Эволюционный подход к формированию долгосрочной стратегии России на перспективу до 2010-2015 гг

 

 

Одной из основных целей рассматриваемой долгосрочной страте­гии должно стать восстановление нормального хода экономической эволюции в России. Частично на эту цель работают предложенные Г. Грефом и его командой в «Основных направлениях социально-экономической политики Правитель­ства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» меры по ослаб­лению административных препятствий для входа на рынок, созданию равных конкурентных условий всем субъектам хозяйствования, снижению рисков работы в российской экономике, сокращению трансакционных издержек.

Такого рода меры важны, но недостаточны. Для экономической эволю­ции необходимы ресурсы как финансовые, так и материальные. Именно здесь возникают проблемы, которые должны быть решены в рамках долгосрочной стратегии.

Проблема преодоления дефицита финансовых ресурсов. Только при мощной кредитной поддержке со стороны институциональных инвесторов и коммерческих банков современный новатор может внедрять свои нововведения. Это одно из важнейших условий экономической эволю­ции. Однако в России в настоящее время отсутствуют необходимые кредит­ные ресурсы, а многочисленные предложения провести эмиссию под инвес­тиционные проекты противоречат современным неэволюционным теориям, полагающим, что инвестиции должны формироваться в основном за счет на­копленных сбережений. Что делать: рассчитывать на ресурсы иностранных инвесторов? попытаться вернуть «сбежавший» за границу капитал? найти способы аккумуляции находящихся на руках населения денег или ждать пока карликовая денежно-кредитная система России превратится в мощного тита­на, способного кредитовать новаторов? Мне представляется, что в данной ситуации выход имеется.

Экспериментальные расчеты, проведенные автором с помощью эволюци­онной модели, показали: в США после Второй мировой войны новаторы обес­печили рост экономики при условии, что их финансовые ресурсы (в среднем) примерно на 60% образовывались за счет накопленных сбережений (причем эти сбережения частично являлись собственностью новаторов, частично за­имствованы в разных формах на финансовых рынках) и примерно на 40% — за счет кредитной эмиссии, т. е. создания новых денег (см. табл. 1.1.1).

Таблица 2

Обеспечение денежными средствами экономического роста США, %

Показатели

Год

1933 1941 1946 1950 1955 1959 1971 1976 1983 1992
Всего В том числе накопленные сбережения Деньги эмитируемые 100     84 16 100     76 24 100     23 77 100     100 - 100     90 10 100     85 15 100     35 65 100     41 59 100     61 39 100     59 41

 

В эволюционно развивающейся экономике США новые деньги приходят в первую очередь к новаторам. Эти деньги покрывают издержки эволюционной инфляции, посредством которой новаторы отбирают определенную долю ресур­сов у консерваторов, и частично — инвестиционные затраты, связанные с разви­тием новых производств. Без эмиссии денег новаторы просто бессильны решать свои задачи. Парадоксальная вещь: Америка живет по двойным стандартам. В реальной экономике она придерживается законов эволюции и активно поддер­живает становление новых технологий, в частности информационных техноло­гий постиндустриального типа; в теории (прежде всего в неоклассической) от­рицает эти законы, и не только отрицает, но через Международный валютный фонд навязывает это отрицание другим странам, в том числе России.

Итак, для того чтобы восстановить режим эволюционного развития рос­сийской экономики, необходимо задействовать механизм кредитной эмиссии под инвестиционные проекты. Возможные размеры годовой эмиссии должны быть ограничены не суммарной стоимостью эффективных инвестиционных проектов, а годовой производственной мощностью инвестиционной сферы России: нельзя допустить, чтобы денежный спрос на продукцию инвестици­онной сферы превышал ее возможности. Соответственно необходимо провес­ти инвентаризацию предприятий инвестиционной сферы, которая позволила бы установить степень их жизнеспособности и определить затраты, необходи­мые для их модернизации. Не исключено, что именно с модернизации пред­приятий инвестиционного машиностроения и следует начать восстановление режима эволюционного развития экономики. А это значит, что кредитные линии следует открывать не сразу для всех новаторов, а для новаторов-маши­ностроителей и новаторов-смежников.

Конструктивным решением вопроса о кредитовании инвестиционных проектов отечественных новаторов следует считать создание российского банка развития. Такого рода банки существуют во многих странах мира. Они решают задачи поддержки и стимулирования природоохранных и энерго­сберегающих мероприятий, финансирования новых технологий и продуктов, создания новых рабочих мест, содействия экспорту, восстановления эконо­мики после войны или природных катаклизмов и т.д. Капитал таких банков формируется или государством, или в смешанном государственно-частном варианте. Рефинансирование происходит через эмиссию собственных ценных бумаг и их размещение на рынке капиталов. Банки развития привлекательны для новаторов долгосрочными (до 10-12 лет) кредитами и фиксированными ставками процента, которые, как правило, ниже рыночных.

Проблема возможного дефицита топливно-энергетических ресурсов (ТЭР). Существует опасность, что экономический рост в России в ближайшие 10-15 лет будет крайне низким вследствие нехватки энергетических ресур­сов. В «Основных направлениях социально-экономической политики Прави­тельства Российской Федерации на долгосрочную перспективу» утверждает­ся, что для увеличения в 2010 г. объема произведенного ВВП в 1,87 раза отно­сительно 1999 г. вполне достаточно, чтобы внутреннее потребление ТЭРа вы­росло за этот же период всего в 1,1 раза. Огромный разрыв между темпами роста ВВП и внутреннего потребления ТЭР объясняется имеющейся якобы возможностью снижения энергоемкости ВВП в течение ближайших 10 лет в 1,7 раза. Однако мировая статистика свидетельствует, что столь высокие темпы снижения энергоемкости ВВП просто нереальны. Подавляющее большинство стран мира развивает свою экономику на фоне растущей или в лучшем случае стабильной энергоемкости. И лишь не­которые страны, входящие в группу так называемых High-income economies (страны «золотого миллиарда»), растут в условиях снижения энергоемкости, но все же не такого быстрого, как прогнозируют для России разработчики «стратегии». Например, в 1980-1990 гг. средний для группы High-income economies индекс снижения энергоемкости составил всего 1,18. Если из этой группы стран выделить страны-чемпионы, то наилучшие показатели были у Дании — 1,21 и у Великобритании — 1.24.

С точки зрения эволюционной экономики ожидаемый дефицит ТЭР есть следствие того, что иностранные новаторы выигрывают в конкурентной борь­бе у отечественных новаторов, перекупая у них топливно-энергетические ре­сурсы. Создаются предпосылки для подавления экономической эволюции в России, превращения России в энергетический придаток развитых стран.

В связи с этим в рамках стратегии социально-экономического развития Российской Федерации необходимо разработать специальную долгосрочную подпрограмму ограничения экспорта сырьевых и топливно-энергетических ресурсов, контроль за исполнением которой должен осуществлять непосред­ственно Президент Российской Федерации или наделенный соответствую­щими полномочиями представитель Президента.

Исходным пунктом разработки такой подпрограммы могли бы стать пересмотр заложенных Г. Грефом соотношений между внутренним потребле­нием и экспортом топливно-энергетических ресурсов, а также обсуждение мер, позволяющих реализовать практически эти новые соотношения. Наши расчеты показывают, что если энергоемкость ВВП будет снижена к 2010 г. на 25%, то для обеспечения роста ВВП со скоростью 5,5% в год необходи­мо, чтобы экспорт ТЭР сократился к 2005 г. на 16% относительно 2000 г., а к 2010 г. - на 37,5% (табл. 3).

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: