Инвестиции, как фактор устойчивого развития экономики России

 

Российский рынок сегодня является одним из самых перспективных по своим возможностям. Страна имеет огромные запасы сырья и готовой продукции для поставки на рынки за пределами России. В дополнение к этому, на внутреннем потребительском рынке имеется огромный спрос на импортные и отечественные товары, а промышленная инфрастуктура России нуждается в значительном обновлении в соответствии с западными стандартами, что требует значительных финансовых средств.

Россия - это рынок, на который следует идти с долгосрочными деловыми намерениями. Страна продолжает претерпевать политические, экономические и социальные изменения, обусловленные становлением рыночных отношений. Те, кто не знаком с Россией, не должны полагаться на знание общепринятой правовой и экономической практики других стран. Необходимо иметь в виду, что часть корпоративных законов находятся в стадии развития.

Инвестиции - это неотъемлемая часть рыночных отношений, основная целевая направленность которых состоит в устойчивом, поступательном и регулируемом развитии общественного производства. Инвестиции служат мощным источником обновления производства и экономического роста страны, способствуют модернизации промышленного производства, привлечению новых технологий и росту рабочих мест. Проблему привлечения прямых иностранных инвестиций сегодня следует рассматривать в качестве одного из ключевых моментов при разработке и внедрении концепции устойчивого развития России.

Современное понятие устойчивого развития сводится к очень простой мысли: развитие человеческого общества и окружающая среда между собой неразрывно связаны. Эта мысль в виде мировой идеи была предложена на конференции ООН по окружающей среде и развитию в Рио-де-Жанейро в 1992 г. Вся история человечества - это неубывающий рост потребления природных ресурсов. За последние 100 лет темпы потребления резко возросли. В производство вовлечено столько ресурсов, сколько за все предыдущие тысячелетия. В 80 - х годах в каждый год впрессовывались десятилетия.

Субъектом увеличения темпов роста потребления природных ресурсов, и прежде всего энергетических, являются промышленно-развитые страны. Ресурсы выкачиваются из слаборазвитых стран. Доходы, получаемые от реализации ресурсов, распределяются неравномерно - 80 - 90 % остается в промышленно - развитых странах, 10 - 20 % в слаборазвитых странах. При этом численность развитых стран - 1,2 млрд. человек, а в слаборазвитых - 4,8 млрд. человек.

В результате несправедливого распределения доходов складывается такая ситуация:

· 1 - 1,5 млрд. человек ежегодно голодают;

· 1,3 млрд. человек лишены источников питьевой воды;

· 2 млрд. человек живут в антисанитарных условиях.

Численность населения удваивается каждые 40 лет. Если сейчас около 6 млрд. человек, то к 2040 г. ожидается 12 млрд. человек[18]. Поэтому проблема бедности может только обостриться. Однако рост бедности усиливает нагрузку на окружающую среду, так как бедные люди вынуждены: рубить лес, чтобы обогреться; резать скот, чтобы прокормиться и т.д. На уровне слаборазвитых стран наблюдается массовая распродажа природных богатств в попытке решить, таким образом, проблему повышения уровня жизни людей. Все это в свою очередь подрывает экономический рост.

Поэтому экономика и экология связывает бедных и богатых звеньями одной цепи. Выбраться из этой сети старыми средствами простого экономического роста невозможно.

Трудности, возникающие в дискуссиях по устойчивому развитию, в основном обеспечены тем, что для богатых стран ключевым словом является «устойчивость», то есть преимущественно решение экологических проблем, а для бедных - «развитие», то есть экономический рост и повышение благосостояния населения.

Учитывая вышесказанное, первичным условием развития является наличие и функционирование системы жизнеобеспечения человека, уровень совершенства которой характеризуется количеством гарантированных параметров, зависящих от уровня развития общества. Одним из таких показателей может стать индекс Джини, который показывает степень дифференциации доходов населения в стране.

Если рассмотреть, как степень неравномерности распределения доходов может отражаться на интересах развития страны, то можно сделать следующие выводы:

· из опыта бывших стран социалистического лагеря известно, что слишком равномерное распределение доходов отрицательно влияет на эффективность экономики, минимальные различия в доходах не создают достаточных материальных стимулов к активному участию людей в экономической деятельности - к добросовестному труду и предпринимательству;

· с другой стороны, чрезмерное неравенство в доходах отрицательно влияет на качество жизни людей, может угрожать политической стабильности в стране. Политическая нестабильность увеличивает риск инвестирования в экономику страны, отпугивает потенциальных инвесторов и тем самым наносит огромный ущерб перспективам экономического роста.

По свидетельству международных аналитиков, существует тесная прямая связь между темпами экономического роста страны и ее успехами в борьбе с бедностью. Экономисты, изучающие рыночную экономику, обычно исходят из того, что средняя склонность людей к сбережению доходов ради будущего потребления увеличивается по мере роста их доходов. И наоборот, чем беднее люди, тем меньше они могут себе позволить заботиться о своем будущем и делать сбережения. Такая же закономерность обычно прослеживается и в экономическом поведении частных фирм или даже правительств (это как раз таки и является одной из главных причин возникновения социально-экономических кризисов в развивающихся странах).

Поэтому неудивительно, что в более бедных странах, где большая часть доходов расходуется на удовлетворение текущих, зачастую неотложных потребностей, а общий уровень национального сбережения (валовые внутренние сбережения) оказывается, как правило, ниже. Низкий уровень валовых внутренних сбережений препятствует росту валовых внутренних инвестиций, а без дополнительного инвестирования невозможно поднять эффективность экономики и повысить доходы. Так замыкается «порочный круг бедности».

Помочь развивающимся странам вырваться из «порочного круга» могут и иностранные инвестиции, особенно если они сопровождаются передачей новейших технологий развитых стран. К сожалению, для привлечения в страну иностранного капитала требуются многие из тех условий, наличие которых необходимо и для стимулирования национальных инвестиций. Такими условиями, например, являются: политическая и экономическая стабильность; надежная банковская система; благоприятная налоговая политика правительства.

С другой стороны, потенциальная возможность получения в «готовом виде» прогрессивных технологий, разработанных в развитых странах, может теоретически позволить развивающимся странам развиваться быстрее, чем это делали в свое время нынешние развитые страны. Такое развитие событий позволило бы мировому сообществу уже в ближайшее время заняться практической реализацией мер направленных на предотвращение возникающих экологических проблем, не заостряя внимание на решении социальных проблем в бедных странах для, которых были бы созданы условия наиболее быстрого развития.

Экономика России переживает сложное время. Эксперты связывают это, прежде всего с резким сокращением военного производства (после распада СССР), а за ним, по цепочке, и многих смежных производств. Остановились многие крупные предприятия, целые отрасли промышленности; ВВП, уровень жизни населения снизились примерно вдвое. Наиболее серьезную угрозу для судеб России представляет распад производственного и научно-технического потенциала. Научно-технический потенциал, несмотря на известные слабости (в особенности односторонняя ориентация на военные цели), был в целом сравним с североамериканским и западноевропейским. Обвальное падение производства, особенно ВПК, парализовало спрос на НИОКР. Наука и научное обслуживание долгое время являлись одной из самых низкооплачиваемых сфер деятельности, вследствие чего возникло такое явление как «утечка мозгов» за рубеж и в другие сферы бизнеса. В последнее время оно приняла форму массовых скупок иностранными компаниями за бесценок результатов исследований и разработок. В результате кризиса перед Россией возникла реальная угроза потери экономической независимости.

Состояние экономической безопасности страны находит итоговое выражение в показателях социального здоровья нации. По всем его составляющим (уровень жизни населения, дифференциация доходов, степень удовлетворения социально-культурных потребностей, соблюдение прав и свобод личности, состояние преступности, динамика рождаемости, смертности, прироста населения, продолжительность жизни) достигнуты или превышены предельно допустимые величины. Нарастающий социальный протест, выступления оппозиции, критические оценки специалистов вынудили власти признать, что плачевное состояние российской экономики становится серьезной угрозой безопасности страны.

В настоящее время наиболее острой и неотложной задачей является выведение страны из экономического кризиса. Необходимо проведение эффективной промышленной и структурной политики: восстановление инвестиционной активности, спасение основного массива обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства, научно-технического потенциала страны; постепенный переход к структурно-технологической перестройке производства.

По оценке Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (ФКЦБ), для модернизации реального сектора экономики, обеспечивающей устойчивое развитие страны, необходимо ежегодное привлечение до 3 трлн. рублей инвестиций.

В первом полугодии 2005 года иностранные инвесторы вложили в экономику России 8,4 млрд. долларов. Как свидетельствуют сводные данные Госкомстата РФ, это на 25,5 % больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прежде всего это связано с улучшением экономико-политической обстановки в стране. Хороший пример тому - нововведения в налоговом и земельном законодательствах.

Девальвация национальной валюты позволила производить намного больше продукции (в основном за счет увеличения эффективности производства). Увеличение объема продаж позволило предприятиям увеличивать оборачиваемость заемных средств, и получать реальную прибыль через достаточно короткий промежуток времени.

Конъюнктура зарубежных рынков также позволила России (в этот период) увеличить экспорт на 30 млрд. долларов. Возросло доверие к правительству, которое доказало свою способность контролировать бюджет, исполняя его с профицитом. Все эти факты и подталкивали экономику вперед.

Что же касается прямых иностранных инвестиций, то, по сравнению их объемов с 2005 года можно сказать, что в России сложилась довольно - таки негибкая и жесткая система привлечения капитала. Она просто не принимает прямые иностранные инвестиции. Прежде всего, это связано с проводимой инвестиционной политикой в регионах, где в большинстве своем нет четких и понятных правил для инвестора.

Серьезного пересмотра требует региональная налоговая политика. Постоянные проблемы для перспективных инвесторов создает несогласованность между различными законами (федеральными, федеральными и региональными).

Негативно на инвестиционном климате сказывается избыточная бюрократия - государство по-прежнему предоставляет бизнесу плохие услуги.

Несмотря на все существующие проблемы, у российского бизнеса есть желание расти и развиваться. В разработанной Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2010 г. подчеркивается, что задача роста носит относительно временной характер. В результате реализации намеченных мер будут созданы (уже создаются) решающие предпосылки для перехода к следующему этапу преобразований в экономике. Определяющее значение в процессе перехода страны к устойчивому развитию будет иметь накопленный научно-технический потенциал. Предпринимаемые в настоящее время меры по его сохранению и развитию позволяют надеяться на то, что в период после 2005 года  он останется важным фактором, способствующим развитию экономики. Преодоление угрозы технологического отставания отечественной экономики от уровня индустриально развитых стран и обеспечение со стороны производственного аппарата основы для последующего экономического роста во многом будет зависеть от интенсивности обновления основного капитала.

Однако реально ожидать значительного увеличения в общей массе эксплуатируемых фондов доли сравнительно нового основного капитала современного технического уровня, что обеспечит реальные предпосылки для устойчивого развития экономики.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: