Лекционно – семинарско - зачетная технология

Этот тип технологии состоит из форм учебной деятельности, характерных для вузов. Поскольку старшая школа ориентирована в большей мере на поступление в вуз и в ней реализуется профильное обучение, старшеклассников следует заранее готовить к новой образовательной среде. А в преподавании биологии возможно использовать эту форму учебной деятельности уже в среднем звене. Для учителя биологии овладение данной технологией не сложно, отдельные элементы давно широко применяются в школе. Тем не менее, учителю следует освоить следующие частные технологии:

üподготовки к лекции, семинару, зачету, дискуссии, консультации;

üорганизация учебной деятельности;

üуправление учебной деятельностью;

üсамоанализа результатов обучения.

Лекция, семинар, зачет в единстве и взаимосвязи реализуют задачи обучения и развития. Школьная лекция – это форма организации учебного процесса, который предполагает широкую демонстрацию личностного отношения учителя и учащихся к учебному материалу. Особенность школьной лекции в использовании элементов беседы, проблемных и развивающих ситуаций, отработка понятий с целью активизации учащихся, вовлечение их в сотрудничество. После школьной лекции учителем планируется семинар как форма творческого поиска знаний, их осмысление и закрепление.

Уроки – семинары – особые уроки уже потому, что на рабочем месте учеников, кроме привычных учебников, лежат новые книги, индивидуально – творческие и исследовательские работы, рефераты, справочники. Работа учеников на уроке – это участие в общем процессе познания. Урок – семинар требует серьезной подготовки и учащихся и учителя. Семинарские занятия дают хороший результат только в том случае, когда школьники к ним хорошо подготовлены. С этой целью учащихся заранее необходимо познакомить с вопросами, которые подлежат рассмотрению, порекомендовать литературу, по мере необходимости проводить консультации. По способу проведения семинары можно разделить на следующие типы: семинары на основе рефератов, докладов, сообщений; семинары- собеседования (когда учащиеся готовят одни и те же вопросы); семинары смешанного типа; семинары-диспуты и семинары с преобладанием самостоятельной работы. Например, семинарским занятием целесообразно завершить тему «Эволюционное учение» в 9 классе, поскольку она обширна по объему материала, сложна для детей. Семинар можно провести в форме деловой игры. За 10 дней до проведения  семинара учащиеся были разбиты на группы и получили задания, также учащимся был рекомендован список литературы для подготовки. Задания давались дифференцированно и на выбор (особого внимания требуют слабые учащиеся).

Школьники заранее делятся на несколько групп («экологи», «растениеводы», «животноводы», «селекционеры», «специалисты по защите животных и растений»). Группам предлагаются карточки с заданиями. Ведущий группы готовит сообщение по теме «Применение эволюционной теории в селекции, животноводстве, медицине, экологических исследованиях» и подводит итоги работы по заданию.

  «Растениеводы», «животноводы» должны рассмотреть в своих докладах и сообщениях следующие вопросы:

S Как используются знания о наследственности и изменчивости при выращивании растений и животных?

Школьникам необходимо раскрыть принцип подбора сортов и пород с учетом их наследственности и изменчивости, указать на возможность границы модификаций при внесении удобрений, поливе, повышении урожайности и улучшении продуктивности животных;

Показать, почему необходимо учитывать действие естественного отбора на сорта и породы.

«Селекционеры» решают следующий вопрос:

SКаким образом ученые-селекционеры используют эволюционное учение для выведения новых сортов и пород животных?

Школьники должны показать использование знаний всех видов  наследственной изменчивости и искусственного отбора при выведении сортов и пород.

Группы «экологов», «специалистов по защите животных и растений» выявляют пути использования знаний об эволюции и экологии для решения задач охраны окружающей среды:

S Как велико многообразие видов живых организмов на Земле? К каким нежелательным последствиям приводит нарушение этого многообразия? В чем проявляется и чем грозит Земле бездумное вмешательство человека в природу?

Учащиеся должны на примерах показать взаимоотношение между особями популяций одного вида, разновидовых популяций, между особями и факторами неживой природы.

На последнем этапе работы семинара вырабатывается общая позиция, интегрирующая общую точку зрения групп. Учитель оценивает работу детей и подводит итоги семинарского занятия.

 Семинар позволил не только углубить, но и обобщить знания школьников по основным положениям эволюционного учения, развить умения давать научное объяснение процессам возникновения приспособленности организмов и видообразования, показать возможности использования эволюционной теории в практической деятельности человека.

После семинара целесообразно провести урок – зачет.

Урок - зачет одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определенных программой при изучении указанного материала.

Уроки – зачеты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результат учебы.

Успешность проведения урока – зачета во многом зависит от того, насколько тщательно проведена подготовительная работа к нему как со стороны учителя, так и учащихся.Еще до изучения темы, по которой планируется проведение зачета, учитель должен определить его цели, круг вопросов по теории, которые подлежат контролю, формы и виды проверки практических умений и навыков. Необходимо также выделить и подготовить из числа учеников данного класса помощников-консультантов. Они помогут учителю на уроке – зачете и при подготовке к нему: заранее оформят стенд с вопросами, заданиями, рекомендациями, примут участие в размножении некоторых материалов: памяток, карточек для слабо успевающих учеников, карточек – заданий для индивидуальной работы. Они также окажут помощь товарищу при подготовке к зачету.

Консультанты на таком уроке не опрашиваются. Они помогут учителю проверять задания, выполняемые товарищами по классу, выставляют оценки в «Листы учета знаний». Усвоение ассистентами материала по данной теме учитель контролирует по мере изучения его на уроках, предшествующих зачету.

Во время проведения зачета задания могут быть даны как всему классу, так и части учащихся. Следует учитывать и то, что те школьники, которые в течение изучения темы успешно справлялись со всеми видами заданий и упражнений, могут быть освобождены от части предлагаемых на зачете заданий или выполнить индивидуальные задания.

 На зачете целесообразно сочетать как письменные,так и устные формы опроса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: