Исследовательская деятельность на уроках биологии

Исследовательская деятельность способствует формированию определенного опыта по поиску подходов к проблеме, проведению анализа результатов, поиску новых подходов, логичности знаний и умений.

Первая ступень – ситуация теоретико – эксперементального исследования на уроке, стимулирование к исследовательской деятельности.

На этом этапе формирование познавательного интереса и познавательной потребности происходит опосредованно, через развитие других интересов и потребностей., зная искомый результат.

На уроках биологии и заседаниях биологического кружка – это выполнение краткосрочного эксперимента по готовому алгоритму. Это дает возможность каждому ребенку почувствовать себя в роли ученого, приоткрывающего дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая знания в процессе эксперимента, учащиеся получают уверенность в их истинности и справедливости. Такие знания являются осмысленными, требующими своего закрепления в сознании логическими связями, что стимулирует ребенка к новым исследовательским действиям.

Вторая ступень – ситуация частично – поискового исследования, научение образцам исследовательской деятельности на основе получения новой информации. Педагог задает направление поиска, но не знает конечного результата, предлагая ребенку самостоятельно решить проблему.

Оптимальной формой организации исследовательской работы на этой ступени является работа в малых группах. Обсуждение результатов исследования происходит в форме диалога, который предполагает обмен информацией о ходе исследования и его результатах. Учащиеся продвигаются в направлении понимания сути явления, осознают его значимость, для этого самостоятельно ориентируются в направлении дальнейших поисков, определяя при этом линию своей деятельности и поведения. У учащихся формируются умения анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать. Такую работу можно считать учебно – исследовательской. Группа учащихся на элективном курсе может заниматься изучением теорий происхождения жизни на Земле. Для выявления большого числа ученых, внесших вклад в конкретную теорию, недостаточно только одного текста учебника, поэтому учащиеся обращаются к предложенной учителем литературе, обнаруживают для себя, что каждая теория – результат многолетних исследований многих ученых. Рассматривая основные положения теорий, выявляют логику исследования и узнают, что раньше или позже к такому же выводу пришли и другие. Они убеждаются в познаваемости мира и одновременно понимают, что настоящий ученый – тот, кто сам может организовать свою деятельность.

Третья ступень – ситуация поисковой исследовательской деятельности, основанием для создания которой служит исследование с неопределенным содержанием. На этом этапе наблюдается выраженное стремление к доказательности актуальности своих действий, целесообразности использования результатов исследования на практике.

В основе технологии на данном этапе лежит коллективно – распределительная деятельность учащихся, позволяющая создавать атмосферу совместного исследования. Учащиеся учатся использовать для убедительности своих доказательств данные областей других наук, соотносят свои взгляды со взглядами своих товарищей; свои цели с целями всей исследовательской группы.

Четвертая ступень – ситуация научно –исследовательской деятельности. Деятельность учащегося в этой ситуации характеризуется проявлением субъективного отношения к изучаемым фактам и способам их объяснения, самостоятельным поискам противоречий, проблем. На этой ступени учащийся самостоятельно задается проблемой исследования, определяет цели, составляет алгоритм действий для их достижения.

Исследовательская деятельность – самостоятельная деятельность, но учитель может управлять процессом появления и преодоления затруднений,прогнозировать их появление, а следовательно, активизировать мировоззренческие позиции в учебном процессе.

Ведущим принципом исследовательской деятельности является принцип самодеятельности. Реализацию данного принципа поддерживают принципы доступности, естественности и экспериментальности, осмысленности и культуросообразности.

Ведущими средствами для достижения поставленных целей являются: насыщение практических занятий эмоциональным содержанием, включение исследовательских заданий по мировоззренческой проблематикев приближенных к реальной деятельности ситуациях, создание рефлексивных ситуаций, ситуаций успеха.

С целью стремления к самообразованию, совершенствованию необходимо выстраивать деятельность с учетом дифференцированного подхода к обучению. Использование исследовательских заданий одной сложности приводит к угасанию интереса к исследовательской деятельности. Стремление к самообразованию и самосовершенствованию у учащихся реализуется через выполнение исследовательских заданий, первоначально вызывающих затруднения при осуществлении.

Мнения коллег и собственные наблюдения за учащимися позволяют сделать вывод о том, что исследовательская деятельность позитивно влияет на процесс становления ребенка. Старшеклассники, включенные в исследовательскую деятельность, внимательно слушают, наблюдают, отвечают на вопросы и формулируют их, грамотнее анализируют и оценивают факты, события, явления.

Сами учащиеся отмечают повышение степени самостоятельности в своей учебной деятельности. В результате - повышение качества знаний и способность к определению своего места в мире.

5.Технология проектного обучения –

педагогическая технология, в которой видна самостоятельная, творческая, познавательная работа учащихся над разрешением проблемы по желаемому изменению объекта или процесса, выполненная под руководством педагога.

Цель проектного обучения состоит в том,чтобы создать условия, при которых учащиеся:

1.самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

2.учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

3.приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

4.развивают у себя исследовательские умения;

5.развивают системное мышление.

Алгоритм деятельности учителя по организации проектной деятельности обучающихся заключается в следующем:

SСоздание положительной мотивации к работе через постановку интересной проблемы, создание проблемной ситуации.

SСовместное участие учителя и учеников в анализе проблемы. SВыдвижение гипотез, подвергающихся проверке, и отсев бесполезных гипотез.

SОзнакомление учащихся с методами исследования проблемы и данными науки.

SСоставление плана работы.

SВыявление связей темы исследования с другими темами.

SПоиск противоречий.

SВыдвижение новых гипотез и их обсуждение.

SПромежуточный контроль и коррекция выполняемой работы.

SПредзащита работы.

SОкончательное оформление и защита работы.

Необходимо предлагать детям интересные и посильные для них проектные работы.

Например, в рамках коллективного проекта «Здоровые дети – сильная Россия» учащиеся выполняли  индивидуальные проекты на темы: «Влияние алкоголя на организм человека», «Гигиена человека», «Правильное питание», «Закаливание организма».

Могут быть и специальные, достаточно значимые проекты, такие как: «Наш школьный двор», «Аллея Памяти», которые охватили учащихся 6-11 классов нашей школы.

 Прежде чем  учащиеся приступят к разработке проекта, учителю необходимо определить для себя следующее:

tцели учащихся и учителя;

tместо данного проекта в учебном процессе;

tинтегрируемые школьные предметы в соответствии с выбранной темой;

tтип проекта;

tпродолжительность проекта (2-6 ч – краткосрочный проект, 12-15 –ч –среднесрочный, четверть – полугодие, год – долгосрочный);

tзадания для учащихся, виды деятельности в соответствии с заданиями и результат;

tстадии работы над проектом;

tсодержание разделов по выбранной теме.

Вот, например, что может входить в содержание проекта «Сохраним свою землю голубой и зеленой».

Введение.

Санитарно – гигиенические характеристики п. Марьинка.

Биоиндикаторы чистоты воздуха.

Вода - начало всех начал.

Источники загрязнения воды.

Санитарный контроль за физическими факторами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: