Информационно – коммуникационные технологии

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; отразить существенные стороны биологических объектов, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование компьютерных программ решает ряд важных задач:

üделает процесс обучения наглядным;

üповышает объективность оценки ответов;

üпозволяет осуществлять индивидуальный подход к обучению;

üсокращает время проверки знаний учащихся.

На уроках, элективных курсах по биологии и во внеурочное время можно использовать электронные учебники, которые помогают решить следующие дидактические задачи:

üусвоить базовые знания по предмету,

üсистематизировать усвоенные знания,

üсформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием компьютера,

üоказать учебно – методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом,

üобеспечить удобную образовательную среду и возможности самостоятельного выбора в поиске и использовании источников информации.

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Цель такого представления учебной информации – формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной  презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей; позволяет построить учебно – воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования памяти, внимания, мыследеятельности, гуманизации содержания образования. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока.

Новые информационные технологии активно внедряются и в исследовательскую деятельность учащихся. Многие школьники  с удовольствием выполняют исследовательские и проектные работы по биологии и экологии, сравнивая таблицы, схемы, рисунки, диаграммы. Так, для защиты некоторых проектов ребята самостоятельно подготавливают слайд – фильмы.

В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Полезным и эффективным может быть посещение Интернет в трех основных случаях:

во –первых, может быть поставлена задача найти дополнительную учебную информацию с сохранением её для последующего использования. Например, при изучении темы «Генетические основы селекции» в 11 классе учащиеся, пользуясь Интернетом, нашли много очень интересной информации по данным вопросам.

во – вторых, возможна задача: отыскать принципиально новую информацию, сопоставить её с известной, то есть создать проблемную ситуацию, инициирующую конструктивное общение. При изучении в 11 классе темы «Генетическая и клеточная инженерия» учащиеся нашли сведения о последних разработках в области клонирования и отношению к вопросу клонирования различных ученых.

в –третьих, может быть поставлена задача сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа учащегося.Например, в 11 классе по теме «Достижения биотехнологии».

Кроме проведения уроков, использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить необходимый дидактический материал: варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ.

Применяя информационные технологии в своей работе, необходимо помнить, что более эффективное применение на каждом уроке будет тогда, когда используем не весь урок, а фрагменты более сложных вопросов. Использование мультимедиа в течении всего урока неэффективно, проще и легче использовать фрагменты или конкретный вопрос.

 Компьютерные уроки также эффективны в использовании обобщающих уроков, уроков – зачетов, а также уроков – семинаров, игр.

Использование традиционных технологий урока в сочетании с компьютерными технологиями повышает работоспособность обучающихся, особенно повышается обратная связь диагностики ошибок, когда можно вернуться к любому вопросу и повторить его снова.

(Прилагаются презентации уроков, созданные учителем и учениками, а также адрес сайта в Интернет)


 

                                 Заключение

В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практики учебно – воспитательного процесса.

Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет.

sСодержание образования обогащается новыми процессуальными умениями, развитием способностей оперированием информацией, творческим решением проблем науки и рыночной практики с акцентом на индивидуализацию образовательных программ.

sТрадиционные способы информации – устная и письменная речь, телефонная и радиосвязь уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

sВажнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно – ориентированное взаимодействие учителя с учениками.

sОсобая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

sНамечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, микро – и макросоциума.

sУвеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания.

В психолого – педагогическом плане основные тенденции совершенствования образовательных технологий характеризуются переходом:

s от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего использовать усвоенное;

s от чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умственных действий;

s от ориентации на усредненного ученика к дифференцированным и индивидуализированным программам обучения;

s от внешней мотивации учения к внутренней нравственно – волевой регуляции.

В российском образовании провозглашен сегодня принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий.

     При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм – дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных российских условиях целостных педагогических систем прошлого.

   В этих условиях учителю, руководителю (технологу учебного процесса) необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, не тратить время на открытие уже известного.

Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного арсенала образовательных технологий.





double arrow
Сейчас читают про: