого запоминания.
В срединном этапе или, «балансе», все свое время тратят на укрепление позиции, доказательства правильности или неправильности точек зрения, дискуссии и обсуждения чьего-либо авторитетного мнения. Показателем полной закрепленности моралиста на данном этапе можно считать появление перечня авторитетов, которым он беспрекословно доверяет, и вхождение в систему взглядов какой-либо группы: политической, научной, профессиональной. Следует заметить: моралисты создают вокруг себе такие рамки, которые делают их самыми закрепощенными среди всех остальных игр. Именно на этом этапе моралист может увлечься демонстрацией знаний источников информации, именами авторов теорий, цитатами знаменитостей, таким образом подчеркивая свою значительность.
Выход из игры начинается с появления сомнений в могуществе его знаний и отказе от теоретизирования и постоянного сравнивания на основе «архивной» информации, с признания того, что результат превыше знаний.
Именно с этого момента он начинает действительно мыслить, а не перекладывать «кирпичики информации в своем архиве знаний», воспринимать людей других игр беспристрастно, как объективную данность, замечать и анализировать реальные факты, учиться действовать; последнее протекает достаточно болезненно.
Из игры «моралисты» он забирает с собой только практические навыки и практические аксиомы. На момент выхода происходит смещение с авторитетов теоретических на успешных практиков, в речи появляется конкретность и целенаправленность, но внешний вид пока ещё не изменился.
Основная задача игры на данной стадии — это научиться как анализировать, так и применять на практике результаты анализа. Освоив эти основные инструменты нового для него восприятия и видения происходящего, моралист вступил на путь, ведущий его в другую игру, в другое качество, называемое «тактик».
Снова возникает внутреннее сражение между знаниями и фактами, между привычкой к постоянной «академической» бесплодной оценке окружающего и развивающимся умением направленного движения к цели, результатом. Итог этого сражения предопределен его стремлением стать тактиком: он приобретает необходимое, жизненно важное, умение скрывать свои мысли и оценки, с одной стороны, и доводит до автоматизма привычку мыслить и работать на результат, с другой.
Обретение умения хранить в себе собственные замыслы и мнения и включение в свой активный вокабуляр — активный словесный словарь — слова «надо» означает, что «внутренний имидж» сформировался и тактик вступает в срединную игру. Теперь уже с полной определенностью можно сказать, что он освоил немаловажное качество «управленческих» игр: «не говорить, что думаешь, — а думать, что говоришь». Все это отражается и в окончательном определении своего внешнего стиля и образа.
Можно только заметить, что в тактике еще проявляется «наследие» моралиста в стремлении укрепить свои позиции за счет получения какой-то должности на «службе государевой».
В отличие от «фундаментальных» игр пребывание тактика на срединном этапе продолжает быть высокоактивным, ориентированным на целенаправленное движение, выработку пенных бойцовских качеств, прежде всего цепкость в достижении конкретного результата. В его сознании происходит осмысление глубинных мотивов человека и возможностей воздействия на них — он бессознательно ищет успешную теорию развития бизнеса.
Он в итоге осознает, что окружающими можно и нужно управлять, и, закрепляясь в срединной стадии, осваивает и развивает свои навыки в решении тактических задач. В результате такой активной и полезной деятельности происходит резкое усиление его потенциала по комбинированию и управлению несложными ситуациями; отсюда возникает потребность в стратегическом развитии, что и подводит «матерого» тактика к завершающей части игры. Идет активное развитие его мыслительного аппарата — ставит более крупные цели и создает все более «хитроумные» планы их достижения. При этом все меньше и меньше участвует в «исполнительской» работе. Все это сопровождается стремительным движением вверх по «служебной лестнице», и вдруг, на пике своего полета, он «залетает» на территорию сценариста и обнаруживает, что его без видимых усилий переигрывают. Он серьезно и надолго задумывается, одновременно оптимизируя деятельность созданных ранее структур, и осознает — его мыслительные стратегии бессильны против сценариста.
Уместно заметить, что присвоение игре «тактик» дополнительного названия «переходной» между «фундаментальными и управленческими» не было случайным. Эту «приграничную нейтральную зону» мало кому удается пересечь. Последнее объясняется принципиальным различием в форме деятельности между выше указанными играми. Так, если тактик проявляет «активность в практической деятельности», вникает в вопросы и собственноручно все организует, то уже сценарист, если его рассматривать под этим углом зрения, внешне выглядит полностью бездействующим, постоянно «философствующим».
Как вы помните, сценарист — это прекрасный комбинатор и психолог в одном лице и именно с него начинается профессиональная игра на скрытых слабостях человека, игра его эмоциями, сценарная игра.
Тактик, входя в игру «сценарист», осознает на практике, что управление скрытыми, глубинными процессами человеческого сознания намного мощнее любых прямых силовых и линейных воздействий. Самое сложное для начинающего сценариста на первом этапе — научиться бездействовать и ждать. Пройти это испытание дано не каждому. Другая проблема, поджидающая его, заключается в отсутствии однозначной информации, с которой привык работать; он сталкивается с необходимостью иметь дело с едва обозначившимися картинами, состоящими из множества отдельных штрихов и никаких четких деталей.
Но как только начинающий сценарист освоит стратегическую игру и умение ждать, научится менять маски и «подавит» собственную значимость, и при этом главный приоритет приобретает метод получения результата при смещении акцента в его аналитической работе с «вещей» на процесс игры, то он оказывается в балансе игры «сценарист» — срединном этапе. Как правило, на этой стадии «уже сценарист» полностью погружается во вкушение плодов жизни. Попутно он расширяет свое влияние на окружающих без конкретной на то цели, захватывая новые территории для расширения своего влияния: власть ради власти. Из сибаритского состояния срединного этапа его вырывает, как не покажется странным, тривиальное состояние бесконечной скуки.
Игра «сценарист против сценариста» перестает быть даже конкуренцией, скорее это игра, как, например, теннис: ничего, кроме азарта игры и желания победить.
«Разыгравшийся», вошедший «на сто процентов» в игру, наш сценарист подходит к выходу из игры «сценарист» и последующего подхода к начальной ступени уровня игры «идеолога». Он, наполненный «до самых краев» энергией, понимает, что владеть и управлять территорией совсем недостаточно, его и охватывает неуемное желание принять участие в более изощренных и масштабных играх. Чувство гнетущей неудовлетворенности и понимание бессмысленности его постоянного пребывания «на публике» выводит его на новый уровень.
Но как только сценарист перестает испытывать вообще какую-либо потребность для подтверждения своего бытия «выхода на публику», научится играть из-за сцены и направит все свои силы и энергию в высшую игру «идеолог», он уже вступит в этап «баланса этой игры».
Таков, вкратце, процесс прохождения от выхода из игры «реалист» до входа в игру «идеолог». Можно отметить, что выше изложена схема движения, а жизнь настолько многообразна, насколько и удивительна, и всегда преподносит такие сценарии развития, которые можно будет лишь описать впоследствии.
Роль Игр в Социуме
Социальное общество — это гармоничная система, в которой естественно сосуществуют и функционируют все ее составляющие. Система общества закрепляется введением единых для всех моральных норм, традиций и законов, которые отлаживаются многими поколениями. Именно за счет ценностей общества система является «самоорганизующейся», замкнутой, во многом напоминающей природные экологические системы.
По аналогии с экологическими системами каждый слой общества несет ответственность за строго определенные функции. Так, в рамках социального общества «фундаментальные» игры ответственны за сегодняшний день — здоровье и «жизненный потенциал» социума; тактики — за благосостояние и мощь государства; а игры «сценарист и идеолог» — за будущее общества: его стабильность и развитие.
Итак, реалисты и моралисты являются фундаментом любого общества и их игры — групповые, легко управляемые и вполне предсказуемые. «Поле деятельности» — реальные условия жизни, общепризнанные факты и нормы. Эти игры прекрасно ориентируются в профессиональных областях, так как владеют «узкой территорией», ограниченной строго профессиональной деятельностью. Последнее дает им ряд преимуществ, таких, как высокая адаптационная способность к работе, быстродействие в стандартных ситуациях, житейская «хитрость». Однако, к сожалению, как только ситуация выходит за «профессиональные рамки», они становятся бессильными. Системное мышление, анализ ситуации и умение находить принципиально новое решение им несвойственно, что обусловлено нехваткой внутренней энергии — их «потенциал» охватывает лишь стандартные ситуации.
Реалисту свойственны развитые «программы» совести, справедливости, чувства вины, при повышенной агрессивности и высокой бесцельной подвижности. Ограниченный набор возможностей ими используется весьма эффективно. Они — отличные исполнители, находящие применение в различных сферах социума: служащие, чиновники, рабочие.
Их агрессивность — результат постоянной внутренней борьбы между личностью и программами за «личную свободу». Этот внутренний конфликт находит свой выход: реалисты устраивают «расправы», а моралисты — споры.
Основная задача реалистов в социуме — создавать материальные ценности: для обеспечения материальной жизни социума.
Игра «моралисты» направлена на сохранение основных устоев общества: моральных ценностей, развитие науки, истории народа, традиций; их можно назвать консерваторами или «хранителями морали». Мышление моралистов опирается на архивные данные — они имеют высоко развитую память и потому практически никогда ничего не забывают. Все академическое образование направлено именно на развитие памяти и запоминание основных теорий.
Эта игра зиждется на образовании, и задача моралистов __ развивать и поддерживать идеологические и научные ценности, охранять рамки идеологии. Естественно, они являются главной движущей силой игры «Социум». Игра «Государство» перестает существовать, если вдруг исчезают моралисты — защитники основных моральных устоев общества. Моралисты образуют огромный отряд «белых воротничков»: служащие, менеджеры, учителя, врачи, юристы, бухгалтеры.
Задача моралистов в социуме — сохранение установленных рамок путем отстаивания существующих принципов, норм и моральных ценностей, а также блокировка любых случайных нововведений в устройство жизни.
Тактик — это управленец, организатор, директор, предприниматель, «средний бизнесмен», и задача игры «тактик» — управлять, организовывать. Тактики, приходя в любое место, быстро вникают в ситуацию, принимают решение, заранее зная конечный результат. Они являются незаменимым слоем общества, но несут и опасность, связанную с их стремлением к самостоятельности. Лучшие качества тактиков, в особенности, высочайшая работоспособность, проявляются в единой, хорошо организованной системе управления, позволяющей не только производить «продукт» для общества, но и пользоваться плодами своего труда.
На тактиках держится производство, средний бизнес, политическая власть, армия.
Главная цель сценариста — известность, и власть и он умеет быть с тем, кто их получает. Он превосходно использует свою внешность как инструмент реализации своих планов, обладает уникальным умением «надеть на себя» ту маску, которая необходима для реализации своих планов.
Сценаристы — это «вельможи» социума, концентрирующиеся, как правило, в местах обитания власть предержащих. При этом замечено, что среди сценаристов больше особ женского пола, чем, например, в среде тактиков, что обусловлено, в первую очередь, культуральными архетипами современного общества.
Социум воспринимает игру «сценариста» как важный элемент планирования, силу, контролирующую и направляющую тактиков. От уровня развития игры «сценарист» зависит стабильность и уровень жизни. Ведь тактики — потенциальные носители «бацилл» революции, а сценарист, совсем наоборот, ратует за максимально прозрачную и стабильную систему.
Итак, задача сценариста — структурировать общество и создавать в нем стабильность, устанавливать ролевой порядок, организовывать жизненно важные процессы — игры.
Идеологов в обычной жизни, «на улице», практически встретить невозможно, а еще сложнее распознать так называемых «серых кардиналов». Достоверной информации о личной и деловой жизни идеологов нет, но периодически по этому поводу приводятся официальные данные. Идеологи — это одиночки, не нуждающиеся ни в известности, ни в каком-либо обществе. Их основная страсть и цель — власть. Идеолог со своей командой осуществляют функцию контроля за происходящими процессами и поддержание жизни в обществе: постоянно сохранять четкий ритм его функционирования.
Как правило, идеолог играет извне, отслеживая, например, соотношение сил вокруг собственной структуры, будь то корпорация или государство. Кроме того, идеологи создают будущее: организуют разработку долгосрочных стратегических планов развития и формулируют новые философские подходы, определяющие вектор развития территории.
Уместно отметить, что если для моралиста-ученого философия — это образ мышления, то для идеолога философия -- это инструмент, подобный оркестру — для дирижера или горнопроходческому комбайну — для шахтера.
Итак, идеологи ответственны за будущее государства и его социальное развитие.